Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Виды и назначение узлов


Узлы. Их виды, назначение, характеристика

Работа на высоте всегда осуществляется с помощью веревки, а значит, с применением узлов.

Узлы отличаются по надежности, по сложности/нростоте завязывания, по возможности ошибок при их завязывании (т.е. по вероятности завязать ненадежный узел), по тому, насколько трудно или легко развязать затянувшийся узел, по области применения (для веревок или для лент), по способности ослаблять прочность веревки.

Существует множество различных узлов. Нет никакой необходимости знать и уметь завязывать их все. В практике спасательных работ применяются от силы два десятка видов узлов, но их необходимо знать в совершенстве, поскольку от правильности завязания узла зависит жизнь спасателя.

Контрольный узел служит для повышения надежности узлов, исключения возможности прохождения ходового конца (хвоста веревки) через узел (рис. 4.13). Во многих случаях применение контрольного узла строго обязательно.

Рис. 4.13. Контрольный узел:

а — начало завязывания контрольного узла; 6 — завязанный контрольный узел

На правильно завязанном контрольном узле концы выходят из узла вместе (рядом).

Выходящий из узла конец должен иметь длину, как минимум, равную пяти диаметрам веревки.

Узел «грепвайн» применяется для соединения веревок одинакового диаметра.

Не требует контрольных узлов.

«Грепвайн» ослабляет веревку, но меньше, чем другие узлы (рис. 4.14)[1].

Рис. 4.14. «Грепвайн»

Узел «восьмерка» применяется для крепления веревки к рельефу или к страховочной системе. Не требует контрольного узла.

Этот узел можно завязать петлей (рис. 4.15) или одним концом (рис. 4.16).

Рис. 4.15. Завязывание узла «восьмерка» сдвоенной веревкой

Рис. 4.16. Завязывание узла «восьмерка» одним концом

Узел «булинь» применяется для крепления веревки к опоре или для прикрепления человека к веревке в аварийных случаях[2] [3]. Преимущество узла «булинь» — простота завязывания и развязывания после снятия нагрузки с веревки.

Рис. 4.17. «Булинь»

Узел «ползет» при переменных нагрузках.

Применение контрольного узла обязательно.

Важно знать, что, если использовать в качестве рабочего конца, конец на который указывает перечеркнутая стрелка (рис. 4.17), узел «булинь» держать нс будет.

Узел «стремя» используется для закрепления веревки на рельефе. Узел состоит из двух разнонаправленных совмещенных петель (рис. 4.18).

После сильной нагрузки или на намокшей веревке трудно развязывается2 3. Возможно завязывание такого узла одним концом (рис. 4.19).

Рис. 4.18. Завязывание узла «стремя»

Рис. 4.19. Завязывание узла «стремя» одним концом

Узел «штык» («штык» со шлагом[4]) применяется для крепления веревки за опору, обычно за дерево или за бревно (рис. 4.20). Надежен, но на очень скользкой опоре и малом диаметре все же «ползет». Не затягивается. Главное достоинство этого узла: его можно развязать под нагрузкой.

Рис. 4.20. Узел «штык» со шлагом

Схватывающий (классический) узел используется для натяжения перил при переправе и при подъеме груза. Вяжется только веревкой меньшего диаметра на веревке большего диаметра. Будучи незатянутым, легко двигается по веревке, а при резкой нагрузке — затягивается и перестает двигаться (рис. 4.21)[5].

Возможно завязывание схватывающего узла одним концом (рис. 4.22).

Затянувшийся при резкой нагрузке схватывающий узел бывает очень трудно развязать или ослабить. «Не держит» при хвате ладонью за узел или

Рис. 4.21. Завязывание схватывающего узла

Рис. 4.22. Завязывание схватывающего узла одним концом

выше узла. При натягивании полиспаста (наведение веревочной переправы, подъем пострадавшего или подъем любого другого груза) схватывающий узел вяжется из двойного (6—8 мм) репшнура (сдвоенной петлей). Тогда он выглядит, как на рис. 4.23.

Узел Бахмана надежен, хорошо держит, а при снятии нагрузки легко развязывается. Возможно использование на мокрой и обледенелой веревках. При натягивании полиспаста, а также при самостраховке вяжется из двойного (6—8 мм) репшнура (сдвоенной петлей) (рис. 4.24).

Рис. 4.23. Схватывающий узел, выполненный с помощью сдвоенной веревки

Рис. 4.24. Завязывание узла Бахмана

Основные признаки надежности и ненадежности узлов. Сравним прямой и «бабий» узлы. На рис. 4.25 показано, как в прямом узле петля, образуемая темной веревкой (обведена пунктиром), стягиваясь, прижимает концы светлой веревки друг другу и таким образом увеличивает трение между ними, мешая узлу развязаться.

В «бабьем» узле (рис. 4.26) таких петель, стягивающих веревки и прижимающих их друг к другу, нет. Вследствие этого «бабий» узел не может затянуться и прочно держать.

Рис. 4.25. Прямой узел

Рис. 4.26. «Бабий» узел

Причины ненадежности «воровского» узла иные.

На рис. 4.27 стрелками показано направление, по которому движется веревка, вытягиваясь из узла.

На рис. 4.27, а (прямой узел) видно, что веревки, «выползая» из узла, движутся навстречу друг другу. Таким образом, благодаря трению «ползущая» из узла первая веревка препятствует «выползанию» второй — затягивает се. И наоборот, вторая «затягивает» первую. Направление движения веревок в местах их соприкосновения встречное, и это препятствует развязыванию узла иод нагрузкой.

На рис. 4.27, б («воровской» узел), наоборот, соседние веревки, «выползая» из узла, движутся в одном направлении. Естественно, одна из веревок «увлекает» за собой вторую, что способствует движению веревок в узле. В результате узел развязывается.

Рис. 4.27. Направления движений веревки при «расползании» узлов:

а — прямой узел; б — «воровской» узел

Эти принципы применимы ко многим узлам. Представляя движение веревок при развязывании узла, часто можно сказать, будет ли узел надежен, даже имея дело с незнакомым узлом.

Page 2

Карабины применяют при навеске веревки для соединения ее с ИСС, для соединения зажима (жумара) со страховочной петлей, в качестве тормозного приспособления при страховке.

Основу силовой схемы карабина составляет скоба различной формы (овальной, трапециевидной, асимметричной и т.д.) и подпружиненная откидная защелка (рис. 4.28). Некоторые модели карабинов снабжены предохранительной муфтой, предотвращающей самопроизвольное открытие защелки карабина. Все карабины, относящиеся к личному снаряжению или используемые для страховочных целей, должны иметь предохранительную муфту.

Большинство карабинов выдерживают без разрушения нагрузку от 1800 до 3000 кге (18—29 кН).

Однако это верно лишь тогда, когда нагружается длинная сторона закрытого и замуфтованного карабина. Если карабин открыт, то предельная

Рис. 4.28. Карабины нагрузка в два-четыре раза меньше. Если прилагаемая нагрузка приходится поперек длинной оси карабина, его прочность в два-четыре раза ниже, чем при нагрузке по продольной оси. При поперечной нагрузке в районе защелки прочность карабина определяется лишь прочностью оси, на которой вращается защелка, и составляет около 10% объявленной прочности карабина[1].

Page 3

Карабин, на который будет прилагаться нагрузка, должен быть всегда замуфтован. Поверхность карабина не должна иметь трещин, заусенцев, пропилов, ржавчины, сильной потертости и т.д. Защелка должна открываться легко и быстро. Необходимо удостоверится, что закрывается карабин свободно и полностью. Защелка должна фиксироваться муфтой (у карабинов с муфтой). При неисполнении перечисленных условий карабин должен быть уничтожен. Уничтожению подлежат также карабины, падавшие с большой высоты, так как при этом могут возникнуть микротрещины, сильно снижающие их прочность.

Рекомендуется вщелкивать карабин движением сверху вниз, а затем переворачивать так, чтобы муфта оказалась сверху. Это значительно упрощает дальнейшую работу с карабином и, как следствие, повышает безопасность.

Нагружаться должна «длинная» сторона карабина, при этом точек приложения нагрузки может быть только две. Если вщелкнуть в карабин три петли, дающие нагрузку, то одна из них может нагрузить карабин «поперек». Если нагружать «короткую» сторону, карабин легко разрушить. Никакие внешние предметы не должны касаться карабина — это чревато открыванием защелки или повреждением карабина. Нужно следить, чтобы карабин не нависал наполовину на перегибах рельефа, так как в этом случае он начинает работать на излом, что снижает его нагрузочные способности. В таких ситуациях его надо вывешивать на удлиняющих петлях[1].

studme.org

Классификация узлов

Высокая культура работы с верёвкой подразумевает не­прерывное расширение «ассортимента» узлов, умение их пра­вильно и грамотно применять.

Главным свойством любого узла является его функцио­нальность. Универсализм здесь может сослужить очень плохую службу. Вот по этому главному свойству и следует классифицировать узлы. В альпинизме принята следующая классификация:

I. Основные узлы –

это узлы, которые образуют незатяги­вающиеся петли на конце или в середине верёвки, хорошо держат при знако­переменной нагрузке и не склонны к саморазвязыванию; эти узлы используются для навески и страховки (т.е. таким узлам можно смело доверить жизнь); обычно в названия таких узлов входит слово «проводник» (но не во всех случаях); вяжутся такие узлы из петли или калышки (за исключением тех случаев, когда узел вяжется одним концом).

II. Вспомогательные узлы –

это узлы, используемые для «утолщения» верёвки, для связывания двух верёвок, незатягивающиеся узлы, затягивающиеся узлы, затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы, особые морские уз­лы, узлы для рыболовных снастей, деко­ративные узлы, маркерные узлы.

III. Специальные узлы –

такие узлы под нагрузкой обжимают перильную верёвку, обеспечивают в начале торможение, а затем и полностью ис­ключают перемещение вдоль перильной верёвки; а так же все те узлы, что используются совместно с различным спе­циальным снаряжением для осуществления спусков способом Дюльфера и торможения верёвки при страховке спускаемого (поднимаемого) груза или человека

Предложенная классификация узлов является условной. Но ей очень удобно пользоваться. Иногда возникают сомнения по поводу того, как классифицировать тот или иной узел.

Например, в туристской литературе встречный узел отне­сен к основным узлам. Моё мнение, что этот узел по своим функциональным свойствам всё же относится к вспомогатель­ным (т.к. связываются две верёвки). Предлагаю не вступать полемику. Давайте, прежде всего, подходить к этому вопросу точки зрения обеспечения безопасности. В то же время, если! вообще отказаться от классификации узлов и не делить их па признаку функциональных свойств, не изучать вопросы: «По­чему в каждом конкретном случае применяется именно этот узел, а не иной? Почему узел из класса «основные» можно менить только узлом из этого же класса, а не из другого, на-j пример, из класса вспомогательных узлов9» - то это обязательно! приведёт к трагическим ошибкам. Кроме того, если человек са-, мостоятельно готовится к путешествиям и не усвоил данный материал, то он за это поплатится сам, а так же могут постра­дать некоторые из его товарищей по походу. Но если руководи тель туристского кружка или секции сам имеет смутные пред ставления об этом, то за его ошибки будут расплачиваться во (!) его «воспитанники». Вопрос это очень (!) важный и есть в основания заострить ещё раз на нём внимание. В одном горо, ском центре детского и юношеского туризма и экскурсий в м< тодическом (?) кабинете висит стенд. На стенде представлен для изучения (?!) узлы самых различных классов, но под одни: общим заголовком «Основные туристские узлы». Вот вам пр мер воинствующего дилетантизма. Видимо, этим «методист; мало быть неучами, им нужно, чтобы это было всё нагляд: оформлено и представлено на общее обозрение.

studfiles.net

Виды узлов, практическое назначение

Раздел: Методика обучения туристическим навыкам

Тема: Организация проведения занятия «Виды узлов, практическое назначение»

Выполнил: Арабов Кирилл Тофикович

Дата: 25.01.2016

Воркута

2016

Тема: Виды узлов, практическое назначение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: Совершенствование туристического мастерства, посредством вязки туристических узлов.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с видами узлов, техникой вязки, назначением.

  2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.

  3. Развивать внимательность, сосредоточенность, способствовать развитию согласованности в работе рук и глаз.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование: веревки, репшнуры разного диаметра, методические разработки, карточки с заданием.

Структура занятия:

  1. Оргмомент – приветствие участников, проверка присутствующих, эмоциональный настрой;

  2. Актуализация знаний – сообщение цели и задач занятия, выявление имеющихся знаний по данной теме;

  3. Изучение нового материала – история возникновения узлов, виды узлов, требования к ним, способ вязки;

  4. Закрепление – соревнования на скорость и правильность вязки;

  5. Подведение итогов.

Общие методические указания:

а) воспитанников строить полукругом на время демонстрации и разучивания приема;

б) следить, чтобы во время демонстрации приемов репшнуры и провода лежали перед слушателями;

в) при обучении применять следующий порядок:

  1. назвать узел и его назначение;

  2. продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;

  3. предоставить время на разучивание приемов (сначала на твердой опоре, а при достижении четкого рисунка на репшнуре);

  4. проверить рисунок узла у каждого слушателя;

  5. при наличии ошибок предложить одному из слушателей продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными слушателями до полного его усвоения;

  6. при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;

  7. предложить слушателям, освоившим прием, перейти к вязке узла в рукавицах;

г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.

Методическая разработка

Тема: Виды узлов, их практическое назначение

  1. Из истории узла

  2. Назначение веревок и узлов

  3. Требования к узлам

  4. Виды узлов

Из истории узла

Узлы - это способ соединения веревок, лент, рыболовных лесок и различных нитей или само соединение веревок.

Говорят, что узлы ведут свое происхождение с древнейших времен. И уж наверняка — с тех пор, когда у человека впервые возникла мысль прикрепить каменные колеса к примитивным осям с помощью виноградной лозы.

Разумеется, еще раньше, на заре человечества, узлы широко использовались для конструирования ловушек и капканов для охоты, а в быту с успехом заменяли людям замки.

Веками искусство завязывания узлов играло в высшей степени значительную роль в жизни человека. Способы вязки постоянно совершенствовались. История напоминает нам о том, что самые первые тросы, канаты, веревки изготавливались из кордоподобных волокон деревьев и из полос, нарезаемых охотниками из шкур животных. Когда они по своим техническим и потребительским свойствам перестали отвечать нуждам первобытного человека, люди постепенно начали ткать, скручивать или сплетать из подручных материалов веревку все большей длины, заботясь о ее прочности.

В эпоху античности человечество уже накопило достаточный опыт в этой области деятельности. Древние египтяне делали веревку из льна, папируса, сыромятной кожи как минимум 3500 лет тому назад, подтверждают археологические раскопки. А в Китае знали веревку и узлы в еще более раннем историческом периоде, чем в Египте.

С узлами, их магической силой сопряжено множество самых невероятных преданий, особенно морских. Колдуны, ведьмы и существа, им подобные, как было принято считать, обладали чудодейственной способностью завязывать ветер в узлы. Моряки всегда слыли народом весьма суеверным, Если; верить распространенному предрассудку, мастера «нечистой силы» порой содействовали мореплавателям, «заштиленным» в открытом море, развязывая ветровые узлы.

Согласно преданию, три таких узла, будучи развязаны, могли активно способствовать рождению ветра, соответственно, умеренной силы, крепкого ветра и, наконец, шквала ураганной мощи. Подобные поверья бытовали в Лапландии, Финляндии, на Шетландских островах, в других северных странах, особенно, как мы понимаем, в морской среде.

Сейчас известно более 700 видов различных узлов.

Исторически сложилось, что законодателями «моды» в веревочно-узловом искусстве всегда были моряки. Однако и домохозяйки, и альпинисты, и туристы никогда не обходились без веревок. В общем, для многих вязание узлов область далекая и не самая нужная; они прекрасно обходятся без этого. А с узлами связываются лишь тогда, когда завязывают галстук или шнурки. Другие же, напротив, считают, что даже в быту умение вязать узлы дело все-таки полезное и нужное, и что это умение их не раз выручало.

Не будем забывать, что узлы элемент человеческой культуры и, конечно же, во всем несут ее отпечаток. Они имеют глубокое знаковое, ритуальное значение, отчетливо символическое.

Назначение веревок и узлов

Верёвки туристские - являются основным техническим средством для страховки в туристическом походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетических прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, которая окружена защитной оплёткой, так называемые плетёные верёвки, как на рисунке 1.

Для страховки и передвижения туристов на маршруте, служат верёвки, называемые основными, имеющие диаметр 9—12 мм. Обычная длина одной веревки – 40 м. и вспомогательные (или репшнур) диаметром 6-8 мм.

В ситуациях, когда применение веревок не связано непосредственно с безопасностью людей можно использовать любые веревки.

Требования к узлам

Вязать узлы – дело нетрудное. Гораздо сложней научиться вязать узлы правильно и быстро. Одно узлы под нагрузкой затягиваются, другие – нет. Некоторые узлы могут «ползти» - медленно развязываться, а другие же затягиваются так, что развязать их не удастся.

Завязанный узел должен:

  • Иметь правильный рисунок

  • Быть хорошо затянут

  • Иметь контрольные

  • Соответствовать образцу

Чтобы правильно и грамотно вязать узлы, нужна практика!

Виды узлов

КОНТРОЛЬНЫЕ

Страховочный (контрольный) узел - он препятствует проскальзыванию веревки и самопроизвольному развязыванию узла.

Простой узел (рис.1). Это простой и самый маленький по размеру из всех известных узлов. Простой узел применяют для предотвращения расплетения волокон на конце веревки. Простой узел завязывают на конце нитки. Иногда им связывают две ленты или платок. Он является составным элементом многих полезных и сложных узлов.

Недостаток: сильно затягивается, портит и пережимает веревку.

Восьмерка концевая (рис.2). Классический узел, он является отличным стопором на конце троса. Практичен для закрепления веревки или шнура, проходящего сквозь любое отверстие.

В отличие от «простого», при сильной тяге не портит трос и легче развязывается.

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ КОНЦОВ ВЕРЕВКИ

Веревку, возможно, потребуется удлинить, связав с другой веревкой.

1. Прямой узел (рис.3).

По свидетельству археологических находок этот узел применяли еще 5 тысяч лет назад египтяне. Если верить мифологии, античный герой Геракл завязывалтаким образом у себя на груди лапы шкуры льва - излюбленной одежды героев древнего мир.

Прямой узел прост, но ненадежен и не рекомендуется его использование в спортивном туризме, тем более, когда надо сделать

страховку, потому что сильно затянутый и даже намокший, он легко

развязывается, достаточно с силой раскачать один из его ходовых концов.

О прямом узле просто надо знать, но к практике; применения подходить критически. Использование без контрольных узлов не допустимо.

2. Рифовый узел (рис.4)

Получил свое название во время господства на море парусного флота, когда применялся главным образом при взятии рифов. Это, возможно, самый полезный из всех имеющихся в природе узлов. Крепкий, не скользит, легко завязывается и в случае необходимости можно легко и быстро развязать (раздернуть) закрепленный конец фала, репшнура или оттяжки палатки.

Рифовый узел похож на прямой, только на ходовом конце в узел продевается петля.

Если об ходовых конца связать вместе сложенными петлями, то получится двойной рифовый, который называют бантиком. Его часто используют на шнурках ботинок, в упаковке и т.п.

Используется рифовый узел, как вспомогательный, не работающий под нагрузкой, например, для затяжки горловины рюкзака.

3. «Встречный» или «встречная восьмерка» (рис.5)

Эти узлы очень надежны. Восьмерка вяжется несколько сложнее, зато меньше ослабляет веревку и легче развязывается после снятия нагрузки.

Используется для связывания веревок любого диаметра.

Контрольные узлы не вяжутся.

4. «Ткацкий» и грейпвайн (двойной ткацкий) (рис.6,7)

Не менее надежны «ткацкий» узел и грейпвайн (двойной ткацкий), однако развязать их после затягивания непросто. Односторонний элемент ткацкого узла и грейпвайна – простой узел - широко применяется как страховочный (контрольный) узел.

Ткацкий узел служит для оперативного связывания веревок одинакового диаметра.

Обязательны контрольные узлы. При больших нагрузках сильно затягивается.

При организации страховки, когда необходимо установить «глухарь» на опору (скала, крюк и т.п.) для этой цели веревка может быть связана узлом грейпвайн. Этот узел не требует завязывания контрольных узлов, а в затянутом виде не петле не мешает работе рук, узел компактен, но сложен в вязке.

5. Шкотовый и брамшкотовый узлы (рис.8)

Шкот - 310 управляющая парусом снасть. Шкотовый узел крепкий и надежный узел, хорошо держит под натяжением.

Шкотовый узел можно использовать для связывания веревок одинакового диаметра. Вяжется контрольный узел на ходовых концах.

Дополнительную надежность против скольжения можно обеспечить обхватом (обносом) петли ходового конца вокруг встречной веревки – брамшкотовый узел. Он используется для веревок как одинакового, так и разного диаметра. В альпинистской практике на современных синтетических веревках ходовые концы закрепляют дополнительно страховочными узлами.

Теперь нам надо конец веревки завязать на опору или обвязать вокруг себя.

6. Штык (рис.9).

На протяжении многих столетий узел полуштык и различные виды штыков служили простым и надежным способом крепления канатов, удобно и надежно закрепляют обледенелые или мокрые оттяжки палатки, тента.

Правильно завязанный штык не затягивается, он легко и последовательно развязывается даже на обледенелой веревке.

По требованию соревнований необходимо делать не менее 3 шлагов.

7. «Удавка» (рис. 10).

Близок по свойствам узел «удавка». Этот узел много веков применялся моряками, лесорубами, строителями. Его еще называют «лесной узел». Это надежный, очень прочный узел. Он сильно затягивается и чем сильнее натяжение, тем крепче держит охватываемый предмет, «удавка» должна иметь не менее 5 полных витков равномерно распределенных вокруг опоры. Ходовой конец веревки должен быть плотно прижат к предмету с противоположной стороны за счет натяжения веревки. Используется для привязывания веревки к дереву, столбу. Надежен при постоянной нагрузке. Этот узел запрещено использовать для организации навесных переправ.

Ряд узлов служат для получения незатягивающихся петель на конце веревки. Эти узлы применяют как для крепления за петлю с помощью альпинистского карабина, так и для обвязывания концом вокруг опор (в последнем случае - техника вязки узла несколько отличается и называется «вязка одним концом»).

8. Проводник – простой (рис. 11).

Узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине, может вязаться одним концом.

Недостаток: под нагрузкой сильно затягивается. «Ползет», особенно на жесткой веревке. Используется для крепления веревочной петли к чему-либо. При организации связок (в альпинизме) необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках.

9. «Проводник» - восьмерка.

Вяжется на всех видах веревок. Отличается прочностью и надежностью. Пол нагрузкой сильно не затягивается. «Не ползет». Восьмерка меньше пережимает веревку, легче развязывается, не требует контрольного узла.

10. Булинь (рис.12).

Это один из древнейших узлов, придуманных человеком. Египтяне и финикийцы применяли его на 3 тыс.лет до н.э. В английской морской технической литературе его именуют «королем узлов». Булинь, иначе беседочный узел (по названию мирской беседки - доски для подъема или опускания человека) компактен и универсален. Он содержит в себе элементы простого узла, полуштыка, прямого и ткацкого.

Булинь не портит веревку, не затягивается, не скользит, сам не распускается, по легко развязывается, когда это нужно. В альпинизме и туризме применяется для создания петли с сохранением внутренней величины, для страховки человека в горах, на переправах, во время спасательных работ, для любых видов крепежа.

При использовании булиня для страховки человека обязателен контрольный узел на нерабочем конце, который обвязывается вокруг края рабочей петли. При вязке булиня надо быть внимательным. Возможно, неправильное завязывание, при котором узел при нагрузке может самопроизвольно развязаться.

11.«Прусик».

Серия схватывающих узлов применяется для подъема на веревке, самостраховки, в качестве вспомогательных для растяжки тентов и палаток с регулируемым натяжением, для закрепления веревочной петли за середину опоры или веревки. Основной смысл схватывающихся узлов понятен из их названия: они легко передвигаются рукой вдоль основной веревки при снятой нагрузке, но при рывке самозатягиваются «схватывая» основную веревку.

Вяжутся петлей или одним концом для страховки, движения вдоль веревки. Вяжут веревкой меньшего диаметра на веревке большего диаметра.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балабанов И.В. Москва АСТ 2006 (изд. седьмое, без изменений),

  2. Константинов 10.С. Туристские слеты и соревнованияучащихся. Москва. 2000.

  3. Усков А.С. Практика туристских путешествий. Санкт-Петербург. Творческий центр «ГЕОС». 1999.

  4. Крайнева И.Н. Узлы. Простые, забавные, сложные. Санкт-Петербург. 1997.

Приложение

1. Простой

2. Восьмерка концевая

3. Прямой

4. Рифовый

Приложение

5. Встречный

6. Ткацкий

7. Грейпвайн

8. Шкотовый

Приложение

9. Штык

10. Удавка

11. Проводник простой, восьмерка

8. Булинь

Приложение

9. Прусик

11

multiurok.ru

Многообразие узлов

Человечество научилось использовать для своих целей узлы достаточно рано – наиболее старые примеры из обнаруженных были найдены на принадлежащей Финляндии территории. Их происхождение принято относить к позднему периоду каменного века. По мере становления цивилизации претерпевали различные изменения и способы вязки: осуществлялся переход от простых способов к более сложным. В зависимости от сфер использования различных способов вязки узлов происходило разделение их на виды и определённые типы.

Узел Булинь

Значение узлов в религии и культуре

Некоторые народы наделяли вариации скрепления верёвок при помощи узлов магическими свойствами. А у определённых цивилизаций существовал обычай накладывания на них табу. Наиболее известный образец этого встречался в Древнем Риме: совершавшим религиозные обряды в храме Юпитера служителям культа строжайше запрещалось носить одеяния, на которых присутствовал даже всего один узел.

Узлы

Для множества народов мира было характерным существование узлов особого назначения: культовых и священных. Среди наиболее известных примеров подобных узлов можно отметить следующие: арабская традиция завязывания узла на бороде от «дурного глаза» и демонических происков, китайский «узел счастья» — символ успеха и благополучия, древнееврейская эмблема племени Иуды, а также перевязывание пряди волос.

История возникновения

История узлов берёт своё начало с давних времён. Мощным стимулом для развития вязания узлов послужило становление парусного мореходства. Появившаяся в результате этого потребность в удобных и прочных инструментах спровоцировала появление многообразной коллекции новых способов вязки узлов. Следующий крупный сдвиг в этой области был отмечен в ХIХ-ХХ веках и находился в тесной взаимосвязи с возникновением туризма. Парусное мореходство к этому периоду уже успело перейти в область увлечений, вследствие чего необходимость в морских узлах существенно сократилась.

Узел Жозефина

Повсеместное увлечение своеобразными видами спортивного отдыха возродило забытые и побудило к образованию новых видов вязки узлов. Спустя некоторое время вязание узлов даже стало специфическим видом спорта.

Классификация узлов

Классификация узлов достаточно многообразна. Основной способ подразумевает классификацию узлов на простые и сложные. В зависимости от функциональности узлы также могут быть декоративными и практичными. Помимо этого, узлы принято классифицировать по целевому назначению, разъёмности, уровню надёжности и по использованию компонентов верёвки. Традиционная классификация делит узлы на следующие виды:

  • Привязочные (выбленочный, «удавка», пикетный, узел «удава», узел «питона»);
  • Штыковые (простой штык, рыбацкий штык, штык с обносом, паловый узел);
  • Вспомогательные (маркировочный, контрольный, верёвочная цепочка);
  • Галстучные («виндзор», «полувиндзор», азиатский, крестовый, диагональный, двойной);
  • Декоративные (турецкий, королевский, тройной плетёный).

В зависимости от предназначения существуют следующие основные типы узлов:

[wp_ad_camp_1]
  • Для крепления верёвки к определённому предмету;
  • Для утолщения верёвки;
  • Для связывания вместе двух верёвок;
  • Для выведения части верёвки из действия;
  • Для формирования петли на верёвке.

Это достаточно общая характеристика разновидностей узлов. Особые типы узлов встречаются в альпинизме, спелеотуризме и рыбной ловле. Всего насчитывается более 700 видов разнообразных узлов.

Змеиный узел

Сфера применения

Где используют узлы? Практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Узлы различных видов широко применяются в следующих отраслях:

  • В строительстве (при закреплении строп, для безопасности рабочих при страховке);
  • На производстве (для скрепления конструкций);
  • В медицине (при наложении швов во время операции);
  • В туризме (для страховки, для связывания верёвок);
  • В текстильной промышленности (при изготовлении одежды, товаров и различных аксессуаров для туризма).

Булинь

Даже в обычной повседневной жизни невозможно обойтись без узлов, их активно используют при необходимости зашить порванную одежду, завязать продуктовый пакет, вытащить при помощи троса автомобиль и во множестве других подобных случаев.

Важно знать Советы туристу Типы узлов Узлы

Last modified: 24.04.2017

hakuna-matata.blog

Основные узлы, используемые в альпинизме

«Узелок завяжется, узелок развяжется…» — так поет в когда-то популярной песне российская певица Алена Апина. Только вот в альпинизме узел надо завязать так, чтобы не было непредвиденного «развяжется», но вместе с тем при необходимости он должен легко развязаться.

Большая часть альпинистских узлов имеет морское происхождение. Вначале было море, лодка и парус… Отсюда и морские названия многих узлов.

Довольно часто мы используем различные узлы в быту, даже не задумываясь об их названии, происхождении и применении в альпинизме или мореходстве.

При классификации узлов в альпинизме чаще всего опираются на их назначение и выделяют 3 категории:

  • связывающие (или для связывания);
  • обвязочные (или для обвязки и петель);
  • вспомогательные.

Узлы для связывания лент и веревок

Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.

В первом случае чаще всего применяют:

  • прямой (морской);
  • грейпвайн;
  • шкотовый;
  • ткацкий.

Во втором:

  • встречный;
  • брамшкотовый;
  • академический.

Прямой узел

Прямой узел очень прост в исполнении: оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.

Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.

В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Пошаговая инструкция как завязать прямой узел

Грейпвайн

Узел грейпвайн считается надежным и красивым. Используют его не только для связывания лент и веревок, но и вязания петель для закладок и петель-оттяжек.

Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.

Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.

Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.

Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн

Встречный узел

Встречный узел идеален, если необходимо связать совершенно разные материалы, например, ленту с веревкой, веревку с репшнуром и т.д.

Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.

Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.

Пошаговая инструкция вязания встречного узла

Шкотовый узел

Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.

Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.

Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.

Пошаговая инструкция вязания шкотового узла

Ткацкий узел

Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.

Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.

Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла

Брамшкотовый узел

Брамшкотовый узел бывает одинарный и двойной.

Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.

Рекомендуется завязывать «контрольки».

Академический узел

Академический узел — это родственник прямого узла.

Идеален для связывания веревок разного диаметра.

Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.

Узлы для обвязки и петель

Эти узлы служат для обвязывания альпиниста при организации страховки и для образования незатягивающихся петель.

Помните начало фильма с участием Сильвестра Сталлоне «Скалолаз»?

Булинь

Булинь используют для привязывания к основной веревке.

Существует два варианта вязки узла. Традиционная последовательность и вязка одним концом веревки. Второй вариант более пригоден для связывания грудной обвязки страховочной системы.

Простой булинь требует фиксации контрольным узлом, так как он предрасположен к распусканию. Этот узел необходимо сильно затягивать всегда.

Пошаговая инструкция вязания узла булинь

Двойной булинь

Двойной булинь был предложен инструктором альпинизма Емельяновым Е.Б. для связывания страховочной системы как особо надежный.

При его вязке используется мягкая веревка или полуверевка около 5 метров или 20-ти миллиметровая лента.

Для узла характерно наличие двух петель самостраховки:

  1. На конце веревки, входящей в петли грудной обвязки.
  2. Эта более длинная, на конце которой соединяет петли беседки.

Этот узел позволяет при наличии самостраховки на короткой петле не только распустить нижнюю часть беседки, но и снять ее. Такой прием применяется при возникшей во время движения по скале необходимости переодеться (например, снять теплые брюки).

Узел проводник

Узел проводник имеет одно неоспоримое преимущество – необыкновенная простота его вязки.

Порой мы частенько используем его в быту, даже не подозревая, что узел-то альпинистский!

Так как проводник имеет свойство сильно затягиваться под воздействием нагрузки, то рекомендуется в сплетение вставить металлический предмет, что упростит в дальнейшем его развязывание.

Этот простой узел может быть сделан как в конце, так и в середине веревки. Один из узлов, часто применяемых на спасработах.

Применение:

  • при отсутствии обвязки для привязывания к середине веревки;
  • для связывания веревок.

Узел восьмерка

Узел восьмерка один из тех, которому не требуется вязка контрольных узлов.

Характерно, что он не затягивается и не ползет.

Этот узел получается в результате дополнительного пол-оборота петли после вязки начальной стадии проводника.

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Вспомогательные узлы

Сюда входит ряд узлов, которые необходимы при натягивании переправы и перил, при подъеме груза или человека.

Узел (петля) Гарда

Узел (петля) Гарда применим на веревке любого состояния. Очень прост в технике завязывания.

Используется:

  • при транспортировке пострадавшего;
  • для страховки.

Схватывающий узел

Схватывающий узел сдал свои позиции в разряде основных применяемых для страховки.

Вызвано это тем, что на практике и во время испытаний в экстремальных условиях очень часто случалось оплавление, а то и того хуже – обрыв узла. Однако он прекрасно справляется, когда отсутствует сильное трение при очень быстром перемещении по веревке.

Вяжется из вспомогательной веревки на основной. Есть два способа его вязки:

  • петлей;
  • одним концом репшнура.

Узел Бахмана и карабинный узел

Узел Бахмана (рис. а — в) можно легко протянуть по веревке при отсутствии нагрузки. Его надежность проявляется в любом виде работ по транспортировке пострадавших.

Можно вязать и на одинарной, и на двойной веревке.

Пошаговая инструкция вязания узла Бахмана

Карабинный узел (рис. г, д) имеет такие же характеристики и применение, как и узел Бахмана.

Стремя

Стремя можно назвать универсальным узлом, который очень просто завязать хоть на конце веревки, хоть в середине.

Его преимущества заключаются в том, что испытывая значительную нагрузку, он не затягивается, при этом легко распускается после снятия нагрузки.

Одно из применений — при вязке носилок.

Пошаговая инструкция вязания узла стремя

Узел УИАА (UIAA)

Узел УИАА имеет чисто альпинистское происхождение.

Международный союз альпинистских ассоциаций (UIAA — французское Union Internationale des Associations d’Alpinisme) рекомендует применение его только на эластичной и мягкой веревке для динамической страховки.

Главное правило вязки узла – учитывая направление предполагаемого рывка, правильно заложить витки узла в карабин.

Незаменим в спасательных работах, когда спускают пострадавшего, то для торможения веревки применяют этот узел при динамических способах страховки.

Пошаговая инструкция вязания узла УИАА

Узел рифовый (штыковой)

Узел рифовый считается одним из вариантов прямого узла.

Вяжется элементарно, держит надежно, развязывается легко даже при наличии нагрузки.

С его помощью закрепляют веревку в карабине под нагрузкой.

В альпинизме просто жизненно необходимо владеть искусством вязки узлов. Это умение может сохранить жизнь (а бывает и не одну!).

Однако это очень увлекательное занятие само по себе. Как знать, может начав учиться вязать узлы, вы почувствуете непреодолимое желание посетить райские уголки мира для скалолазов или хотя бы скалодром.

Видео

А в заключение посмотрите учебный фильм:

pro-extrim.com

Типы узлов и их применение

При выполнении ремонтных и монтажных работ металлургического оборудования, а также при выполнении разовых подъемов и перемещений отдельных грузов изготовление специальных сложных приспособлений дорого, трудоемко и занимает значительное время.

При выполнении таких работ стропальщик, как правило, пользуется отрезками канатов или универсальными стропами, применяя для строповки груза различные узлы и петли.

Прямой узел употребляют при подъеме груза и для связывания концов строповых канатов одинаковой толщины. Для его увязки концы канатов обносят один вокруг другого, загибают в обратных направлениях и снова обносят тем же способом. Следует обращать внимание на правильность вязки узла: у правильно завязанного узла ходовой и коренной концы каждого каната должны находиться на одной стороне. Часто встречающейся ошибкой при вязке этого узла является неправильное направление второго обноса ходовых концов, в результате чего ходовые и коренные концы располагаются по разные стороны петель. Необходимо иметь в виду, что прямой узел при большом натяжении сильно затягивается и развязать его очень трудно. Для предохранения каната от резких перегибов и для удобства развязывания между петлями узла закладывают обрезок трубы или деревянный брусок. Нагруженные концы канатов при натяжении должны находиться на одной прямой, чтобы узел сращенных стальных канатов под нагрузкой самопроизвольно не развязывался, свободные концы крепят к коренным зажимам или привязывают проволокой:

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рифовый узел является разновидностью прямого. Он предназначен для вязки пеньковых канатов, веревок и шнуров, когда требуется быстрое его развязывание. При подъеме тяжелых грузов этот узел не применяют. Такой узел завязывают так же, как и прямой, но при этом один из свободных кондов каната вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое, что позволяет выдергиванием одного конца быстро развязать узел. При вязке рифового узла следует обращать внимание на правильное положение концов в петлях.

Рис. 1. Узлы обвязки грузов: а — прямой; б — рифовый; в — простой штыковый; г—штыковый с двумя шлангами; д — штыковый с обносом; е — штыковый с двумя шлагами и обносом; ж—морской (незатягивающаяся петля); з — плотничий узел (удавка); и — мертвая петля; к — плоский узел; л — укорачивающие петли для уменьшения длины стропов; (/—IV—последовательность позиций вязки узла)

Штыковый узел применяют при вязке стальных канатов, для привязывания растительных и стальных канатов к различным предметам, грузам, имеющим рымы, обухи, цапфы, стойки и др., когда не может быть применен прямой узел. Свободный конец каната крепят к коренному зажимами или проволокой. Простой штык вяжут следующим образом; ходовой конец, заведенный за рым или обведенный вокруг стойки, обносят вокруг коренной части каната и пропускают в образовавшуюся петлю. При этом образуется полуштык. Такую операцию повторяют 1—2 раза, а ходовой конец прочно прикрепляют к коренному мягкой проволокой. Штык с двумя шлагами применяют для крепления стальных канатов к другим предметам и в случаях, когда канат подвергается сильному натяжению. При завязывании узла свободный ходовой конец обносят вокруг предмета два раза и далее вяжут как простой штык, с креплением свободного конца к коренному. Штык с обносом используют в тех же случаях, что и штык с двумя шлагами. Однако для привязывания стальных канатов использовать его не следует из-за сильного излома в обносной петле.

Морской узел употребляют для образования временных незатягивающихся петель при подъеме, подвешивании на крюк, подтаскивания грузов, при закреплении канатов к деталям большого размера. Узел хорошо держит груз, легко и просто развязывается, свободный конец не требует специального крепления.

Плотничий узел — удавку — используют для вязки концов пеньковых канатов при подъеме легких грузов. Он крепко затягивается, хорошо держит, удобен при подъеме гладких предметов. Для его завязывания конец каната обносят вокруг предмета, огибают коренную часть (!) и, несколько раз оборачивая вокруг наложенного на предмет шлака, образуют узел (III).

Для увеличения прочности узла его можно дополнить отдельным шлаком (IV). В этом случае узел именуют удавкой со шлагом.

Мертвую петлю используют при строповке различных тяжелых и легких грузов, малогабаритных и громоздких конструкций универсальными и облегченными стропами для подъема и перемещения. Мертвая петля крепко зажимает предмет, легко его поднимает, легко развязывается. Для подвешивания каната к крюку крана такую петлю не применяют, так как возможно ее самопроизвольное отцепление. При применении мертвой петли для строповки груза на одном конце каната петли его надо укладывать вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната.

Плоский узел служит для связывания канатов различной толщины (при соотношении диаметров 1:2), а также для связывания стальных канатов, так как в этом случае канат подвергается меньшим пережатиям’ и изломам, чем при других узлах. Завязывать этот узел удобнее, разложив концы канатов на ровной поверхности. Конец более толстого троса укладывают в виде петли, а более тонкого — подкладывают под петлю и последовательно проводят сверху коренного конца под ходовой конец толстого каната. Затем тонкий канат проводят сверху петли толстого каната, но под своей коренной частью. После этого ходовые концы канатов завязывают полуштыками (петлями вокруг коренных частей) и закрепляют тонкими линем или мягкой проволокой в случае стальных канатов.

Узел для уменьшения длины стропа. Вяжут узел следующим образом. Укорачиваемый строп укладывают на ровной поверхности и делают две петли (I), затем одну петлю обносят вокруг другой (II) и обе петли накладывают на крюк (III). После этого строп оказывается укороченным на длину одной петли (IV). Узел развязывается сам после снятия петель с крюка.

Гачные узлы служат для присоединения свободного конца каната к крюку. Ходовой конец обводят вокруг спинки крюка, закладывают в зев и накрывают коренной частью каната (рис. 2, а). Оба конца каната скрепляют под крюком мягкой проволокой. Для лучшего удержания каната при вязке узла ходовой конец обносят вокруг спинки крюка дважды (рис. 2, б), а также заводят в зев крюка и накрывают коренной частью каната. Узел, завязанный таким образом, именуют гачным узлом со шлагом. После завязывания узлов обоими способами обязательно следует проверить положение коренной части каната, которая должна прижимать ходовой конец к крюку в его зеве.

Рис. 2. Гачные (крюковые) узлы: а — простой; б — крюковый с нахлесткой; в —- без петель с нахлесткой; г — без петель: д — двойной; е — без петель с простой накладкой на двурогий крюк; ж — то же, с перекрестной накладкой; з — без петель с перекрестной накладкой за веретено двурогого крюка; и—то же, с простой накладкой; к — без петель перекрестной накладкой с нахлесткой на двурогий крюк; л — без петель накладка ценных стропов на двурогий крюк (/ — до; // — после затяжки)

Крановые гачные узлы употребляют при надевании стропов на двурогие крюки кранов. Существует три способа завязывания узла. Во всех случаях стропы следует выравнивать при малых напряжениях. При простой накладке стропов на рога крюков (рис. 2, в—е) стропы под крюком для укорачивания и повышения безопасности проведения работ схватываются стопоркой, изготовленной из стального каната сплесниванием в форме кольца. Длина стопорки должна быть такой, чтобы при натянутых стропах она удерживала их и в то же время не могла быть оборвана при натяжении стропов. При перекрестной накладке (рис. 2, ж) стропы ложатся на противоположные рога крюка, при этом один из стропов прижимает другой.

Накладка на два рога крюка (рис. 2, з) наиболее надежна. Ее применяют в том случае, если возможно раскачивание груза. Стропы при этом заводят так, чтобы каждый из них охватывал веретено крюка и лежал на его обоих рогах При заводке стропы схватываются под крюком стопоркой.

Рекламные предложения:
Читать далее: Строповка типовых деталей

Категория: - Строповка грузов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также