Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Тримаран из фанеры своими руками чертежи


Мини-тримаран «Вега» — проект и чертежи

Моторная лодка «Вега» глиссирует с одним водителем со скоростью около 50 км/ч.

При разработке проекта я задался целью создать надежную скоростную мини-мотолодку под мотор 20-25 л. с.

Основные данные мини-тримарана «Вега»
Длина, м 2,75
Ширина, м 1,28
Высота борта, м 0,52
Мощность подвесного мотора, кВт (л. с.) 14,9-18,5 (20-25)
Пассажировместимость, чел. 2

Суда с тримаранными обводами, в принципе, отличаются высокой устойчивостью хода, просторностью кокпита и могут эксплуатироваться под моторами относительно большой мощности; на волнении они могут поддерживать увеличенную, по сравнению с традиционными мотолодками, скорость хода. Все эти положительные качества тримаранов могут быть реализованы при минимальных размерениях. Неудивительно, что их все чаще применяют при создании картоп-мотолодок. Использовал такие обводы и я.

Общий вид и схема обводов мини-тримарана

увеличить, 1236х1552, 197 КБ

Хочу заметить, что из пятнадцати сконструированных и построенных мною лодок (с проектом и чертежами одной из них можно ознакомиться на этой странице) новая «Вега» — одна из самых удачных; в ней собраны лучшие качества всех предыдущих конструкций. Чтобы «уложиться» в длину лодки менее 2,8 м, пришлось решать ряд сложных вопросов: килеватость и остойчивость, ширина днища, расположение реданов, центровка, внутренняя планировка, защита от брызг, современный внешний вид и т. д.

«Вега» имеет тримаранные обводы днища с килеватостью на транце 16° и продольным реданом, проходящим вплоть до шп. 5. Кили спонсонов расположены выше ватерлинии. Спонсоны отделены от борта по высоте бортовым брызгоотбойником (шириной 25 мм). Острые ватерлинии спонсонов в носу способствуют плавному движению по волне высотой до 0,3-0,4 м, а плоские участки в кормовой части повышают гидродинамическое качество килеватого корпуса в целом и способствуют быстрому выходу на глиссирование. В корме днище выпущено за линию транца на 100 мм.

Таблица плазовых ординат мини-тримарана «Вега»

Линии № шпангоута
1 2 3 4 5 6
  Высоты от ОЛ, мм
Киль 96 19
Тоннель — Т 364 215 135 105 90 90
Киль спонсона — К. сп 260 150 110 95 90 90
Слом — Сл 387 265 210 182 175 175
Палуба при борте — Б 527 510 505 500 500 510
  Полушироты от ДП, мм
Редан — Р 130 190 215 220 220
Тоннель — Т 330 330 330 330 330 330
Киль спонсона — К. сп 510 523 529 529 529 529
Слом — Сл 557 590 595 595 595 595
Борт — Б 592 631 640 642 637 635

Примененные обводы эффективно уменьшают крен лодки на циркуляции или при ходе по косой короткой волне и одновременно обеспечивают большую площадь кокпита. Кокпит получился размером 1,60х1,10 м. Учитывая размеры лодки, пришлось отказаться от развитой палубы. Ширина потопчин сделана равной ширине верхних частей топтимберсов — 100 мм.

Удачно скомпонована на «Веге» носовая надстройка.

Носовая надстроечка с лобовым стеклом, защищающая водителя и пассажира от брызг, удачно вписывается в очертания корпуса. Лодка выглядит стремительной, летящей по волнам. Чуть заметная седловатость также хорошо смотрится при движении. Надстройка увеличивает объем носового багажника, доступ в который осуществляется через дверку, расположенную в передней панели водителя. Крыша ее, огражденная со всех четырех сторон, служит своеобразной полочкой.

Топливный бак располагается между шп. 3 и 4 и наполовину утапливается под пайол, опираясь на его обрешетник своей отбортовкой.

В кокпите установлены два мягких сиденья.

Система набора — смешанная. Поперечный набор составляют пять шпангоутов и транец. Шпангоуты сначала были вычерчены на листе бумаги. Затем очертания деталей переносились с чертежа через копировальную бумагу на заготовки (сосновая доска толщиной 14 мм). Сборка шпангоутов производилась прямо на чертеже на водостойком клею и гвоздях взагиб с установкой фанерных книц толщиной 3 мм.

Обвязка транца собрана из днищевых ветвей 50х15 и бортовых 100х15 с установкой мощного флора, стойки в ДП (ширина внизу — 200 мм, наверху — 600 мм) и подмоторной доски от борта до борта. Все эти детали вырезаны из доски толщиной 20 мм.

Киль выклеивался из двух реек сечением по 10х40 в специальном кондукторе. Сечения остальных деталей набора: днищевых стрингеров — 15х30; стрингера тоннеля — 20х25; киля спонсона, привального бруса, бортового стрингера — 20х20.

Толщина обшивки — 4 мм. Сначала обшивались участки между килями спонсонов и сломами бортов, затем борта и днище. Для скругления верха тоннелей использовался измельченный пенопласт, смешанный с жидким раствором эпоксидного клея. После отверждения клея эти участки обрабатывались до получения плавного перехода по радиусу. Корпус был оклеен стеклотканью на эпоксидном связующем (днище — в два слоя), а затем на него были поставлены продольные реданы на смоле и шурупах. Детали надстройки, вырезанные из 5-миллиметровой фанеры, крепились изнутри лодки к карленгсу по краю потопчины, имеющему сечение 20х15. Масса корпуса получилась равной 60 кг.

Испытания лодки показали все преимущества тримаранных обводов даже при столь малых размерениях. Волна до 0,30 м не ощутима; на более крупной волне, когда сильный ветер дует вдоль реки против течения, мини-тримаран уверенно глиссирует, перелетая с волны на волну, но без резких ударов. Диаметр циркуляции на полной скорости — 2-3 длины корпуса.

Лодка, рассчитанная на двух человек, выходит на глиссирование и с тремя. С мотором «Вихрь-М» скорость при нагрузке три человека равняется 35 км/ч, с двумя — 45 км/ч, а с одним водителем — 50 км/ч. Лодка может эксплуатироваться и под «Ветерком» (в этом случае целесообразно массу ее уменьшить до 45-50 кг).

«Вега» неизменно вызывает большой интерес любителей на лодочных стоянках, рыбаков, жителей прибрежных сел.

В. А. Мосолов, «Катера и яхты», 1981 г.

Комментарий редакции: проект мини-тримарана «Вега» отличается большой продуманностью и высоким качеством исполнения. Таких результатов можно добиться, конечно, только после долгих лет «селекции». Выбранные им тримаранные обводы, как никакие другие, сохраняют свои достоинства даже при предельно малых размерениях судна. Прежде всего, это высокая остойчивость на стоянке и на ходу, завидная мореходность, «лояльность» к применению относительно больших мощностей и, конечно, просторность кокпита. Характерную особенность внешности судна придает носовая надстройка, которая позволила на такой малютке выгородить сухое пространство для багажа, защитить пассажиров от ветра, обезопасить лодку от заливания через нос.

Чрезмерен, на наш взгляд, наклон транца. Ведь конструктор для улучшения стартовых характеристик и смещения точки приложения гидродинамической силы при кормовой центровке все равно выпустил днищевую обшивку за транец. В результате же теряется драгоценный полезный объем, и так в значительной мере «съедаемый» неоправданно большим для таких размерений лодки рецессом.

К сожалению, конструктор не делится впечатлениями о перевозке «Веги» на крыше автомобиля; можно, однако, предположить, что грузить ее и перевозить из-за развитой надстройки не очень легко. В целом же эта конструкция мини-тримарана заслуживает одобрения.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

vodnyimir.ru

Тримаран своими руками: а стоит ли?

VodaBereg советует Вам построить тримаран своими руками и почувствовать всю прелесть управления таким судном.

Если вы загорелись идеей построить тримаран своими руками, то не нужно торопиться. Перед тем как приступить к исполнению, прочтите соответствующую литературу и начертите примерный проект будущего судна. Изучите опыт тех, кто смог создать весельный тримаран своими руками у себя дома или на даче. Это упростит процесс и даст ориентиры. Чтобы построить более сложную модель — катер-тримаран — своими руками, придется потратить больше времени и денег, поэтому нелишним будет составить смету.

Преимущества и недостатки таких судов

Первый тримаран или как его еще называют морские сани – был сконструирован в конце 60-х прошлого столетия выходцем из Соединенных Штатов – Ричардом Коулом. Судно этого типа быстро получило признание и распространение у себя на родине, после чего начало покорять мир. Конструкция корабля за почти 60 лет несколько раз претерпевала изменения, пока не получила итоговый вариант. Чтобы понять причину растущей популярности тримаранов, нужно оценить их преимущества и возможные недостатки.

1. Остойчивость в несколько раз выше, чем у катамарана. Причиной этого стало, что из-за своей конструкции, центр тяжести сосредоточен исключительно на центральном корпусе. Например, в конструкции катамаранов, она полностью распределена по мостику, что снижает боковую остойчивость судна. 2. Повышенная прочность. 3. Низкая резкость боковой качки во время стоянки или движения. 4. Отсутствует замывание днища моста. 5. Тримаран, построенный своими руками легко вернуть в исходное положение в случае переворота. Для этого достаточно спустить воздух с бокового поплавка. 6. Малая осадка.

7. Небольшие размеры для легкой транспортировки.

Тримаран из-за особенностей конструкции идеально подходит для экстремального путешествия и способен выдерживать самые тяжелые погодные условия и сильный ветер. Недостатком таких судов является то, что из-за большой ширины, ему необходимо больше пространство для лавирования и поворота. К тому же, если собираетесь оставлять его на причале, ему придется выделить больше места, чем монокорпусникам.

Особенности конструкции

Из-за особенностей конструкции, достаточно сложно построить тримаран своими руками. Чертежи можно найти в свободном доступе в сети. Главной характерной чертой таких судов является их беспалубность. Основной и боковые корпусы связаны друг с другом посредством балок, которые сверху застилаются специальной сеткой и заменяют привычную палубу. Тримараны называют непотопляемыми не только из-за их устойчивости, но и из-за широты конструкции, что позволяет обходиться без утяжеленного киля.

Тримараны, построенные своими руками, разделяются на две основные группы в зависимости от исполнения:

1. Открытые 2. Обычные

В открытых свободное пространство между главным корпусом и боковым покрыто сеткой. Еще в качестве отдельного вида можно назвать складные тримараны. Их боковые корпусы можно складывать вдоль основного, что позволяется экономить пространство на причале и облегчает перевозку.

Строительство тримарана своими руками

Перед началом постройки тримарана своими руками нужно определить основные вещи:

• тип тримарана, от которого зависит и размер будущего судна, • материал, из которого будет изготовлено судно. В качестве материала для него подойдет дерево, сталь или другой металл.

После того как выбор был сделан в пользу того или иного проекта, проверьте наличие необходимых материалов. Подготовьте место, где будут проводиться работы по сборке. Кроме этого, внимательно изучите чертежи. Если решили внести изменения в конструкцию, то проведите дополнительные расчеты.

Строительство тримарана своими руками проводится в следующем порядке:

1. Разбивка плаза в натуральную величину. Не стоит использовать масштабирование, потому что не всегда теоретические чертежи соответствуют реальному положению дел. 2. Затем выполняются заготовки основного корпуса, и производится склейка элементов. В течение суток конструкция должна высохнуть, после чего переходите к основному креплению шурупами. 3. Эта же процедура относится и к боковым корпусам. 4. После изготовьте переборки и шпангоутные рамки. Затем, проклейте, просушите и закрепите все саморезами. 5. Соберите футокосы и уложите днище.

6. После чего необходимо собрать все составные части судна в соответствии с чертежами.

Обработайте внешнюю и внутреннюю поверхности рубанком, зашкурьте, зачистите и покрасьте их. Все основные элементы должны быть обязательно закреплены винтами, болтами или гвоздями. После сборки внимательно изучите корпус на отсутствие трещин. Перед первым серьезным плаванием проведите предварительные испытания недалеко от берега. Чтобы облегчить процесс строительства, можете приобрести разборные тримараны для их постройки самостоятельно. Срок изготовления таких заготовок составляет не более 2 месяцев.

vodabereg.ru

Строим яхту своими руками. Главная.

При постройке судна любители нередко сталкиваются с подобным явлением, когда практическая шпация конструктивного корпуса не совпадает с теоретической, а таблица плазовых ординат оговаривает построение только теоретических линий.

Это можно объяснить тем, что в стадии проектирования для удобства теоретический корпус разбивается на 10 или 20 теоретических шпаций, которые равны по величине, но при проработке общего расположения и конструкции корпуса расстояние между практическими шпангоутами делают неодинаковым и они занимают положение в корпусе, не совпадающее с теоретическим.

Таблица плазовых ординат составляется чаще всего по теоретическому чертежу, а следует принять во внимание, что при его разработке обычно используется масштаб не крупнее 1 : 10, при котором ошибка в 1 мм на чертеже дает отклонение в натуре 10 мм.

 Поэтому конструктор при разработке проекта чаще всего ограничивается координатой местоположения практического шпангоута, без уточнения его строительных размеров.

Как  же   изготовить   практические шпангоуты? Не лишне напомнить, что разбивка и согласование натурного практического плаза обязательны.

Точность построения практических шпангоутов обеспечит при постройке плавность изгиба продольных деталей набора и правильную форму обшивки без вмятин и резких перегибов, даст возможность изготовлять многие детали набора корпуса, (такие, как кноп, старн-кница, брештуки), с минимальной подгонкой по месту.

После разбивки и согласования плаза на бок и полушироту наносят по соответствующим ординатам вертикальные линии, определяющие положение практических шпангоутов по длине судна. В проекте, на теоретическом или конструктивном чертеже, оно задается ординатой, как правило — от ближайшего теоретического шпангоута.

Если практический и теоретический шпангоуты совпадают, например шп. 3, 4, 5 в проекте «Морской еж», достаточно лишь сделать соответствующую отметку. После этого можно приступать к изготовлению плаза практического корпуса, который определяет контур всех практических шпангоутов по внутренней поверхности обшивки.

Подчеркнем: разбивается только практический корпус; он отличается от теоретического прежде  всего тем, что на нем вычерчиваются только шпангоуты и переборки, которые существуют в натуре.  Для удобства последующей сборки вычерчиваются не половины, а целые шпангоуты.

Кроме — того, на каждом шпангоуте вычерчивается очертание всех составляющих его деталей: футоксов, флоров, книц, что позволит вырезать достаточно точные заготовки.

Изготовление плаза начинается с того,  что на листе  фанеры отбиваются линии ДП (диаметральная плоскость) и ОЛ (основная линия), а для круглошпангоутных судов еще и ватерлинии, батоксы и диагонали.

С теоретических бока и полушироты переносятся  опорные точка шпангоутов и по ним строится контур поперечного сечення. Рассмотрим это на примере построения шп. 5  «Морского ежа» и таранной переборки яхты «Калан».

В первом случае на линии  ДП практического плаза следует отложить (с соответствующим  обозначением) высоты киля, скулы, борта, слома палубы и палубы в ДП, снятые с проекции бок, и через эти точки провести линии, параллельные   ОЛ. Затем на этих  линиях в обе стороны от ДП надо отложить соответствующие строящимся точкам ординаты, снятые с проекции полушироты а полученные точки последовательно соединить между собой прямыми  линиями.

Если футоксы строящегося шпангоута имеют погибь, как у  шп. I на флортимберсах или у шп. 9′ на топтимберсах, то на проекциях бок и полуширота следует дополнительно  построить батоксы для днищевых ветвей или ватерлиний  для  бортовых.

Соответствующие теоретические линии надо отбить на плазе корпуса и на них строить точки, также снятые с проекции  бок или полуширота, В таких случаях обвод шпангоута необходимо проводить не по линейке, а по гибкой рейке.

Можно обойтись и более простым, с точки зрения построения,  но более трудоемким в постройке  (при подгонке шпангоутов)  методом. На этой ветви шпангоута, где должна быть погибь, припуск будущей заготовки отмечается по размеру наибольшей стрелки погиби соседних теоретических шпангоутов.

Заготовка футокса берется с учетом этого размера. В дальнейшем на стапеле этот припуск сострагивается при проверке рейкой малки шпангоутов.

При постройке  обвода переборки  яхты «Калан» на практическом плазе отбиваются линии ДП, батоксов, ОЛ и ватерлиний.

 По ординате конструктивного чертежа на проекциях бок и полуширота теоретического плаза наносится линия, соответствующая положению переборки по длине яхты,  затем с проекции  бок на практический корпус переносятся высоты киля,  батоксов и линии борта (ЛБ), которые откладываются на ДП.

Далее через эти точки проводятся горизонтальные линии и с проекции полуширота переносятся точки  ватерлиний и ЛБ, которые откладываются по обе стороны от ДП. Точки пересечения горизонтальных линий, проведенных по отложенным на ДП высотам батоксов, и теоретические линии соответствующих батоксов  также  должны лежать на контуре переборки.

Все отложенные точки соединяются плавной линией по гибкой рейке.

Если практический шпангоут совпадает с теоретическим, его можно переносить  с  теоретического плаза на  практический, например, при помощи  кальки.  Если ветви шпангоутов прямые, можно перенести на кальку только опорные точки, однако линии ДП и ОЛ (для круглошпангоутных судов и другие  линии  теоретического чертежа) обязательны.

Теоретические линии на кальке и практическом плаче следует совместить, точки шилом отложить на плаз. По обратной стороне кальки можно таким же образом отложить точки на другой борт.

Источник:  «Катера и Яхты», №97.

 

build-sailboats.jimdo.com

Домашняя яхт-верфь.

Существуя в условиях ограниченного судном пространства и замкнутого коллектива, моряки разнообразили жизнь, играя словами и придумывая морской жаргон. На российских судах, в частности, издавна принято, например, старшего механика называть Дедом, боцмана – Драконом, а плотника – Колобахой. Радиста обычно величают Маркони или, фамильярно, Марконя.

В Европе (кроме Германии) изобретателем радио почитается Гульельмо Маркони, в Германии таковым признается Генрих Герц, в США – Никола Тесла. Возникает естественное желание отстоять национальный приоритет и напомнить, что изобрел радио, как нам всегда говорили, наш Александр Попов. Попытаемся, по возможности, разобраться в этой ситуации.

Изобретателем способов передачи и приема электромагнитных волн (длительное время называвшихся «волнами Герца»), действительно является сам их первооткрыватель, немецкий ученый Генрих Герц. Открыв электромагнитные волны, он сосредоточился на их изучении, а не на практическом применении открытия, описав свои опыты в работе «О лучах электрической силы», вышедшей в декабре 1888 г. Этот год считается годом открытия электромагнитных волн.

Читать далее

В Финляндии Котку закономерно называют самым морским городом, и это не случайно – в радиусе 10 километров от нее в акватории Балтийского моря можно насчитать более 400 разнокалиберных островов, на многих из которых оборудованы хорошие причалы для маломерного флота.

В крохотной по численности населения Суоми зарегистрировано 700 тыс. судовладельцев. Но, если учесть, что для надувных лодок длиной до 5 м никаких документов не требуется, а за подвесные моторы без борта ежегодный налог не взимается (а разовый, между прочим, весьма либерален – 30 евро, независимо от мощности), то реальное число гребно-моторных единиц в этой стране может приближаться и к миллиону!

История Котки тесно связана с историей России, ведь сам город был возведен на месте крепости Роченсальм – западном форпосте Российской империи. После Абоского мирного договора (1743 г.) граница между нею и Швецией проходила по реке Кюми, которая впадает в Балтийское море у о. Коткансаари, где по приказу Екатерины Великой в 1790-х гг. и были возведены форты «Екатерина», «Елизавета» и «Слава».

Под руководством графа А. В.Суворова вдоль  Кюми за десять лет появилось шесть крепостей для защиты имперских рубежей от враждебных войск Густава III, флот которого с завидной регулярностью топил российские корабли Екатерины II, кстати, являвшейся его троюродной сестрицей.

Читать далее

Домашняя, или бытовая, метеостанция – комплекс приборов, измеряющих температуру, влажность и давление (термометр, гигрометр и барометр, объединенные в одном аппарате), реже – других метео параметров, как то: скорость и направление ветра (анеморумбометр), количество осадков (дождемер). Сейчас обычно это современные автоматические электронные устройства.

Есть метеостанции, измеряющие метеорологические субстанции только в помещении. Они, конечно, представляют весьма ограниченный интерес. В частности, аналоговая метеостанция – это обычно просто три прибора: термометр, гигрометр и барометр-анероид (стрелочный). Плохи они тем, что измеряют температуру и влажность лишь в помещении, что ставит под сомнение их необходимость вообще.

Цифровые метеостанции имеют электронный цифровой индикатор с современными электронными приборами в датчике. Более сложные метеостанции имеют выносной датчик, в который вмонтированы миниатюрные перечисленные приборы. Датчик крепится на проводе или даже может быть беспроводным, радиодатчиком.

Некоторые модели электронных метеостанций можно подключать к компьютеру и переносить в него погодные показатели. Такие метеостанции как правило относят к профессиональным. Есть возможность закрепить такой датчик на корабле, яхте, катере… Настоящий интерес представляют именно метеостанции с удобным выносным датчиком.

Читать далее

Невозможно сделать и шага в Интернете, чтобы не наткнуться на баннер или навязчивую рекламу, предлагающие что-либо купить. Это жутко утомляет, особенно когда тебе ничего не нужно. Иногда все же у некоторых людей возникает необходимость что-то купить или продать, и в таких случаях сразу ребром встает вопрос – куда податься?

Проблема становится еще сложнее, если купить надо что-нибудь из техники или аксессуаров для отдыха на воде  – при неправильном выборе можно потерять не только время, но и большие деньги. Многие не доверяют рекламе, лезущей из всех щелей Интернета, и правильно делают – ни одна уважающая себя фирма не будет пользоваться такими агрессивными рекламными средствами .

Если забить в поисковой строке самого известного поисковика Goоgle три слова: «Купить водную технику», то мы получим кучу бесполезных или узконаправленных сайтов, начиная от сайта катеров японских производителей до сайта, предлагающего оборудование для водоснабжения и канализации.

Уже лучше будут результаты запроса: «Купить катер». В этом случае мы с большей вероятностью попадем на нужный сайт, но тут другая проблема – в интерфейсе каждого второго сайта «без пол-литра не разберешься», а каждый первый перегружен рекламой или флеш-роликами настолько, что в глазах рябит.

Разработчики «молодого» бесплатного сайта http://www.rotatemarine.com/  постарались максимально сделать все «для людей»: просто и понятно. На сайте нет никакой информации, не относящейся к объявлениям о купле-продаже – ни рекламных баннеров, ни обзорных статей, ни ссылок на дружественные ресурсы.

Читать далее

Столкнувшись с желанием клиентов иметь сравнительно небольшой, но быстрый катамаран, польская компания «SunreefYachts», всегда готовая пойти навстречу своему заказчику, разработала новую парусную модель «Sunreef 58» – новинку 2011 г. Спуск на воду головного судна серии запланирован на май, за которым последуют еще два осенью.

Яхта «Sunreef 58» – это ответ на желание многих владельцев самостоятельно (без штатного экипажа) управлять небольшим и легким судном, но обладающим таким же качеством исполнения, совершенством и роскошью, как и остальные модели «Sunreef». Хотя вариант с размещением каюты штатного экипажа делает эту лодку также пригодной и для чартера.

Диапазон цен будет заметно ниже, чем у предыдущих моделей размером «60+»: базовая цена будет составлять 850 тыс. евро. В конструкции катамарана «Sunreef 58» ощутимо большое влияние предыдущей модели «Sunreef 62», небольшие изменения коснулись планировки палуб и общего дизайна.

Главный конструктор «Sunreef» поясняет: «В первую очередь мы изменили в соответствии с новейшими тенденциями положение мачты, переместив ее ближе к корме. Это позволит уменьшить продольную качку и повысит удобство передвижения по судну. Одновременно с этим, переместив часть судового оборудования вперед, мы добились уменьшения момента инерции, что позволит яхте более плавно двигаться на волнении.

Читать далее

Зачем люди едут на яхтенные выставки? У каждого свой резон: кто-то хочет просто поглазеть, кому-то надо залезть под пайолы конкретной лодки, а кому-то надо купить известную яхту с возможной скидкой. Я езжу на выставки, чтобы посмотреть новинки, пообщаться с коллегами или наладить новые контакты, ну и немецкую сосиску съесть.

В 2011 г. выставка в Дюссельдорфе оказалась очень бодрой, несмотря на общую европейскую депрессию: были и лодки, и посетители, и покупатели. Парусные яхты были представлены, как всегда, линейкой мейнстримов от гигантов судостроения, но и небольшие компании демонстрировали новинки. Значительное количество новых парусных моделей длиной 7–10 м продавали, конечно, немцы, но во время пристрастного допроса, как правило, выяснялось, что сделаны они в Польше.

Вообще, Польша за последние несколько лет шагнула далеко вперед, там сейчас активно строят не только «мазурские яхты» для себя, но и вполне качественные лодки для европейских заказчиков. Поэтому и мой новый проект «Soler-34/42» будут строить поляки, которые выиграли тендер у немцев, голландцев и даже испанцев.

Читать далее

Клайпеда (бывш. Мемель) существует вот уж 729 лет и всего лишь на месяц младше Стокгольма. Все, что происходило, происходит и будет происходить здесь, связано с морем, поэтому неслучайно в последние июльские выходные дни проводится праздник моря, который перерос из общегородского в национальный праздник всей Литвы.

Самым запоминающимся по своему размаху стал, пожалуй, праздник моря 2009 г. – тогда город принял около 1 млн. гостей, которые смогли наблюдать также финальный этап международной парусной регаты «The Tall Ship Races», которая проводится на Балтике по маршруту Гдыня – Санкт — Петербург – Турку – Клайпеда. Это было действительно неординарное событие для города с населением около 180 тыс. человек.

В регате участвовало 100 парусных судов из 19 стран, от самого большого в мире парусного судна «Седов» и огромного норвежского «Christian Radich» до небольших яхт. Погодные условия на последнем этапе были очень сложные, из-за чего с дистанции сошли 12 судов. Когда же в кильватерном строю одно за другим в порт заходили парусные суда и занимали свои места у 10 причалов, их радостно встречали горожане и гости города.

Зрелище было просто великолепным! Программа нынешнего праздника была весьма простой: на протяжении трех дней в старой части города шла очень активная торговля всем, чем можно, прежде всего, естественно, местными сувенирами и пивом – катализатором праздничного настроения.

Читать далее

Радиостанция на «Кон-Тики» имела позывные I2BL. Аппаратура была не  первоклассная и насыщена электрическими разрядами. Никто из нас не решался дотрагиваться без резиновых перчаток до Кнюта и Торстейна, когда они сидели за ключом.

Эрик Хессельберг, «Кон-Тики и я»

Современные радиостанции значительно совершеннее той, что имелась на плоту «Кон-Тики», на котором Тур Хейердал и его команда пересекли Тихий океан. Но чтобы радиосвязь не создавала лишних проблем ни вам, ни другим пользователям эфира, а аппаратура работала долго и надежно, стоит учитывать некоторые рекомендации по использованию радиостанций.

Читать далее

yachtshipyard.wordpress.com

Как построить лодку

Как я и обещал когда-то, хочу с вами поделиться чертежами своей лодки, а именно – «Амдермы-24». Информации получается много, поэтому пусть это будет несколько статей.

Сборы и погрузка

Тримаран

Наша лодка

На тримаране

Итак, лодка была построена в прошлом году, и успешно испытана. В ходе испытаний выявились кое-какие недостатки, и сейчас лодка дорабатывается. Я решил сделать новую рубку, свисающую за габарит центрального корпуса, а так же новые аутригеры большего объема, более длинные, и обладающие более глубоким килеватым днищем.

Общий вид тримарана

Источником вдохновения для центрального корпуса послужила знаменитая лодка Евгения Смургиса «МАХ-4», описанная в журнале КиЯ №109. Я немного переработал его обводы сообразно своим представлениям о судне. А так как МАХ-4 являлся ни чем иным, как народной лодкой с северного Урала, конструкция его чрезвычайно проста. Моя лодка имеет столь же незамысловатые обводы и собирается из фанеры абсолютно непринужденно – ведь ее прародитель строился вообще из 5 досок.

Позднее я вообще полностью переосмыслил конструкцию и понял, что делать центральный корпус разборным было большой ошибкой. Разборность ухудшает обитаемость, очень осложняет строительство, а пользы приносит очень мало: лодка оба раза перевозилась на прицепе только лишь с отделенной кормовой секцией. Но, что сделано – то сделано, и Амдерма останется разборной. Кроме того, если бы я строил лодку сейчас, то уже обладая кое-каким опытом, некоторые узлы упростил бы. Например, я бы не стал делать шпангоуты и переборки с традиционной обвязкой из деревянных брусков, а просто оставил их фанерными и приклеивал бы к обшивке просто на глатели, но об этом я упомяну чуть позже.

С другой стороны, сделать 24-футовый корпус цельным у меня просто не было физической возможности. Все секции были изготовлены внутри обычного дома размером 6х4м – иначе у меня ничего не вышло бы. Да и вообще я позже узнал, что такая модульная технология используется в большом судостроении, когда разные части огромного корпуса изготавливаются в разных местах, а потом собираются на верфи воедино. У меня получилось практически то же самое. Возможно, прочность разборного корпуса несколько меньшая, чем у цельного, но у меня все и так получилось очень крепким. В любом случае, чертежи, которые я приведу, пригодны для любого варианта исполнения.

Что же представляет из себя моя лодка? На мой взгляд, центральный корпус получился очень удачным. Он не тянет за собой воду, он весьма мореходен, комфортен, прочен, и почти не подвержен слеммингу. Точнее, шлепки иногда происходят на встречной крутой и короткой волне, но о них можно догадаться лишь по бурлящему звуку, производимому воздухом, попадающим под днище. Никаких ударов при этом не чувствуется.

Амдерма-24 является экспедиционной лодкой, предназначенной для длительных автономных походов. То есть она предоставляет разумный минимум комфорта для экипажа и максимальные объемы для перевозки различного груза. В лодку без проблем помещается 200 литров топлива для главного двигателя и электрогенератора, 48 литров газа для плиты, огромное количество продовольствия и снаряжения.

Мотор устанавливается в колодце, который находится в метре от транца, в кормовой секции. В этом есть и большое преимущество, и столь же большой недостаток. Преимущество заключается в том, что винт физически не может выскочить из воды, при каком бы волнении не пришлось идти. Недостаток заключается в риске повреждения мотора при наезде на препятствие, так как мотор не имеет возможности откидываться, а поднимается строго вверх на параллелограммном кронштейне. И действительно, прошлым летом я оторвал редуктор он «ноги» моего «Ветерка», ударившись о камень. Правда, в тот момент я проявил изрядную настырность в стремлении пролезть через непроходимое место. Если бы я был благоразумен, то с мотором ничего не случилось бы. Однако в ближайшем будущем я планирую установить какое-нибудь автоматическое устройство аварийного подъема мотора.

Все начиналось именно с центрального корпуса, который я изначально собирался использовать в однокорпусном варианте. Позднее проект однокорпусной лодки превратился в проект каютного тримарана. Но сейчас я могу сказать, что лодка вполне пригодна для эксплуатации и без всяких аутригеров. В однокорпусном варианте без каюты это было бы отличное утилитарное судно для рек и озер.

Ну а теперь перейдем непосредственно к изготовлению и чертежам центрального корпуса. Он имеет длину 7.5 метров, ширину – 1.55 метра.

Изготовление корпуса я начинал с вырезания и последующей обвязки шпангоутов и переборок. Элементы поперечного набора, как я уже говорил выше, лучше делать вообще без всякой обвязки. Так будет и проще, и надежнее. Ради чего делал обвязку я? Ну, во-первых, я тогда не имел никакого жесткокорпусного опыта и на меня очень сильно давил груз теоретических знаний, почерпнутых из книг и форумов в Интернете. Одной из важных задач для меня являлось обеспечение простой бесстапельной сборки корпуса. Корпус собирается по комбинированной технологии: т.е. это частично СиС, но сперва основа частей корпуса собирается на шпангоутах. Таким образом, я должен был обеспечить возможность прикрутить временными саморезами к шпангоутам нижние поясья бортов. И обвязка служила именно для вкручивания в нее саморезов и первичного приклеивания элементов обшивки к набору. Но все это можно упростить – достаточно использовать в начале сборки временные стальные уголки, которые в будущем были бы удалены по мере проклейки всех швов. А при использовании 6-милиметровой фанеры (у меня 9мм), возможно, хватит и обычных пластиковых хомутов.

Теоретический чертеж центрального корпуса

Таблица плазовых ординат

Шп.012345678910Тx ЛБ ЛС ЛД Описание линий штевня и транца xyxyxyШтевень Транец
0 750 1250 1750 2250 2751 3751 4751 5750 6401 6751 7507
630 561 522 487 457 433 398 382 387 400 410 441
480 335 254 185 128 82 27 17 55 104 139 231*
-120 -149 -173 -190 -199 -202 -198 -188 -171 -155 -144 -120
60 250 174 0 264 -120
7507 441 7478 229 7431 -120

* Обратите внимание, что точка ЛС на транце описана не высотой, а расстоянием по линии транца от КВЛ

Полушироты от ДП

 12345678910ТЛБ ЛС ЛД
224 356 475 577 659 751 746 657 560 494 321
211 331 436 525 596 678 672 585 487 420 250
71 133 185 225 256 284 268 208 143 100 0

Шпангоуты, в отличие от сплошных переборок, немного подрезаны по высоте и имеют сложную форму, поэтому ниже приведены их чертежи. Не забывайте о том, что во избежание концентрации напряжений, все внутренние грани должны сопрягаться плавно, без острых углов.

Переборки 3, 6 и 8 нужно изготовить по 2 штуки, так как они будут закрывать наши секции. Во время изготовления нужно просверлить в них отверстия в точке пересечения ДП и КВЛ – в будущем это потребуется для совмещения секций при монтаже соединительных книц.

Шпангоуты

Теперь перейдем к элементам обшивки. Они описаны при помощи координатных таблиц. Точкой отсчета служит пересечение двух средних линий. Я посчитал такой способ довольно удобным, и переносил детали на фанеру, пользуясь точно такими же координатами. Чертежи с компоновкой деталей на листах я приведу несколько позже.

После нахождения всех точек следует вычертить детали, пользуясь гибкой деревянной рейкой как лекалом. Рейка должна быть без сучков и иметь достаточную длину. Возле нанесенных на фанеру точек следует забить гвозди таким образом, чтобы загнутая с их помощью рейка, одной из сторон проходила точно по точкам.

После вычерчивания деталей необходимо нанести на них места расположения шпангоутов. Данные для этого приведены в нижней части таблиц каждой секции. Чтобы получить линию шпангоута, нужно всего лишь поставить на противоположных кромках 2 штриха, отмеряя по прямой линии расстояния от указанных в таблице точек до пересечения с кромкой. Это поясняется в чертеже 1 секции.

Очертания элементов обшивки

Секция 1

Обшивка секции 1

 1-21-11-ДxyxyxyA B C D E F G H Шпангоуты  A – Ш1 A – Ш1 H – Ш1 C – Ш2 D – Ш2 E – Ш2
-920 74 -974 307 -752 0
0 107 -300 260 0 105
897 151 300 236 730 184
924 -151 852 225    
0 -128 846 -225    
-902 -74 300 -237    
    -300 -253    
    -652 -265    
   792487
   492502
   516    
   503    

Секция 2

Обшивка секции 2

 2-22-12-дxyxyxyA B C D E F G H I K Шпангоуты  A – Ш4 A – Ш4 K – Ш4 B – Ш5 E – Ш5 F – Ш5
-1019 152 -1006 225 -1001 184
0 168 -500 229 0 255
1005 189 0 234 1001 283
1018 -189 500 235    
0 -186 1017 226    
-1004 -152 996 -226    
    500 -213    
    0 -209    
    -500 -213    
    -1007 -225    
   511502
   5020
   1005    
   1000    

Секция 3

Обшивка секции 3

 3-23-13-ДxyxyxyA B C D E F G H I K Шпангоуты  A – Ш7 B – Ш7 K – Ш7
-1002 189 -1008 227 -1000 284
0 178 -500 244 0 268
1000 169 0 248 1000 208
1003 -169 500 239    
0 -194 995 219    
-1000 -189 1007 -219    
    500 -207    
    0 -204    
    -500 -211    
    -993 -226    
   10000
   1000    

Секция 4

Обшивка секции 4

 4-24-14-ДxyxyxyA B C D E F Шпангоуты  A – Ш9 A – Ш9 F – Ш9 C – Ш10 C – Ш10 D – Ш10
-886 170 -887 219 -841 208
0 141 0 224 0 120
903 112 883 215 841 0
876 -112 850 -215    
0 -149 0 -203    
-893 -170 -845 -219    
   660654
   655688
   753    
   688    

Ну что же, на этом пока можно закончить. В следующий раз я поведаю вам о сборке секций корпуса лодки.

sevprostor.ru

ТРИМАРАН ИЗ… ЧЕТЫРЕХ ЛОДОК

Преимущества компактных складных лодок очевидны, недостатки тоже. В одном из старых номеров журнала «Моделист-конструктор» (на последней странице обложки) были опубликованы фотографии и краткое описание складного тримарана ленинградского кораблестроителя В.А.Вакуленко. Его тримаран состоял из трех складных корпусов, расположенных треугольником и связанных в одно целое решетчатой платформой. Самое замечательное в этой конструкции — крайняя простота изготовления корпусов. Это положено в основу и моей лодки.Она состоит из четырех одинаковых складных отсеков. Их борта, раскрытые и зафиксированные в этом положении распоркой, в плане напоминают ромб. В то же время подводные части отсеков имеют плавные обтекаемые обводы. Скрепленные банкой и двумя распорками отсеки и образуют тримаран.

Ромбовидное построение лодки в плане и треугольное в сечениях, а также выпуклые изгибы бортов придают всей конструкции особую прочность и жесткость, трудно достижимые в обычных складных лодках. Тримаран остойчив на воде, устойчив на курсе и быстроходен. Гребец сидит в нем, как на байдарке, — лицом по ходу вперед, но гребля здесь менее утомительна. Этому способствует естественная (высокая) посадка гребца, когда его ноги упираются в донья боковых отсеков, а руки с веслом располагаются на уровне пояса. Разъемное двухлопастное весло байдарочного типа изготовлено из листа дюралюминия и старых лыжных палок.

Каждый отсек лодки состоит из двух одинаковых фанерных боковин, соединенных по килю рояльной петлей длиной 600 мм. Петля к боковинам приклепана, но можно применить и короткие шурупы с последующим расклепыванием их концов. Кроме того, сложенные вместе боковины по трем сторонам периметра (кроме верхней — бортов) оклеены полоской прорезиненной ткани (можно оклеить и плотным брезентом) шириной 60 мм. Полоска служит своеобразным тканевым шарниром, позволяющим бортам отсека раздвигаться.

Складная лодка в готовом к плаванию виде:

1,6 — носовой и кормовой отсеки; 2,5 — распорки; 3,7 -4 — банка

Вариант лодки из трёх отсеков

Пресс для склейки отсеков:

1 — панели (ДСП, лист s16); 2 — прижим (стальной уголок 36x36x4, 10 шт.); 3 — болт М10×70 (10 шт.); 4 — склеиваемый отсек

Отсек в сборе:

1 —проушина (Д16Т, полоса s4, 2 шт.); 2 — боковины (фанера s4); 3 — верхняя окантовка (ткань, 4 шт.); 4 — накладка (прорезиненная ткань, 2 шт.); 5 — подкладка (Д16Т, полоса в 1,5, 2 шт.); 6 — шуруп М5 (4 шт.); 7 — тканевый шарнир (прорезиненная ткань); 8 — нижняя окантовка (резина); 9 — рояльная петля

Центральный узел соединения отсеков:

1,7 — носовой и кормовой отсеки; 2,8— боковые отсеки; 3 — накладка из прорезиненной ткани; 4 — центральный болт М6х110; 5 — шайба 9x32x2,5 (2 шт.); 6 — проушина

Этот шарнир в раскрытом состоянии испытывает на штевнях значительные нагрузки, направленные на отрыв ткани от боковин. Поэтому штевни усилены — прошиты синтетическими нитками через наколотые шилом отверстия с шагом 8—10 мм, а швы промазаны водостойким клеем. И еще. Для защиты тканевого шарнира от истирания киль отсека дополнительно оклеен узкой полоской резины, вырезанной из старой велосипедной камеры.

Борта отсека в середине — в местах максимального излома при раскрытии — прорезаны ножовкой на глубину 130 мм. Прорези заклеены накладками из той же прорезиненной ткани. Чтобы накладки при многократном раскрытии отсека не оторвались от фанеры, они, как и штевни, прошиты синтетическими нитками с тем же шагом 8— 10 мм и швы промазаны водостойким клеем.

Кромки бортов оклеены узкими полосками плотной ткани, которые придают отсекам законченный вид и предохраняют кромки от повреждений.

Склеенные отсеки ошкурены, пропитаны олифой и окрашены снаружи и внутри двумя слоями эмали ПФ-115.

Между собой отсеки соединяются проушинами — изогнутыми дюралюминиевыми пластинами, имеющимися в «носу» и «корме» каждого отсека. Проушины прикреплены к бортам винтами с потайной головкой через дюралюминиевые подкладки.

На изготовление лодки мне потребовались три стандартных листа 4-мм строительной фанеры размерами 1525×1525 мм. Все заготовки боковин я вырезал за один прием дисковой пилой. Для этого листы фанеры сначала распустил на полосы шириной 500 мм так, чтобы волокна ее наружных слоев были ориентированы в продольном направлении. Восемь полос сложил стопкой, скрепил по углам гвоздями, на верхнюю нанес по чертежу контуры боковины и просверлил бортовые отверстия и отверстия под винты крепления проушин. По намеченному контуру вырезал заготовки и ножовкой сделал по два параллельных пропила в бортах.

Изготовление отсеков из фанерных боковин и прорезиненных полосок с использованием водостойкого клея для дерева и ткани более качественно под прессом. Поэтому я применял простейший пресс: каждый склеиваемый отсек зажимал с помощью уголков и болтов между двумя листами ДСП, вырезанными по контуру боковины с небольшим припуском. Фанеру от ДСП отделял полиэтиленовой пленкой.

На берегу лодку я собираю в следующем порядке. Сначала все четыре отсека скрепляю одним , центральным болтом. Для этого боковые отсеки ставлю рядом, а концевые (носовой и кормовой) размещаю между ними так, чтобы внутренние бортовые отверстия боковых и отверстия проушин концевых совпали. Сквозь эти отверстия пропускаю центральный болт с шайбами и завинчиваю гайку-барашек. Упираясь ногой в противоположный борт дальнего бокового отсека, оттягиваю борт ближнего на себя и вставляю между ними банку, совмещая ее штыри с внешними бортовыми отверстиями. Затем развожу борта концевых отсеков и вставляю распорки. На болты распорок надеваю проушины боковых отсеков и завинчиваю гайки. Чтобы банки или распорки случайно не вырвались из рук и не нанесли серьезную травму, вставляю их штыри сначала в ближайшие к себе отверстия, а потом уже в дальние. Центральный болт и болты распорок не испытывают значительных нагрузок, поэтому сильно их гайки-барашки не затягиваю.

Банка:

1 —брус; 2 — ручка (алюминиевая труба 16×1,5); 3 — бортовая накладка (фанера s5, 2 шт.); 4 — штырь М8 (2 шт.)

Распорка:

1 — брус; 2 — упор (2 шт.); З — болт М8 (2 шт.); 4 — шуруп 4×20 (2 шт.); 5 — скоба подвески весла (сталь, полоса s2, 2 шт.)

Лодка в упакованном виде:

1 — пакет сложенных отсеков; 2,6— половинки разъемного весла; 3 — носовая распорка (кормовая — с обратной стороны пакета); 4 — центральный болт с шайбами и гайкой-барашком; 5 — банка (между отсеками)

Поручень тележки:

1 — поводок (стальная труба 28x25x1,5); 2 — стальная заклепка (d5, 2 шт.); 3 — проставка (алюминиевая труба 22×2); 4 — ручка (алюминиевая труба 18×2)

Разборная тележка для перевозки лодки:

1 — вилка; 2 — подкос; 3 — поперечина; 4 — болт М6 с гайкой-барашком; 5 — поручень

При известной сноровке сборка тримарана занимает всего несколько минут.

Разбираю его в обратном порядке. Когда всё разъединено, на скобы распорок навешиваю половинки весла. Плоские отсеки складываю в пакет; в середину (между отсеками) вкладываю банку, а снаружи, по бокам, — распорки, совмещая бортовые отверстия отсеков с отверстиями банки и распорок. Весь пакет скрепляю центральным болтом.

В упакованном виде масса лодки вместе с веслами — 18 кг. Переносить пакет на короткие расстояния можно с помощью ручки из дюралюминиевой трубки, прикрепленной шурупами к ребру банки.

Вилка тележки:

1 — болт М5 (2 шт.); 2 — перо (алюминиевая труба 22×2, 2 шт.); 3 — корпус (стальной швеллер № 5); 4 — болт М6 (с полукруглой головкой, квадратным подголовком и гайкой-барашком)

Подкос тележки (алюминиевая труба 22×2, 2 шт.)

Поперечина тележки:

1 — опорная площадка (Д16Т, 2 шт.); 2 — винт М6 (4 шт.); 3 — балка (стальная труба 28x25x1,5); 4 — контргайка М6 (4 шт.)

Положение упакованной лодки на тележке:

1 — пакет сложенных отсеков; 2 — тележка; 3 — передняя точка крепления (центральный болт М6х110); 4 — задняя точка крепления (болт М6х60)

Разборное весло:

1 — алюминиевая заклепка; 2 — лопасть (Д16Т, лист в 1,5); 3 — хомут; 4 — веретено (Д16Т, труба 16×1,5, 2 шт.); 5 — муфта (Д16Т); 6 — винт М3 (2 шт.). Показана левая половина весла. Правая— зеркальное отражение

На большие расстояния пакет перемещается на самодельной разборной двухколесной тележке. Пакет на ней крепится двумя болтами: центральным (через прорези в трубчатых подкосах) и задним (через проушину одного из отсеков к петле на поручне).

При изготовлении тележки я использовал колеса и ручку от детской прогулочной коляски, алюминиевые трубы-ножки от кровати-раскладушки и стальные трубы прямоугольного сечения от рамы письменного стола.

Колесные вилки и поперечина тележки соединяются двумя горизонтальными закладными болтами М6 с полукруглой головкой, квадратным подголовком и гайкой-барашком. В свою очередь, поперечина и поводок поручня — одним вертикальным болтом Мб с простой полукруглой головкой.

Грузоподъемность тримарана на воде около 100 кг. В его кормовом и носовом отсеках достаточно места для размещения походного снаряжения. Кроме того, конструкция позволяет при необходимости собирать ее из трех отсеков, оставляя четвертый (скажем, поврежденный) на берегу. В этом случае осадка лодки увеличивается не намного.

Лодка пригодна для прогулок, рыбной ловли и охоты на небольших реках, озерах и в прибрежной полосе крупных водоемов. В течение последних шести лет она эксплуатируется на Волгоградском водохранилище в окрестностях Саратова. Лодка легко преодолевает волны высотой до трети метра от катеров и теплоходов. Аварийный запас плавучести на открытой воде ей обеспечивают две слегка накачанные мотоциклетные камеры. Они размещаются в оконечностях лодки горизонтально и надежно удерживаются под распорками без дополнительного крепления.

П.УСОВ, г. Саратов

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

modelist-konstruktor.com


Смотрите также