Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Схема как вязать прямой узел


Прямой узел

11.05.2015 Бытовые узлыСвязывание двух веревокУзлы для альпинизмаУзлы для туризма

  • 1 Применение прямого узла
  • 2 Завязывание прямого узла
  • 3 Видео

Прямой узел – это самый известный человечеству и самый популярный в мире узел. Он применяется для связывания двух веревок (канатов), как правило, равного диаметра и одного материала. Также, это самый древний известный узел.

Археологи нашли доказательства, того что прямой узел был известен еще в Древнем Египте эпохи Древнего Царства (2900 лет до н.э.). В Древней Греции этот узел носил особое название Nodus Hercules или «Узел Геркулеса». Считалось, что мифический герой Геркулес именно таким узлом связывал на своем торсе шкуру побежденного ним Немейского лева. Сам по себе узел представлял (проще не придумаешь) два связанные в противоположные стороны друг с другом полуузла разных веревок. Прямой узел стал основой для формирования новых туристических типов узлов для связки двух веревок.

Применение прямого узла

Говорить о применении прямого узла можно очень долго. Такой узел используется везде, где только можно. С помощью него крепятся между собой веревки, канаты, тросы, кабели, (не проводимые электричесво), лески, нити и прочее. Прямой узел еще с самих давних времен применяется на кораблях, в канатных мостах, в бытовой жизни, на производстве, альпинизме и туризме. Очень часто прямым узлом пользуются для удлинения веревки (связывая две короткие части) или во время разрывов. Данный узел — совершенный, он всегда выручал человечество, и применялся, где только это было возможно.

Завязывание прямого узла

а) обычный способ вязки; б) – морской способ вязки; в) – ткацкий способ вязки; г) – морской способ развязывания

Существуют различные способы завязывания прямого узла. Наиболее распространенным является классический способ:

  1. Берем ходовые концы двух разных веревок;
  2. Одним концом оплетаем раз конец другой веревки;
  3. Берем ходовой конец другой веревки и делаем открытую петлю;
  4. Другим концом через отверстие петли протягиваем веревку, оплетая первый конец между первым переплетом и окончанием веревки;
  5. Затягиваем узел за оба концы;
  6. Прямой узел связан!

Быстроразвязываемой модификацией данного узла является рифовый узел.

Видео

Видео о том, как вязать прямой узел:

prouzel.ru

Прямой узел

Для связывания двух веревок одинакового диаметра и из одного материала используется прямой узел. Это самый простой, и в то же время самый древний тип соединения, который использовался нашими предками еще несколько тысяч лет назад.

Несмотря на древность, этот узел широко используется и в современном мире. В этой статье мы рассмотрим его основные характеристики, преимущества и недостатки, а также приведем детальную пошаговую инструкцию по его вязанию.

Основные характеристики прямого узла

Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).

Рисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязки

Это объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения. Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции.

История возникновения

Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.

Древние греки и римляне называли этот узел геркулесовым или геракловым, так как, по легенде, мифический герой Геракл завязывал с его помощью шкуры убитых львов у себя на груди.

Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.

Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи. При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.

Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.

Плюсы и минусы узла

Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).

Читайте также: Узел булинь

Это объясняется его многочисленными преимуществами:

  1. Он позволяет надежно соединить между собой веревки одинакового диаметра.
  2. Схема вязки отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички.
  3. При соблюдении правил использования, конструкция не развязывается и выдерживает определенную нагрузку.

При наличии достоинств, у прямого узла есть и определенные недостатки. Возможно, вы не знаете об этом, но при завязывании шнурков используется именно данный тип соединения. На практике это позволяет заметить, насколько он несовершенный. Веревки начинают скользить, могут развязаться или наоборот, затянуться настолько сильно, что их невозможно будет развязать и придется просто разрезать.

Рисунок 2. В морском деле используется не обычная прямая модель (слева), а специальный рифовый тип соединения веревок (справа)

Эти недостатки объясняют, почему в альпинизме, спасательных работах, ткацком промысле и такелажном деле используется не традиционная комбинация, а собственные вариации соединения. К примеру, один из самых надежных альпинистских узлов проводник был создан именно на базе прямого узла. Дело в том, что обычная конструкция не подходит для страховки, так как она может развязаться в любой момент. Именно поэтому используют либо вариации соединения, либо скрепляют готовый прямой узел контрольными. В морском деле также применяется вариация прямого узла – рифовый, который позволяет быстро уменьшить площадь парусов, но сама конструкция не развязывается при намокании веревки.

Где применяется

Кратко рассказать о сфере применения и назначении прямого узла чрезвычайно сложно, ведь он используется не только в специализированных промыслах, но и в повседневной жизни (рисунок 3).

Рисунок 3. Схема вязки зависит от сферы применения: а - обычный, б - морской, в - ткацкий, г - морской способ развязывания

Еще с древних времен он служит для вязки между собой веревок, тросов, канатов и лесок в морском деле, на производстве и в повседневной жизни. Довольно часто его используют и для удлинения веревки, особенно, если есть необходимость соединить ее в месте разрыва. Не задумываясь, мы часто используем такой узел и в повседневной жизни: для завязывания шнурков, плетения фенечек или вязки макраме.

Если вы сомневаетесь, правильно ли вы завязываете прямой узел, мы приведем детальную схему его вязки.

Технология завязывания прямого узла

Схема вязки выглядит предельно просто. Если вы уже интересовались, как завязать прочный морской узел, вы наверняка заметили, что это требует определенных навыков и усилий. Прямой тип соединения, напротив, отличается удивительной простотой, но при этом завязанные веревки не распустятся только в том случае, если соединение будет правильно использоваться.

Читайте также: Скользящий узел

Чтобы вы могли применять данный тип узла в быту, мы приведем основные требования к данному типу соединения и пошаговую инструкцию по его выполнению.

Основные требования

Ключевой требование к прямому плетению состоит в том, чтобы для его выполнения использовались только тросы или веревки одинакового диаметра. В противном случае соединение легко развяжется.

Для соединения шнуров или лесок разного диаметра применяются совершенно другие узлы, встречные и самозятягивающиеся, поэтому, если у вас есть необходимость соединить две совершенно разные веревки, прямого типа соединения лучше избегать, особенно, если он используется для страховки или в спасательной операции.

Следует принимать в расчет и сферу использования связанных таким образом веревок. Несмотря на простоту и универсальность прямого узла, его не принято использовать в спасательных операциях или альпинизме в традиционном исполнении. Дело в том, что при больших или переменных нагрузках плетение распускается, и от этого может зависеть человеческая жизнь. Поэтому для данных целей лучше применять другие, более надежные соединения, предназначенные именно для таких целей.

Пошаговое выполнение

Схем вязки простого узла существует достаточно много, причем отличаются они преимущественно сферой своего применения. К примеру, шкотовый узел не дает влажным веревкам развязаться при рифлении парусов, а ткацкий тип обладает повышенной декоративностью. Отдельно существуют модификации для вязки веревки на опоре. Такой тип соединения также отличается от классического (рисунок 4).

Научиться вязать прямой узел проще всего по традиционной схеме:

  1. Находим ходовые концы двух веревок одинакового диаметра и с одного материала.
  2. Одним концом веревки один раз оплетаем кончик другой.
  3. На ходовом конце второй веревки делаем небольшую петлю.
  4. Первым концом через образовавшуюся петельку протягиваем трос. В результате должна получиться оплетка первого конца веревки между первым переплетом и окончанием веревки.
Рисунок 4. Пошаговая схема вязки

После этого достаточно затянуть соединение, потянув за оба конца двух веревок, и узел можно считать готовым. Однако, если вы хотите укрепить конструкцию, желательно завязать еще и несколько контрольных узелков.

Возможные трудности и ошибки

Несмотря на то, что данный тип соединения часто используется в туризме, его нельзя применять в условиях, когда предполагается сильная нагрузка на веревки. Если трос будет сильно нагружен, потянув за один конец веревки, можно с легкостью развязать узел. Для подобных целей подойдут более надежные модификации: штоковый или морской узел (рисунок 5).

Рисунок 5. Несоблюдение технологии вязания может ослабить веревочное соединение

Кроме того, следует учитывать, что прочность соединения основана на трении двух концов веревки. Соответственно, для вязки лучше не использовать скользкие тросы из нейлона, так как они будут быстро развязываться.

Детальная схема вязки прямого узла показана в видео.

nowifi.ru

Как правильно завязать прямой узел?

Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).

История:

Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:

Применение:

Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:

Как правильно завязать:

Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots), вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?

Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону!  Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!

Использование в альпинизме:

Как известно, почти все альпинистские узлы имеют морское происхождение, т.к. мореплавание значительно старше альпинизма. Но не все морские узлы нашли применение в альпинизме. Прямой узел — как раз один из таких узлов и в альпинизме не используется. Для связывания двух веревок одинакового диаметра в альпинизме используется узел «грейпвайн».

Где же тогда использовать прямой узел?

Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узел вы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!

Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).

История:

Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:

Применение:

Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:

Как правильно завязать:

Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots), вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?

Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону!  Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!

Использование в альпинизме:

Как известно, почти все альпинистские узлы имеют морское происхождение, т.к. мореплавание значительно старше альпинизма. Но не все морские узлы нашли применение в альпинизме. Прямой узел — как раз один из таких узлов и в альпинизме не используется. Для связывания двух веревок одинакового диаметра в альпинизме используется узел «грейпвайн».

Где же тогда использовать прямой узел?

Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узел вы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!

cityescape.ru

Прямой узел: схема вязания. Как завязать прямой узел

Для начала полезно будет узнать определение рассматриваемого понятия. Узел – вариация соединения лент, разного рода нитей, веревок, лесок и прочего, их привязывание к самым разным предметам; способ создания петель. Сам процесс вязания узлов – дело несложное, однако делать это быстро и правильно, подбирать подходящие узлы в зависимости от ситуации - это уже требует определенных навыков и сноровки. Так, к примеру, один узел необходимо затягивать под нагрузкой, а другой – нет. Бывают и такие, которые «ползут» при медленном развязывании или же затягиваются очень сильно так, что их невозможно развязать.

В рамках водного, горного, пешеходного туризма, а также в альпинизме закономерно используются морские узлы. Специфика этих сфер превратила их не только в неотъемлемую составляющую техники преодоления встречающихся на пути преград, но и в способ образования временных конструкций в самого разного рода условиях.

Функциональная классификация существующих узлов

Рассматриваемые соединения стали выполнять на принципиально новых материалах (с точки зрения их свойств), в связи с чем возникли ранее неизвестные модификации узлов. Это привело к выделению их функциональной разновидности:

  1. Сращивание 2 и более гибких материалов в разных вариациях.
  2. Крепеж носителя узла (веревка соединяет 2 и более предмета между собой, 1 из которых может выступать в качестве веревочной опоры).
  3. Стопор носителя узла в разного рода отверстиях, включая и те, которые относятся к конструкциям рассматриваемых соединений.

Принято выделять следующие интерпретации:

  • схватывающие;
  • проводники;
  • контрольные (стопорные, выступающие дополнением несущего нагрузку узла);
  • стремена;
  • удавки;
  • прочие.

Как правило, туристические узлы бывают:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • страховочные, включая самостраховку.

Специфика терминологии касательно рассматриваемого понятия

Она связана непосредственно с узлами, а также разного рода гибкими материалами, которые используются для процесса их вязки. Для удобства термины, их обозначения представлены в виде таблицы.

Термин

Определение

Трос

Веревка особой выделки (основа – синтетические, растительные материалы)

Ходовой конец

Конец троса, который начинает движение в ходе вязки узла (по-другому - свободный)

Калышка

Петля троса (закрытая), которая сделана таким образом, что он сам по себе перекрещивается

Обнос

Совершение обхвата тросом предмета (другого троса)

Коренной конец

Конец троса, который не закреплен (не применяется при вязке)

Петля (открытая)

Изогнутый конец троса (перекрещивание с самим собой не происходит)

Полуузел

Перехлест (одинарный) 2 концов 1 троса (разных тросов)

Шлаг

Трос полностью оборачивает предмет (другой трос)

Требования, предъявляемые к вязке узлов

Для грамотного осуществления данной процедуры, безусловно, потребуется определенная практика. Именно она диктует ряд требований, предъявляемых к вязке узлов, а именно:

  1. Легко запоминающееся завязывание.
  2. Недопустимость самопроизвольного развязывания ни под нагрузкой, ни без нее.
  3. Отсутствие расползания при влиянии переменных нагрузок.
  4. Без надобности отсутствие вязания «намертво».
  5. Соответствие назначению.

Еще одно негласное правило – при наличии сомнения относительно правильности вязания целесообразнее от него отказаться.

Прочность веревки: условия и узлы, ее ослабляющие

Важно отметить тот факт, что рассматриваемые соединения могут существенно повлиять на состояние веревки. К примеру, такой узел, как «восьмерка», снижает ее прочность на четверть, а «булинь» - почти на треть, ткацкий – более чем на треть. Остальные узлы ослабляют прочность веревки практически в идентичных пределах. Помимо этого, стоит упомянуть и то, что морская веревка становится менее прочной в данных ситуациях на 10%. А если эксплуатация производится на 30-градусном морозе, то и на все 30%.

Грязные, просушенные на солнце, старые веревки или капроновые с нарушенной оплеткой внешней стороны уменьшают свою прочность наполовину. В связи с этим их применение в страховочных целях просто недопустимо.

Особое внимание в данной статье будет уделено прямому способу вязания.

Прямой узел: схема, определение, условия применения

Он применяется для связывания исключительно однотолщинных веревок. Прямой узел является вспомогательным. Им связывают тросы идентичной толщины при наличии небольшой тяги. Правильным считается, когда у каждой веревки концы идут вместе и параллельно, коренные же направлены друг против друга.

Наблюдается тенденция к саморазвязыванию при нагруженности веревки. Схема прямого узла нецелесообразна для применения в ситуации связывания двух веревок, имеющих разный диаметр, ввиду того что более тонкая рвет под нагрузкой толстую. Также в данной технике на концах должны присутствовать контрольные узлы.

Прямой узел отличается симметрией. Он широко востребован в рамках техники плетения макраме. При таком вязании прочность нейлоновой веревки снижается приблизительно на 63%, а териленовой – практически на 55%. Кроме того, прямой узел с большим трудом развязывается при намокании. Часто новички, для того чтобы облегчить его развязывание, заранее помещают в него карабин (палочку). Схема прямого узла представлена ниже.

Техника вязания рассматриваемого варианта соединения

После небольшого экскурса по теории можно перейти к практике, а именно к тому, как завязывать прямой узел.

Во-первых, с помощью 1-й веревки необходимо сделать петлю, а 2-й – требуемые обороты. Как уже упоминалось ранее, на ходовых концах должны присутствовать контрольные узлы, ввиду чего потребуется оставить 15-20 см. В ситуации, когда 1 конец сверху, а другой снизу, либо наоборот, прямой узел завязан неверно. Принципиально важно, чтобы ходовые концы выходили либо исключительно сверху, либо только снизу. Визуально узел напоминает 2 петли, которые удерживают друг друга.

Как вязать прямой узел на первом этапе, уже стало понятно, поэтому стоит перейти ко второй стадии. Итак, 2 веревки необходимо наложить друг на друга. Далее потребуется завязать 2 простых узла в противоположные стороны. Когда они завязаны в 1 сторону, получится соединение, имеющее название «бабий узел». На завершающем этапе завязываются уже известные контрольные узлы.

Прямой морской узел: достоинства, недостатки, нюансы

Главный плюс – несложный процесс вязания. Отрицательных моментов здесь два:

  • расползание при наличии переменных нагрузок;
  • сильная фиксация при значительных нагрузках.

Обязательно стоит учитывать следующие нюансы:

  1. Применяется прямой морской узел для связывания таких веревок, которые имеют одинаковый диаметр.
  2. Обязательным условием выступает наличие контрольных узлов.
  3. Данную технику можно применять для вязания рыболовных лесок.

История рассматриваемой техники

Согласно археологическим находкам, данным способом пользовались египтяне еще 5 тыс. лет до н. э. Древние римляне и греки именовали его как геркулесов (гераклов) узел. Это обосновывалось тем, что мифический герой по имени Геракл именно прямым узлом завязывал на груди передние конечности шкуры поверженного им льва. Римляне же использовали его для сшивания полученных ран, при лечении переломов.

Ранее уже было описано то, как завязать прямой узел. Его можно сравнить с двумя полуузлами, которые последовательно завязаны один над другим в противоположные стороны. Это считается самым простым способом, как сделать прямой узел.

Моряки, применяющие данный узел для связывания преимущественно тросов, использовали иную технику вязки. Ткачи, в свою очередь, завязывали его специальным, удобным исключительно для них способом.

Современным морякам мысль касательно взятия рифа прямым узлом покажется достаточно абсурдной. Однако именно им в эпоху парусного флота всегда брали рифы на суда с прямым вооружением: посредством 2 риф-сезеней привязывали полотнище прямого парса (его верхнюю часть) к риф-лееру.

Древние римляне именовали его как «женский узел» ввиду того, что именно прямым узлом молодые римлянки связывали кушаки туник во время первой брачной ночи. Молодой муж, согласно поверью, должен был быстро развязать его. Чем быстрее он это сделает, тем больше шансов, что невеста избежит бесплодия. Теперь становится понятным, почему раньше считалось важным обладать знанием не только того, как завязать прямой узел, но и как быстро его развязать.

Рифовый двойной узел

Как уже упоминалось ранее, в древние времена использование прямого узла моряками сводилось к взятию рифов. Именно по этой причине его второе название - рифовый узел. Что касается двойного прямого узла, его также называют фаловым. Моряки им практически не пользовались: для временного соединения штертов, других концов они применяли рифовый узел.

По Далю, прямой двойной узел называется еще «петельным узлом», «репейком (бантом)». Часто можно услышать и то, как его именуют байтовым узлом. Техника вязания его такая же, как и прямого узла, за исключением первого момента, когда во 2-м полуузле сначала складывают вдвое ходовые концы и только после этого завязывают. Он незаменим для шнурования ботинок, завязывания бантов в области шеи, бантиков на волосах, коробках, свертках.

Таким образом, прежде чем осваивать технику вязания двойного рифового узла, стоит попрактиковаться, как делать прямой узел.

Как завязать галстук прямым узлом?

Он подойдет для стандартных воротников. Данный способ в рамках рассматриваемой сферы изобретен в конце 19-го столетия в Англии.

Пошаговая инструкция того, как завязывать прямой узел на галстуке, имеет следующий вид:

  1. Сначала необходимо взять широкий конец любого галстука и положить его под узкий, проследив, чтобы последний был значительно короче.
  2. Далее потребуется пропустить широкий конец под узкий в направлении вправо.
  3. Затем лицевой стороной широкого конца следует провести влево.
  4. Потом необходимо пропустить этот конец между галстуком и воротником рубашки, медленно вытягивая вверх.
  5. Далее, придерживая узел, потребуется пропустить широкий конец сквозь лицевой узел.
  6. Остается лишь вытянуть узел, при этом плавно перемещая его до воротника и одновременно вытягивая вниз узкий конец галстука.

Посредством вышеприведенной инструкции можно научиться тому, как вязать прямой узел на галстуке. Это знание обязательно пригодится в быту и мужчинам, и женщинам.

Forward knot

Это английское название техники вязания прямого узла в процессе плетения фенечек. Он образуется сочетанием двух левых петельных узелков. Стоит сначала упомянуть основные понятия в плетении фенечек, а именно:

  • рабочая нить – именно ею вяжут все узелки;
  • узелковая – на ней узлы завязываются.

В процессе плетения они могут меняться (рабочая нить трансформируется в узелковую и наоборот). Принято выделять 2 вида петельных (простых) узлов, а именно:

  • левый петельный (рабочая нить фиксирует узелки с левой стороны от узелковой);
  • правый петельный (рабочая нить располагается справа).

На схеме рассматриваемый узел обозначен стрелкой (которая указывает по диагонали влево и вниз) по направлению плавного перехода рабочей нити. Цвет узла должен соответствовать цвету направляющей (рабочей) нити.

fb.ru

Прямой узел: схема вязания. Как завязать прямой узел

Для начала полезно будет узнать определение рассматриваемого понятия. Узел – вариация соединения лент, разного рода нитей, веревок, лесок и прочего, их привязывание к самым разным предметам; способ создания петель. Сам процесс вязания узлов – дело несложное, однако делать это быстро и правильно, подбирать подходящие узлы в зависимости от ситуации - это уже требует определенных навыков и сноровки. Так, к примеру, один узел необходимо затягивать под нагрузкой, а другой – нет. Бывают и такие, которые «ползут» при медленном развязывании или же затягиваются очень сильно так, что их невозможно развязать.

В рамках водного, горного, пешеходного туризма, а также в альпинизме закономерно используются морские узлы. Специфика этих сфер превратила их не только в неотъемлемую составляющую техники преодоления встречающихся на пути преград, но и в способ образования временных конструкций в самого разного рода условиях.

Функциональная классификация существующих узлов

Рассматриваемые соединения стали выполнять на принципиально новых материалах (с точки зрения их свойств), в связи с чем возникли ранее неизвестные модификации узлов. Это привело к выделению их функциональной разновидности:

  1. Сращивание 2 и более гибких материалов в разных вариациях.
  2. Крепеж носителя узла (веревка соединяет 2 и более предмета между собой, 1 из которых может выступать в качестве веревочной опоры).
  3. Стопор носителя узла в разного рода отверстиях, включая и те, которые относятся к конструкциям рассматриваемых соединений.

Разновидность узлов

Принято выделять следующие интерпретации:

  • схватывающие;
  • проводники;
  • контрольные (стопорные, выступающие дополнением несущего нагрузку узла);
  • стремена;
  • удавки;
  • прочие.

Как правило, туристические узлы бывают:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • страховочные, включая самостраховку.

Специфика терминологии касательно рассматриваемого понятия

Она связана непосредственно с узлами, а также разного рода гибкими материалами, которые используются для процесса их вязки. Для удобства термины, их обозначения представлены в виде таблицы.

Термин

Определение

Трос

Веревка особой выделки (основа – синтетические, растительные материалы)

Ходовой конец

Конец троса, который начинает движение в ходе вязки узла (по-другому - свободный)

Калышка

Петля троса (закрытая), которая сделана таким образом, что он сам по себе перекрещивается

Обнос

Совершение обхвата тросом предмета (другого троса)

Коренной конец

Конец троса, который не закреплен (не применяется при вязке)

Петля (открытая)

Изогнутый конец троса (перекрещивание с самим собой не происходит)

Полуузел

Перехлест (одинарный) 2 концов 1 троса (разных тросов)

Шлаг

Трос полностью оборачивает предмет (другой трос)

Требования, предъявляемые к вязке узлов

Для грамотного осуществления данной процедуры, безусловно, потребуется определенная практика. Именно она диктует ряд требований, предъявляемых к вязке узлов, а именно:

  1. Легко запоминающееся завязывание.
  2. Недопустимость самопроизвольного развязывания ни под нагрузкой, ни без нее.
  3. Отсутствие расползания при влиянии переменных нагрузок.
  4. Без надобности отсутствие вязания «намертво».
  5. Соответствие назначению.

Еще одно негласное правило – при наличии сомнения относительно правильности вязания целесообразнее от него отказаться.

Прочность веревки: условия и узлы, ее ослабляющие

Важно отметить тот факт, что рассматриваемые соединения могут существенно повлиять на состояние веревки. К примеру, такой узел, как «восьмерка», снижает ее прочность на четверть, а «булинь» - почти на треть, ткацкий – более чем на треть. Остальные узлы ослабляют прочность веревки практически в идентичных пределах. Помимо этого, стоит упомянуть и то, что морская веревка становится менее прочной в данных ситуациях на 10%. А если эксплуатация производится на 30-градусном морозе, то и на все 30%.

Грязные, просушенные на солнце, старые веревки или капроновые с нарушенной оплеткой внешней стороны уменьшают свою прочность наполовину. В связи с этим их применение в страховочных целях просто недопустимо.

Особое внимание в данной статье будет уделено прямому способу вязания.

Прямой узел: схема, определение, условия применения

Он применяется для связывания исключительно однотолщинных веревок. Прямой узел является вспомогательным. Им связывают тросы идентичной толщины при наличии небольшой тяги. Правильным считается, когда у каждой веревки концы идут вместе и параллельно, коренные же направлены друг против друга.

Наблюдается тенденция к саморазвязыванию при нагруженности веревки. Схема прямого узла нецелесообразна для применения в ситуации связывания двух веревок, имеющих разный диаметр, ввиду того что более тонкая рвет под нагрузкой толстую. Также в данной технике на концах должны присутствовать контрольные узлы.

Прямой узел отличается симметрией. Он широко востребован в рамках техники плетения макраме. При таком вязании прочность нейлоновой веревки снижается приблизительно на 63%, а териленовой – практически на 55%. Кроме того, прямой узел с большим трудом развязывается при намокании. Часто новички, для того чтобы облегчить его развязывание, заранее помещают в него карабин (палочку). Схема прямого узла представлена ниже.

Техника вязания рассматриваемого варианта соединения

После небольшого экскурса по теории можно перейти к практике, а именно к тому, как завязывать прямой узел.

Во-первых, с помощью 1-й веревки необходимо сделать петлю, а 2-й – требуемые обороты. Как уже упоминалось ранее, на ходовых концах должны присутствовать контрольные узлы, ввиду чего потребуется оставить 15-20 см. В ситуации, когда 1 конец сверху, а другой снизу, либо наоборот, прямой узел завязан неверно. Принципиально важно, чтобы ходовые концы выходили либо исключительно сверху, либо только снизу. Визуально узел напоминает 2 петли, которые удерживают друг друга.

Как вязать прямой узел на первом этапе, уже стало понятно, поэтому стоит перейти ко второй стадии. Итак, 2 веревки необходимо наложить друг на друга. Далее потребуется завязать 2 простых узла в противоположные стороны. Когда они завязаны в 1 сторону, получится соединение, имеющее название «бабий узел». На завершающем этапе завязываются уже известные контрольные узлы.

Прямой морской узел: достоинства, недостатки, нюансы

Главный плюс – несложный процесс вязания. Отрицательных моментов здесь два:

  • расползание при наличии переменных нагрузок;
  • сильная фиксация при значительных нагрузках.

Обязательно стоит учитывать следующие нюансы:

  1. Применяется прямой морской узел для связывания таких веревок, которые имеют одинаковый диаметр.
  2. Обязательным условием выступает наличие контрольных узлов.
  3. Данную технику можно применять для вязания рыболовных лесок.

История рассматриваемой техники

Согласно археологическим находкам, данным способом пользовались египтяне еще 5 тыс. лет до н. э. Древние римляне и греки именовали его как геркулесов (гераклов) узел. Это обосновывалось тем, что мифический герой по имени Геракл именно прямым узлом завязывал на груди передние конечности шкуры поверженного им льва. Римляне же использовали его для сшивания полученных ран, при лечении переломов.

Ранее уже было описано то, как завязать прямой узел. Его можно сравнить с двумя полуузлами, которые последовательно завязаны один над другим в противоположные стороны. Это считается самым простым способом, как сделать прямой узел.

Моряки, применяющие данный узел для связывания преимущественно тросов, использовали иную технику вязки. Ткачи, в свою очередь, завязывали его специальным, удобным исключительно для них способом.

Современным морякам мысль касательно взятия рифа прямым узлом покажется достаточно абсурдной. Однако именно им в эпоху парусного флота всегда брали рифы на суда с прямым вооружением: посредством 2 риф-сезеней привязывали полотнище прямого парса (его верхнюю часть) к риф-лееру.

Древние римляне именовали его как «женский узел» ввиду того, что именно прямым узлом молодые римлянки связывали кушаки туник во время первой брачной ночи. Молодой муж, согласно поверью, должен был быстро развязать его. Чем быстрее он это сделает, тем больше шансов, что невеста избежит бесплодия. Теперь становится понятным, почему раньше считалось важным обладать знанием не только того, как завязать прямой узел, но и как быстро его развязать.

Рифовый двойной узел

Как уже упоминалось ранее, в древние времена использование прямого узла моряками сводилось к взятию рифов. Именно по этой причине его второе название - рифовый узел. Что касается двойного прямого узла, его также называют фаловым. Моряки им практически не пользовались: для временного соединения штертов, других концов они применяли рифовый узел.

По Далю, прямой двойной узел называется еще «петельным узлом», «репейком (бантом)». Часто можно услышать и то, как его именуют байтовым узлом. Техника вязания его такая же, как и прямого узла, за исключением первого момента, когда во 2-м полуузле сначала складывают вдвое ходовые концы и только после этого завязывают. Он незаменим для шнурования ботинок, завязывания бантов в области шеи, бантиков на волосах, коробках, свертках.

Таким образом, прежде чем осваивать технику вязания двойного рифового узла, стоит попрактиковаться, как делать прямой узел.

Как завязать галстук прямым узлом?

Он подойдет для стандартных воротников. Данный способ в рамках рассматриваемой сферы изобретен в конце 19-го столетия в Англии.

Пошаговая инструкция того, как завязывать прямой узел на галстуке, имеет следующий вид:

  1. Сначала необходимо взять широкий конец любого галстука и положить его под узкий, проследив, чтобы последний был значительно короче.
  2. Далее потребуется пропустить широкий конец под узкий в направлении вправо.
  3. Затем лицевой стороной широкого конца следует провести влево.
  4. Потом необходимо пропустить этот конец между галстуком и воротником рубашки, медленно вытягивая вверх.
  5. Далее, придерживая узел, потребуется пропустить широкий конец сквозь лицевой узел.
  6. Остается лишь вытянуть узел, при этом плавно перемещая его до воротника и одновременно вытягивая вниз узкий конец галстука.

Посредством вышеприведенной инструкции можно научиться тому, как вязать прямой узел на галстуке. Это знание обязательно пригодится в быту и мужчинам, и женщинам.

Forward knot

Это английское название техники вязания прямого узла в процессе плетения фенечек. Он образуется сочетанием двух левых петельных узелков. Стоит сначала упомянуть основные понятия в плетении фенечек, а именно:

  • рабочая нить – именно ею вяжут все узелки;
  • узелковая – на ней узлы завязываются.

В процессе плетения они могут меняться (рабочая нить трансформируется в узелковую и наоборот). Принято выделять 2 вида петельных (простых) узлов, а именно:

  • левый петельный (рабочая нить фиксирует узелки с левой стороны от узелковой);
  • правый петельный (рабочая нить располагается справа).

На схеме рассматриваемый узел обозначен стрелкой (которая указывает по диагонали влево и вниз) по направлению плавного перехода рабочей нити. Цвет узла должен соответствовать цвету направляющей (рабочей) нити.

autogear.ru

Прямой узел

  • Главная
  • Контакты
  • Объявления
  • Словарь

Этот замечательный узел достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льваРимляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки .

Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его особым, удобным им способом . Автор книги берет на себя смелость заявить, что в толковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключения отечественных изданиях, была допущена грубая ошибка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел “надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины” и что “его очень трудно развязать, если он затянется”. Вот что сообщают нам о прямом узле современные морские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы. “Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить “клевант” (Справочник по морской практике. М.: Воениздат, 1969, с. 192). Почти то же самое говорится о прямом узле в атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова “Судовые такелажные работы” (М.: Транепорт, 1975, с. 3): “Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш”. Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегодняшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. рис. 94) брали рифы на малых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами. Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебниках по морской практике, изданных в нашей стране в прошлом веке, узел, о котором идет речь, имел два названия — “прямой”, и, как это ни странно, он же “рифовый”. Для примера заглянем в “Объяснительный морской словарь”, составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Петербурге в 1894 году (с. 265—266): “Прямой узел или рифовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел”. Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном “Морском словаре” (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: “Узел прямой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину узла не заложить клевант) он так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать”. Совершив экскурс в старые и современные энциклопедии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать следующее. В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется “The Reef Knot” — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин “прямой узел” (The Square Knot) ввел в английский морской язык американский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым матросом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу “Два года матросом” и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говорящие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наиболее распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же “The Reef Knot” — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — “Rabandsknop”, датчане и норвежцы — “Raabandsknob”. Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не “для связывания тросов примерно одинаковой толщины”, а для взятия рифов. Вот что говорится об этом в одном из лучших английских морских словарей по парусному делу — “Словаре морских терминов”, составленном А. Анетсдом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: “Самым обычным узлом для связки является рифовый, или прямой, узел. Он применим во многих случаях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни”. Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем “Международном морском словаре” (Нью-Йорк, 1972): “Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть”. То, что мы подразумеваем под названием “рифовый узел” , во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто “The Reef Knol”, a “The Slipped Reef Knot” (скользящий рифовый узел) или “The Draw Knot” и “The Half Bow Knot”. Ренэ дс Кершов пишет об этом так: “Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot”. Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характеристике втак затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать”? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1-2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис. 25, г. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец А и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец А нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец вправо, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставленного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно. Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по морской практике и такелажному делу пересмотреть толкование самой сущности прямого узла я рекомендации по его применению. Видимо, только в нашей стране к этому узлу существует необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами “Справочнике по морской практике”: “Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины”. В широко известной за рубежом “Книге узлов Ашлея” (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: “Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение - им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнетПосле завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу”. В другом месте своей книги Ашлей пишет: “Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых”. Не очень восторженно отзывался о прямом узле известный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: “Типовая морская практика для моряков торгового флота” (Нью-Йорк, 1922). Он писал: “Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней... Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.”. К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте связать два капроновых троса “примерно одинаковой толщины” прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приведет к трагедии.

И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, заметим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его “женским узлом”, потому что именно “геракловым узлом” молодые римлянки завязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, согласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.

  • 27 октября 2015 Гость (Лёша)
  • 19 января 2016 Гость (алина)
  • 28 апреля 2017 Гость (Yuri)

www.muzel.ru


Смотрите также