Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Река зуша фото


Река Зуша: общая характеристика, гидрология, использование

Зуша относится к водному бассейну Оки и протекает по Европейской части России через территории Тульской и Орловской областей. Протяженность реки составляет 234 км, а площадь водосборного бассейна — 6950 км². Зуша завершает свой путь на границе с Болховским районом, где впадает в Оку в качестве правостороннего притока.

Основные сведения

Зуша — относительно широкая, но неглубокая река с быстрым течением. Она берет начало на Алаунских высотах, расположенных в Тепло-Огаренском районе Тульской области у деревни Большое Минино. Исток имеет координаты 53°26′31″ с. ш. и 37°28′48″ в. д. Высота этого места над уровнем моря составляет 213 метров.

Устье расположено вблизи деревни Городище в пределах координат 53°26′56″ с. ш. и 36°23′08″ в. д. Место впадения в Оку выше уровня моря на 134 метра. Величина среднего уклона реки Зуши составляет 0,3 м/км. По ходу течения значение этого параметра постепенно уменьшается. В верховьях уклон составляет 1,33%, в средней части — 0,4%, а в низовьях — 0,2%.

Бассейн Зуши сильно залесен. К берегам плотно подступает растительность. Густота речной сети в пределах бассейна (вместе с притоками) составляет 0,32 км/км2. Озерность данной территории достаточно низкая (1%), практически отсутствуют заболоченные места (1%).

Река Зуша имеет 19 притоков, среди которых наиболее крупными являются Грунец, Филинка, Грязная, Раковка и Верещага. Остальные реки из этого списка имеют протяженность менее 150 км.

В пределах Орловской области река Зуша является самым крупным притоком Оки.

Характеристика русла и речного бассейна

Зуша характеризуется весьма неглубоким руслом (до 2 метров), сильно варьирующимся по ширине. Самыми узкими частями являются верховья (от 5 до 40 м). По направлению от истока к устью ширина постепенно увеличивается, но в конце вновь сужается. В среднем течении расстояние между берегами доходит до 60 м. В низовьях реки ширина варьируется от 35 до 100 м.

Участок реки верховья среднее течение низовья
Особенности русла слабо извилистое, с овражной эрозией на берегах представляет собой чередование практически прямолинейных двухкилометровых участков с излучинами местами врезанное, с периодически встречающимися разветвлениями
Глубина, м 0,4-0,5 на перекатах; до 4,5 на плесах 0,8 на перекатах; 2-2,5 на плесах от 1,3 до 1,8 (обычная глубина); 3,1 на плесах; до 0,7 на перекатах
Дно каменистое каменистое песчаное
Ширина речной поймы, м 30 80 250

Широкие места заливного типа на реке Зуше отсутствуют. Берега в основном обрывистые и скалистые. Пойма лугового типа, используется в сельскохозяйственных нуждах. Бассейн характеризуется развитым карстом.

Вначале река Зуша течет на юго-запад, проходя через Корсаковский и Новосильский районы, а затем круто меняет направление на северо-западное, сохраняя его до устья. Этот поворот имеет вид живописного округлого изгиба.

На территории Орловского региона расположена основная часть реки Зуши. В Тульской области находится небольшой начальный отрезок русла.

Вдоль берегов Зуши расположено множество старинных населенных пунктов. Самыми крупными из них являются города Мнецк и Новосиль. При этом Зуша протекает на значительном удалении от областных столиц (Орла и Тулы).

Гидрология

Река Зуша имеет преимущественно снеговой характер питания. Объем годового стока составляет 0,918 км3/год, а за секунду через отдельную точку русла проходит 29,1 кубических метров воды (среднее значение многолетних замеров, которые производили в 37 км от устья).

Большую часть года река Зуша находится в режиме межени. Период половодья очень короткий (около 30 дней), но на него приходится большая часть годового стока (52%). Самое минимальное значение водного расхода зафиксировано для зимней межени (17%). На летне-осенний период приходится 31% годового стока.

Половодье обычно начинается в третьей декаде марта и заканчивается примерно в тех же числах апреля. В это время максимальная величина расхода воды составляет 511 м3/с, а пиковая — 1790 м3/с. В период летне-осенней межени дожди могут приводить к паводкам, которые длятся не более двух недель. В это время расход воды увеличивается до 254 м3/с. При отсутствии паводков он может опускаться до 138 м3/с. Зимой водный расход самый минимальный (12,4 м3/с).

Ледостав на Зуше довольно продолжительный (около 122 дней). Река замерзает уже в середине ноября, а ледоход начинается только в первой декаде апреля. В начале марта верховья Зуши покрыты самой мощной ледяной коркой. В низовьях пласт замерзшей воды достигает максимальной толщины к концу февраля. Весеннее таяние льдов занимает около 11 дней.

Река отличается быстрым течением (0,2-0,3 м/сек), на некоторых участках имеющим порожистый характер. Однако Зушу все-таки не стоит сравнивать с горными реками, которые развивают скорость от 1 до 4,5 м/сек.

Использование и инфраструктура

В настоящее время Зушу используют в трех направлениях:

  • отдых;
  • рыбалка;
  • энергоснабжение.

По участку реки от устья до точки на 35 км выше по течению раньше ходили суда. От города Мценска до места впадения в Оку транспортировали грузы. В настоящее время судоходство на Зуше отсутствует.

На реке построена Лыковская гидроэлектростанция, дающая мощность 1300 кВт/ч. Другие действующие ГЭС в Орловской области отсутствуют. На русле Зуши также сооружены 3 плотины, которые в настоящий момент заброшены.

В рейтинге рыбных рек Зуша занимает далеко не последнее место. Здесь обитает более 20 представителей ихтиофауны. На самый эффективный улов можно рассчитывать в период с мая по июнь. Наиболее рыбным участком считается начало реки (первые 10 км русла).

fb.ru

Зуша, 12-14 июня 2009 года

к другим отчетам

От города Новосиль до города Мценск. 12-14 июня 2009 года. Детский поход. 26 человек. Два катамарана-3, два Таймень-2, Таймень-3, Щука-3, Щука-1, две КНБ.

Лоция

Лоция реки соответствует движению катамарана специальной конструкции, предназначенного для гребли байдарочными вёслами. Скорость его движения была немного меньше скорости движения байдарки Щука. Парусность у катамарана больше, поэтому на участках с сильным встречным ветром скорость его движения была низкой. В связи с этим в лоции на отдельных участках возможны небольшие отклонения.

1 день

Старт от автодорожного железобетонного моста у г. Новосиль.

0-48(чистое ходовое время, часы-минуты) Мост из бетонных плит, перегораживающий часть русла реки. Прошли справа от него.

1-19 Монастырь на высоком склоне правого берега Зуши. Красивй вид сверху на окрестности.

1-51 Автодорожный мост. Прошли под ним справа.

2-47 Встали на обед на лесной полочке левого берега реки.

3-37 -- 3-47 Обнос (10 минут) справа пешеходного низкого мостика в деревне Вяжи-Заверх. Церковь, скальные выходы.

4-48 -- 5-03 Низкий автодорожный мост из бетонных плит. Не удобный обнос по камням справа (15 минут).

5-40 Великолепное место на правом берегу Зуши в берёзово-дубовой роще среди цветущих люпинов. Остановка на ночёвку.

2 день

6-03 Высокий железобетонный автодорожный мост перед деревней Одинок. За ним через 100 метров низкий пешеходный мост, не доходящий до право берега реки. Правее пешеходного моста есть сброс воды шириной около 10 метров по мелкому перекату. Проводка судов по этому перекату длиной 5 метров.

7-03 Развалины старого моста при деревне Городилово. Проход под левым берегом.

9-02 Обед на крутом лесистом склоне левого берега реки.

12-07 Левый приток Алёшня.

12-19 Остановка на ночёвку на пумпыре правого берега.

3 день

12-38 -- 12-58 Обнос по левому берегу (20 минут) плотины в Бол.Лыково.

13-58 Впадение правого притока реки Чернь.

14-50 Большой автодорожный железобетонный мост трассы.

15-32 Высокий автодорожный железобетонный мост во Мценске.

15-54 Высокий железный мост во Мценске.

16-09 Автодорожный железобетонный мост во Мценске.

16-18 Антистапель на левом берегу реки в конце города.

1 день -- 5 часов 40 минут.

2 день -- 6 часов 39 минут.

3 день -- 3 часа 59 минут.

Заброска

От Курского вокзала города Москвы до города Мценск мы добирались на поезде N603 Москва-Орёл. Отправление поезда из Москвы в 23-43, прибытие во Мценск в 5-38. Стоимость плацкартного билета 516 рублей.

Во Мценске автовокзал находится в стороне от железнодорожного вокзала. Рядом с железнодорожным вокзалом есть автобусная остановка и небольшая площадь, на которой в ожидании пассажиров стояло штук 20 легковушек. Все они были без верхних багажников. Часть из них встречала пассажиров этого поезда и сразу же разъехалась. Газелей, универсалов и микроавтобусов не было. На автобусной остановке стоял автобус, который почти сразу заполнился и уехал. Наша группа туда не влезала ни при каком раскладе.

Мы поговорили с одним из оставшихся водителей и он, позвонив, вызвал несколько новых легковушек. Обычно за дорогу от Мценска до Новосиля с пассажиров берут по 600 рублей с машины. Нас было много, и у нас были крупногабаритные вещи. Поэтому сначала мы договорились о заброске от Мценска до автодорожного моста через Зушу за городом Новосиль по 700 рублей с машины. И стали паковаться в 6 легковушек. Но, когда мы уже частично загрузились в некоторые машины, водитель, с которым с самого начала мы и договаривались, захотел поднять цену. Он сказал, что при таком количестве груза меньше, чем за тысячу рублей с машины он нас не повезёт, и никто не повезёт. Или надо брать дополнительные машины. Попытки снизить цену до разумной величины результатов не дали. Тогда мы вынули рюкзак с переднего сидения и начали разгружать вещи из багажника. На лице водителя нарисовалась растерянность. Он поинтересовался, что мы собираемся делать. Мы объяснили, что если его не устраивает доставка нас и вещей по первоначально обговорённой цене, то мы будем искать другие варианты. Поняв, что добыча ускользает, водитель продолжил утверждать, что 700 с машины маловато будет, но уверенности в его голосе уже не было. Тогда я предложил ему: или 750 рублей за каждую машину или мы ищем другой транспорт. И согласие было сразу достигнуто. Более того, водитель седьмой машины, которая оказалась лишней, остался не доволен тем, что его услуги нам не понадобились.

Договоры с водителями, погрузка и размещение рюкзаков заняли у нас около полутора часов. В принципе, в качестве запасного варианта, мы рассматривали возможность добраться до автовокзала и договориться там про заброску на автобусе или Газелях. Но на это пришлось бы потратить лишние час-полтора.

До Новосиля мы добрались примерно за час. Собирали суда на правом берегу Зуши рядом с автодорожным мостом, соединяющем город Новосиль и деревню Заречье. Место вполне пригодное для стапеля.

Описание маршрута

Фотографии лежат на http://pics.livejournal.com/oleg_volkov/gallery/0001cb21

В районе моста вода в Зуше прозрачная. Много водорослей, дно каменистое с примесью ила. У моста и ниже по течению в русле встречаются бетонные блоки, автомобильные колёса и прочий мусор. В районе Новосиля глубина реки 1-1.5 метра, есть небольшое течение. Среди водорослей шарахаются здоровенные серые рыбины килограмма по 2 весом и длиной до полуметра. Обалденное зрелище, когда несколько таких крокодилов одновременно уходят из-под весла. Вода в реке была очень тёплая, дети много купались. Переворот катамарана

Километра через три ниже Новосильского моста с правого берега из трубы был сброс в реку канализации. После этого вода в реке помутнела, и на протяжении ближайших километров присутствовал запах канализации.

Населёнка по берегам присутствует. И, хотя к воде она подходит не часто, располагаясь наверху, глаза всё-таки мозолит. Левый приток Неручь нам отследить не удалось. На всём протяжении пройденного участка реки видели только пару впадающих родниковых ручьёв.

Много мостов. Некоторые из них низко расположены над поверхностью воды. Под ними приходилось с трудом протискиваться. При более высоком уровне воды, они потребуют обноса. Обнос низкого моста

Кроме того, несколько мостов пришлось обносить. Обносы были не удобные. Для детского похода с большим числом судов это немного утомило. Особенно не понравились обнос плотины в Бол.Лыково и железного моста с бетонными плитами на начальном участке реки, где суда пришлось тащить по острым обломкам бетонных плит. Обнос по обломкам плит

На пройденном участке встретилось несколько перекатов. Ширина Зуши менялась от 35 до 50 метров. Вначале река местами сужалась, метров до 25-30, образуя быстрины. Во второй половине маршрута ширина реки была порядка 50-60 метров при глубине от 1 до 3 метров. Перед Лыковской плотиной река расширилась до 80-90 метров. Подпор плотины начинает ощущаться за 5-6 км выше по течению.

Берега Зуши высокие, крутые, поднимающиеся над водой местами на 50-60 метров. Вдоль берегов Зуши часто встречаются выходы известняка. Катамаран на фоне известнякового склона

Как правило, это слоистая отвесная плита, на большом протяжении выступающая из склона на высоте от 10 до 25 метров над уровнем воды.

Есть грибовидной формы навесы и углубления между скал в известняке, образующие небольшие пещеры. Особенно красиво смотрится берег у монастыря. Здесь же рядом с водой есть родник. Берег у монастыря

Леса по берегам встречаются, но их не много. Обычно они растут на верхней, пологой части берегов высоко над водой либо на самом склоне, круто спускающемся к воде. При этом пологой полочки у воды, пригодной для стоянки уже не остаётся. Ровная площадка недалеко от воды рядом с лесом или в самом лесу для маршрута по Зуше очень большая редкость. Автобус-пастух перед д. Одинок

Леса в основном состоят из берёзы, орешника, клёна и вяза. Реже встречается дуб, совсем редко сосна. Вдоль береговой линии, как правило, растёт ветла и ольха. Поэтому дрова найти не сложно.

Луговые берега Зуши покрыты ковром луговых цветов. корабль лугов и полей

Дно обычно каменистое с илом. Выходы на берег, как правило, заиленные. По всему руслу реки много водорослей. Берега глинистые. Поэтому после дождей глина смывается в реку и вода в ней мутнеет.

Рассказ о том как в этом походе Шеф вытащил из грязи застрявший там грузовичок только с помощью чуткого словесного руководства можно посмотреть http://oleg-volkov.livejournal.com/65638.html#cutid2

На всём протяжении маршрута в русле водоросли. Вначале, после Новосиля, перед Мценском и в черте города водорослей особенно много. На этих участках реки вода, очищаясь на водорослях, становится более прозрачной. В средней же части маршрута вода в Зуше была мутной.

В районе деревни Одинок мы видели, как с высокого крутого склона правого берега реки стартовал дельтоплан. Дельтоплан

Река широкая, берега высокие. Поэтому в ветреную погоду ветер может сильно замедлить продвижение. На тех участках реки, где берега свободны от леса, ветер был особенно сильным. Приходилось упираться, чтобы преодолеть те петли реки, на которых ветер был встречным.

Для первой ночёвки нам досталось великолепное место. Это ровная площадка над рекой в берёзово-дубовой роще среди поля цветущих люпинов. Хороший выход на берег, много дров. Место первой ночёвки

На всём протяжении реки сложно найти хорошее место для стоянки. При этом часть пригодных для стоянки мест была занята автотуристами. В окрестностях не так много водоёмов. На выходные, особенно в жаркую погоду, сюда приезжает на отдых много отдыхающих. Много рыбаков. При необходимости срочно найти стоянку для обеда или ночёвки могут возникнуть трудности. Как правило, только удачное стечение обстоятельств может позволить срочно найти удобное красивое место не занятое ни кем.

Для второй ночёвки хорошее место мы прозевали. Удобное стояночное место было после деревни Петровское. По левому берегу там удобные березняки подходили к воде. Березняки по левому берегу

Понадеявшись на то, что на обратной стороне петли они тоже подойдут к воде и мы найдём приемлемую площадку, мы прошли мимо. Но нам этого не удалось. Оказалось, что левый берег понижается и становится топким до самой плотины. А правый, поросший лесом берег круто, местами отвесно, поднимается вверх. Правый берег Зуши на петле перед плотиной

При этом мест для стоянки не было. При впадении левого притока Алёшня берега тоже топкие. Пришлось встать на лысом правом берегу напротив деревни Лыково-Бухово. Стоянка на пумпыре

Плотину в Бол.Лыково обносили по левому берегу. Обнос длиной около 50 метров, не удобный. Сначала подъём на насыпь плотины, потом спуск, местами крутой, по скользкой глинистой тропинке. Перепад воды на плотине около 4 метров. Ниже плотины начинаются более населённые берега. Почти постоянно вдоль реки идут дачи, деревни и посёлки. На протяжении последних 30 км перед Мценском стоянок на которых бы было приятно встать на ночёвку нет. Почти все подходы к воде заняты отдыхающими. Лишь в устье Черни было небольшое пригодное для стоянки место, но по противоположному берегу Зуши тянулись дачные участки.

При въезде в город Мценск по правому берегу начинаются красивые известняковые обрывы. Выходы известняка в Мценске

Прямо над ними располагаются гаражи, от которых вниз под обрыв выбрасывается мусор. Картина удручающая: вдоль всего склона над живописными выходами известняка образована обширная свалка. Свалка во Мценске

К сожалению, подобную картину приходится наблюдать во многих деревнях нашей страны, расположенных на крутых склонах над реками.

В городской черте Мценска много живописных выходов известняка. Местами они образуют вертикальные обрывы высотой до 15 метров. В пределах города купающихся у реки было не много. Они были собраны в 3-4 местах, куда спускались тропинки с крутых берегов реки. Сам город к реке не выходит, с воды видны только его отдельные строения. Зуша во Мценске

Других туристских групп на Зуше мы не встретили. Похоже, что эту реку туристы водники посещают не часто.

Берега высокие и сухие, поэтому насекомых не было. В это самое комариное время года не было ни комаров, ни мух, ни ос, ни слепней.

Выброска

На антистапель встали в удобном месте после выхода из городской черты Мценска на левом берегу реки, не доезжая километра до железнодорожного моста. Здесь мы нашли полянку среди вётел, ясеня и зарослей ивняка. Много дров, удобная площадка для разборки судов. Ниже по течению лес по левому берегу реки заканчивается и начинается луг. До железнодорожного вокзала было около километра. Паровоз

Обратные билеты на поезд N604 Орёл-Москва мы взяли заранее. Отправление его из Мценска в 23:48. На Курский вокзал города Москвы поезд прибывает в 06:11.

Выводы

Общее впечатление от похода: в этот раз было многовато неинтересной монотонной гребли по широкой реке. Не смотря на кажущуюся видимость небольшой протяжённости маршрута, грести пришлось достаточно много. Река широковата, течение слабое, мало перекатов, есть несколько мостов и плотина, требующие обноса. Очень мало стоянок и достаточно много населёнки вдоль берегов, особенно в нижней части маршрута. Один раз съездить на Зушу для разнообразия можно. Но повторять маршрут особого желания не возникает.

Берега Зуши высокие, с них открываются красивые виды. Местами берега Зуши напоминают Красивую Мечу, но они сильнее населены и, поэтому, не столь живописны. Петля у монастыря

Особенно красиво берега реки, возвышающиеся над водой на 50-60 метров, выглядят на начальном участке пройденного маршрута. Живописно смотрятся выходы известняка, десятиметровыми обрывами выступающие из склона. Известняковые склоны у монастыря

Вдоль берегов мало леса, но при этом его значительно больше, чем обозначено на карте. К сожалению, большая часть подходящих к реке лесов растёт на крутых горных склонах и даже взобраться на них не всегда возможно. А встать на стоянку в таком лесу практически не реально. Даже на открытых местах вдоль береговой линии растут вётлы, ольха и ивовые кусты. Поэтому дрова у реки найти не сложно.

Много открытых мест. Сильный встречный ветер при такой ширине реки очень сильно затрудняет движение.

Удобна заброска на реку и выброска с неё. Поездка в поездах: 603 туда и 604 обратно занимает часть ночи. Удобно время отправления поездов. Их недостатком является то, что они фирменные. Места для размещения багажа в таких поездах меньше чем в обычных поездах. При этом крупногабаритный багаж размещать менее удобно.

Выезжать на реку лучше не в праздничные дни, а на выходные или среди недели, когда у воды не так много отдыхающих и рыбаков. При этом приходится дорожить местами для ночёвки.

Продолжать путешествие по реке ниже Лыковской плотины совершенно не интересно. И если есть возможность, стоит там и заканчивать маршрут, чтобы не портить ощущения от реки.

Для детского похода этот маршрут не удобен. Конечно, в тёплое время года вода в Зуше хорошо прогревается и можно постоянно купаться. Но, при этом нет достаточного числа удобных стоянок, можно попасть на сильный встречный ветер, много не удобных обносов и не интересна нижняя часть реки.

slazav.mccme.ru

Река Зуша

Ближайшие населенные пункты: Ефремов , Орел , Тула

Рыболовных мест: 0

Зуша — река в Тульской и Орловской областях России, правый приток реки Оки. Описание Река берет начало в Каменском районе Тульской области. Протекает через Корсаковский, и Новосильский районы, в юго-западном направлении, а потом, близ города Новосиля, довольно круто поворачивает к Северо-западу, проходит в Мценском районе и впадает в реку Оку у д. Городище, на границе с Болховским районом. Длина Зуши 234 километра, ширина близ г. Новосиля 32 метра, глубина 2 метра, а в Мценском районе, ширина 40—80 метров и глубина 2 метра. Берега в общем обрывисты и скалисты, сложены из девонской системы; заливных широких мест нет; течение быстрое, местами, например у города Новосиля, порожистое. Закрыта льдом с начала декабря по конец марта. Питание реки преимущественно снеговое, расход воды у Мценска около 28 м³/сек.

Притоки (км от устья)

8,4 км: река Сальница (пр) 9 км: река Снежедь (пр) 32 км: река Зароща (пр) 41 км: ручей Мецня (лв) 43 км: река Мцыня (лв) 48 км: река Ядрынка (лв) 53 км: река Чернь (пр) 61 км: река Алешня (лв) 65 км: река без названия, у с. Петровское (пр) 83 км: река Колпна (Колпёнка) (пр) 86 км: река Велья (лв) 102 км: река Паниковец (лв) 116 км: река Неручь (лв) 134 км: река Пшевка (лв) 155 км: река Верещага (пр) 160 км: река Раковка (лв) 174 км: река Грунец (лв) 184 км: река Филинка (пр) 215 км: река Грязная (лв)

История Ранее Зуша использовалась для судоходства от города Мценска до слияния с Окой на протяжении 35 километров; вследствие сильной излучитости и каменистости дна судоходство по Зуше затруднительно. В 1900 году в город Мценск прибыло 2 судна с 3 тысячами пудов (49 тонн) груза и отправлено вниз 1 судно с 15 тысячью пудов (246 тонн).  В конце 50-х начале 60-х годах на реке были построены плотины ГЭС: Воротынцевская, Новосильская (168 кВт) и Лыковская (760 кВт) и в конце 70-х заброшенные.

По берегам Зуши много старинных поселений, а также города Мценск и Новосиль, оба на правом берегу. Интересно, что в месте слияния Зуши и Оки длина первой больше.

rybnica.ru

Река Зуша

Река Зуша — правый приток оки, протекает Орловской и Тульской области. Относится к Окскому бассейну. Длина реки — 235 километров.

Течение Реки

Исток реки находится в Каменском районе Тульской области. Далее река Зуша течёт на юго запад через Новосильский и Корсаковский районы. В районе города Новосиля, река круто поворачивает на северо запад. В этом районе ширина ркеи 25-35 метров, глубина до двух. Далее протекает в Мценском районе и впадает в реку Оку недалеко от деревни Городище. В районе впадения в оку ширина Зуши 30-70 метров. На всём протяжении в реке Зуши преобладает достаточно сильное течение. Берега преимущественно обрывистые и скалистые. Местами в районе Новосиля встречаются пороги.

Основные притоки

Судоходство на реке

Когда-то Зуша была судоходна от города Мценска и до Оки. Однако сейчас судоходства на реке нет.

Плотины

  • Новосильская
  • Воротынцевская
  • Лыковская

Но сейчас все эти плотины заброшены.

Рыбалка на Зуше

Несмотря на то, что рыба в реке активно выбивается, тут всё еще можно рассчитывать на хороший улов. Особенно хороша рыбалка на первый 10ти километрах реки весной в мае — июне. Основная рыба — плотва, язь, подлещик, щука, голавль.

www.waterguide.ru

Река Зуша в Орловской области

Река Зуша – один из многочисленных притоков Оки, ее русло пролегает по территории Орловской и Тульской областей. Своё начало берёт в Каменском районе Тульской области неподалёку от деревни Западное Усово. На берегах Зуши раскинулось много старинных поселений, на правом её берегу стоят города Новосиль и Мценск. Протяженность речного русла составляет 324 километра, близ города Новосиля его ширина составляет 32 метра, в Мценском районе достигает 40-80 метров. Берега Зуши, в основном, скалисты и достаточно обрывисты, заросшие березняком, осиной, липой, встречаются густые сосновые рощи. Течение речки быстрое. Питается водоем, преимущественно, за счёт талых вод. В Зушу впадает немало притоков, основными из них являются Чернь, Неручь, Снежедь. Несмотря на каменистое дно и многочисленные излучины, которые затрудняли прохождение судов, от устья до Мценска водный поток когда-то был судоходным . В 1950-х годах на нем было возведено несколько плотин ГЭС, все они в настоящее время заброшены. Сегодня Зуша пользуется популярностью у поклонников рыбной ловли. Отправляясь на ее берега, рыбаки могут рассчитывать на великолепный улов, ведь в водных просторах обитает более двух десятков разновидностей рыб.

Объект № 23847, 30 мая 2016 г.

www.voronezhgid.ru


Смотрите также