Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Лодки из алюминия


Алюминиевые лодки: разновидности, обзор брендов и критерии выбора

Существует довольно много моделей плавсредств. Но даже при этом внушительном многообразии лодки из алюминия являются практически идеальным вариантом во многих случаях. Чтобы получить удовольствие от катания и достичь своих целей, нужно только подобрать конструкцию очень тщательно.

Совершенно очевидно, что у алюминиевой лодки вес будет больше, чем у сопоставимой по величине и характеристикам модели из ПВХ. Само по себе это не плюс и не минус — скорее, характерная особенность. На основе «крылатого металла» легко изготовить лодку любого размера и вместимости. Есть как одноместные, так и рассчитанные на 4 человек и более плавсредства. Обычно практикуется установка бортовых булей, благодаря которым устойчивость на воде повышается.

Стоит учитывать, что самостоятельно изготовить алюминиевую лодку не так-то просто. Технология производства может подразумевать использование заклёпочной сборки. В этом случае починка плавсредства оказывается проще, даже без обращения к специалистам. Но встретить клёпаную лодку сейчас практически невозможно. Почти все фирмы перешли на использование сварки.

Несомненным достоинством лодки из алюминия перед полимерными и даже деревянными моделями можно считать повышенную прочность корпуса. В отличие от изделий из ПВХ, их не нужно собирать перед использованием. Это обстоятельство придётся по вкусу рыбакам и охотникам, привыкшим не терять ни одной лишней минуты. Да и для туристов экономия времени весьма ценна. Плавательные качества алюминиевых изделий высоки — на такой лодке легко держаться на воде.

Высокая прочность позволяет не опасаться:

  • мелких камней;
  • веток;
  • большинства коряг;
  • арматуры пристаней;
  • острых предметов, используемых самими владельцами.

Без всяких проблем можно кататься по мелководью и брать с собой острые ножи, топоры, пилы.

Недостатки алюминиевой лодки являются продолжением её преимуществ. Так, отсутствие необходимости сборки оборачивается невозможностью разобрать плавсредство. Поэтому хранить его нужно в большой комнате, а перевозить — только на мощном автомобиле. Нельзя будет использовать детали из других металлов (во избежание электрохимической коррозии), а также не получится починить лодку собственными руками.

Далеко не все владельцы плавсредств удовлетворяются перемещением на вёслах. Гораздо более практичным и удобным решением является моторная лодка под водомётный мотор. От обычной «моторки» она отличается даже внешне — большей высотой установки двигателя. Это и неудивительно: подобное решение используют для плавания по труднодоступным мелководным и каменистым участкам. Для прохода воды под водомёт используют специальный туннель, благодаря которому исключается подкачка внутрь воздуха.

Такая подкачка может показаться несущественной проблемой, однако, всё меняется, когда приходит время идти через пороги. Там бурлящая вода просто перенасыщена воздушными полостями и пузырями. Но и на более спокойных участках водомёт имеет преимущество перед винтом — на него не намотаются водоросли и плавучие растения. Благодаря высокому днищу общий КПД лодки заметно вырастает. Можно будет легко развернуться на месте или очень быстро затормозить.

Но важно понимать, что вода, проходящая через водомёт, будет дополнительным грузом для лодки. Кроме того, хотя внешне прохождение мелководий будет происходить легко, на деле нагрузка на мотор в эти моменты резко вырастает.

Говоря про виды алюминиевых лодок, надо указать ещё, что разборные модели не выпускает только промышленность. Встретить самодельные конструкции такого рода вполне возможно. Если всё же выбор сделан в пользу серийной продукции, нужно ориентироваться на очень маленькие либо складные модификации.

Складываемые суда встречаются, но очень редко. Лишь немногие фирмы предлагают такие изделия. Всё дело в сложности производства и в том, что это сугубо нишевый продукт. Стыки обычно оснащаются прокладками из резины. Потому протечек можно почти не бояться.

Чаще всего алюминиевая складная лодка не превышает в длину 2,5 м. По большей части она проектируется в вёсельном варианте. Но существуют и отдельные моторные модели. Они нужны тем, кто хочет одиноко рыбачить на уединённом небольшом озере. Рекомендация: сэкономить средства и упростить поиск можно, если выбрать складную алюминиевую лодку б/у.

Что касается управления мотором, нужно делать выбор между двумя вариантами — румпельным и дистанционным управлением. В первом случае придётся использовать румпель (специальный рычаг, движение которого поворачивает баллер).

Если нужно часто совершать сложные и непредсказуемые манёвры, румпельная схема окажется практически идеальным выбором. Поэтому именно такой вариант обычно используется на рыбацких, спасательных, туристских лодках. Однако румпель плохо справляется с управлением лодкой, длиннее 3,5 м, оснащённой двигателем мощнее 50 л. с. либо при перевозке более 900 кг груза.

Иногда используются алюминиевые лодки под электромотор. Преимуществами электрической тяги являются:

  • универсальность использования;
  • почти полное отсутствие шума;
  • стабильность выдачи оборотов на самых разных режимах;
  • сравнительная лёгкость;
  • надёжность;
  • простота использования;
  • экологическая и санитарная безопасность;
  • доступная стоимость.

Серьёзной слабостью электрической лодки является то, что она зависима от аккумуляторной батареи. Поэтому ходовые качества и дальность плавания заметно уступают таким же характеристикам на плавсредствах с ДВС. Важно: придётся использовать особую тяговую батарею, потому что автомобильный аккумулятор не годится для этой задачи. Что касается охотничьих и рыбацких лодок, то их вполне уместно объединить. Для рыбалки алюминиевые плавсредства подходят гораздо лучше, чем конструкции из ПВХ.

Разговор про конкретные характеристики лодок из алюминия стоит продолжить на примере лучших представителей модельного ряда таких судов. И безусловно, одним из оптимальных вариантов можно считать продукцию бренда Wellboat. Лодка Wellboat-31 достигает 3,18 м в длину. Высота борта по миделю составляет 0,47 м. Прочие характеристики таковы:

  • возимый груз – 200 кг;
  • количество пассажиров – 2;
  • мощность двигателя – 6 л. с.;
  • пайол с ножным упором и черпак для отлива воды в комплекте.

Популярностью пользуется и модель Wellboat-37 NexT. Длина этой лодки достигает 3,76 м. Плавсредство может преодолевать волны высотой до 0,5 м. Владельцы Wellboat-37 NexT смогут перевезти 300 кг груза. Толщина бортовой обшивки достигает 2 мм, а в набор поставки входит транспортировочный тент.

Внимания заслуживают и моторные алюминиевые лодки «Ёрш». Это малогабаритная моторно-гребная шлюпка, которую можно перевозить на обычной легковой автомашине. Конструкция оптимальна:

  • для рек со спокойным течением;
  • озёр;
  • прудов;
  • водохранилищ.

Плавать в море на «Ерше» тоже можно, но лишь при штиле и непосредственно у берега. Стоит учитывать, что даже незначительное волнение ухудшит устойчивость плавсредства. Вёсла входят в комплект поставки гребного варианта «Ерша». Двигатель, ставящийся на моторную модификацию, имеет мощность 5 л. с. Сплав, использованный для корпуса, отличается максимальной стойкостью к коррозии; также стоит отметить усиленный транец толщиной 0,04 м.

Отличные отзывы поступают и на лодки «Тактика». Модель «Тактика-270» подойдёт для прогулок и рыбалки на любой реке, озере. При этом предельно допустимая волна — 0,3 м. Минимальная рабочая температура составляет -5, а максимальная — +40 градусов по Цельсию. В стандартную комплектацию входит пара поперечных лавочек и носовой рым.

Полезно сравнить эту модель с «Тактикой-370». Такая лодка способна преодолевать волну высотой до 0,35 м. Рабочие температуры те же, что и у модификации «270». Допускается оснащение как уключинами под вёсла, так и моторами мощностью до 15 л. с. В стандартную комплектацию входит самоотливной рецесс.

Для рыбаков отличным выбором может стать «Русбот-47». Отмечается тщательная продуманность конструкции и превосходное изготовление деталей. На эту лодку можно поставить мотор мощностью до 70 л. с. Явной слабостью оказывается лишь недостаточно эффективная вентиляция топливного бака. Изредка проблемы связаны и со сварными швами.

Berkut S-Jacket тоже (судя по рейтингам) нравится рыболовам. Конструкция у этой модели продумывалась с расчётом на быстрое передвижение и абсолютную безопасность. В рундуке вместимостью 350 л получится без проблем разместить всё снаряжение, необходимое для рыбалки. Однако иногда владельцы жалуются на качество ветрового стекла. Также сиденья считаются недостаточно комфортными для долгих поездок.

Знакомство с основными моделями алюминиевых лодок показывает, что выбор должен учитывать прежде всего сферу их применения. Поэтому уместно разделить такие плавсредства на 3 основные группы:

  • для рыбалки;
  • для охоты;
  • для прогулок (туризма, досуга).

Рыболовная и охотничья лодка должна быть максимально грузоподъёмна. Для прогулочных судов на первом месте оказывается высокая скорость и манёвренность.

Разобравшись с этим, нужно ответить на следующий вопрос — какой тип консоли необходим. Все самые лёгкие плавсредства относятся к одноконсольной группе. Их длина не превышает 4,55 м, а обычно бывает ещё меньше.

Двухконсольная алюминиевая лодка может достигать свыше 5 м в длину. Она подходит для установки очень мощного мотора, имеет превосходные ходовые качества. Выбирая бюджетные конструкции, придётся ограничиться плоскодонными моделями. Такие изделия оптимальны, когда нужно ловить рыбу в мелком водоёме или переправляться через неширокую речку. Но если надо справляться с быстрым течением, придётся выбирать килевые лодки.

Дно в форме буквы V отлично подойдёт для участков с глубокой водой. Выручает оно и при резком ухудшении погоды. Если у лодки такое днище, она будет очень устойчивой в любом водоёме. Стоит обратить внимание и на входящие в комплект вёсла. Крупное монолитное весло прочнее сборного с пластиковой вставкой, долговечнее, однако, перевезти лодку по суше будет сложнее.

Необходимо помнить, что под общим названием «алюминий» могут скрываться немного разные материалы. Дюралюминий чуть прочнее и одновременно легче. Сплав магния с алюминием обойдётся в большую сумму, зато его легче варить.

Практически всегда двухместные лодки привлекательнее имеющих только одно место. Дело в том, что рано или поздно возникает необходимость перевезти кого-то с собой либо везти тяжёлый груз.

Владельцы алюминиевых лодок тоже сталкиваются с проблемой, как заклеить её — точнее, не сам корпус, а резиновые прокладки в сборных конструкциях. Но тут уже выручают инструкции от производителей. Очистка и мытьё алюминиевых лодок должны проводиться только в пресной воде. Обычно используют фирменные моющие средства. Если их нет под рукой, выручит простое жидкое мыло, которое придётся немного развести.

Не каждый растворитель подойдёт для удаления грязи с алюминиевой поверхности. Желательно заранее прочитать инструкцию к самой лодке и к моющему средству. При малейших сомнениях нужно собирать информацию дополнительно. А ещё лучше — вовсе не рисковать. Категорически недопустимо использовать чистящие средства, предназначенные для пластиковых изделий.

Если какие-то загрязнения очень стойкие, их убирают при помощи шлифовальных машин. Более щадящий, но и более трудоёмкий вариант — очистка полиролем с минимальной абразивностью. Готовя лодку к зиме, с неё снимают всё дополнительное оборудование за исключением огнетушителя. Очень опасно оставлять плавсредство зимовать в воде. Под действием льда алюминиевый корпус быстро изнашивается.

Если приходится хранить лодку на открытом воздухе или во влажном помещении, все тканевые компоненты убирают и уносят в другое место. Но лучше сразу поискать более безопасную площадку. Канаты и якоря перед зимовкой тщательно отмывают пресной водой, даже если видимых загрязнений нет. Это позволит избавиться от незаметных глазу скоплений солей.

Аккумуляторные батареи хранят строго в тепле и сухости, подзаряжают каждые 45–60 дней, чтобы сохранить их качества.

​​Конечно, оставляя лодку на открытом воздухе, её прикрывают тентом. Но надо ещё убедиться, что тент поставлен правильно, и выпадающие осадки не будут попадать в саму лодку. Дополнительно стоит позаботиться о вентиляции плавсредства. Летние тенты как зимнее укрытие использовать нельзя. Нос должен быть постоянно выше кормы; дренажную систему необходимо оставлять открытой.

О том, как производят алюминиевые лодки, смотрите в следующем видео.

wlooks.ru

Летящие над волнами: выбираем скоростную алюминиевую лодку

Среди определяющих выбор лодки или катера характеристик, скорость если не на первом месте, то уж в тройке лидеров явно.

Конечно, если вы любитель спокойной, обстоятельной рыбалки или семейных прогулок на судне вдоль берега, предпочтение будет отдано безопасности и комфорту и только потом встанет вопрос скоростных качеств.

Выбор материала

Вот только любителей с ветерком промчаться по волнам и заложить крутой вираж все же хватает. Да и про государственные службы забывать не стоит, для них скорость однозначно важнее комфорта.

Рыночные прилавки и каталоги онлайн-магазинов дня сегодняшнего, предлагают нуждающимся в скорости и адреналине лодки и катера из следующих материалов:

  • алюминий;
  • стеклопластик;
  • ПВХ или резина – надувные, одним словом.

Нет, есть еще, другие материалы, дерево например, но в силу определенных нюансов: большого веса, подверженности гниению и т. д. – товар на любителя.

А поговорить сегодня хочется конкретно об алюминиевых судах и свойственных им особенностям, достоинствам и возможно недостаткам!

Крылатый металл

Легкий, прочный, неподдающийся коррозии металл – удивительно было бы, не использовать эти качества в судостроении.

Конечно, в производство идет не чистый алюминий, а его сплав с марганцем, магнием и прочими добавками, повышающими характеристики. Посмотрим, что дает применение легированного алюминия в производстве лодок:

  • Стойкость к коррозии. Металл практически не имеет реакции с окружающей средой. Он инертен к внешним природным воздействиям и не нуждается в дополнительной защите или особом уходе. Это плюс к долговечности.
  • Малый вес. Транспортировка, спуск на воду зачастую доступны в одиночку. Небольшой вес – это меньший расход топлива, повышенная производительность мотора и, как правило, увеличенный моторесурс.
  • Механическая прочность. Металл есть металл. И никакое дерево, пластик или ПВХ с ним не сравнится в прочности. К тому же у алюминия есть особенность – его вязкость. То есть при ударе, допустим, об камень или топляк, металл не лопается, а тянется.

    Это плюс к безопасности и еще один к ремонтопригодности. Вам будет достаточно киянки или обычного молотка, чтобы вернуть лодке первоначальные формы.

  • Неразборность. С одной стороны, цельный, жесткий, килеватый корпус судна это однозначный плюс, а с другой — перевозка лодки в сумке удобнее. Спорный минус, но для некоторых этот момент важен.

Суда и скорость

Какие качества влияют на скорость судна?

Мы решили, что прочность, жесткость и небольшой вес корпуса, достаточные аргументы в пользу «морского» алюминия.

Давайте пойдем дальше и посмотрим, что еще нужно учесть в битве за скорость:

  • Обводы.Выбирая скоростную моторку, сразу нужно определиться, где вы будете на ней ходить.

    Большая вода и прыжки по волнам требуют мощного киля и достаточной осадки, тогда как мелководные водоемы и плавни покорятся плоскому дну с небольшой осадкой. Вот тут прячется еще один плюс алюминия – возможность изготовления любого типа обводов, недоступных ПВХ корпусу и малодоступных пластику по причине хрупкости.

  • Вес. Обсуждали. Единственное замечание – мощный мотор должен быть уравновешен. В случае легкого корпуса, цепко держать воду помогут: грамотный киль и крылья.
  • Жесткость. Высокая скорость и внезапный резкий поворот или удар волны. Жесткость корпуса из алюминия выигрывает у прочих композитов.
  • Двигатель. Прочность металлического стационарного транца, однозначно на руку скоростному судну с мощным мотором, нежели навесной транец, в этом еще один плюс алюминиевого корпуса.

    Конкретный совет по выбору мощности двигателя будет чуть позже, а пока так, старайтесь придерживаться паспортных данных на корпус, они не с потолка пишутся.

  • Управляемость. Прямая связь с вышеперечисленными параметрами. Жесткий, с правильным килем и соразмерным двигателем корпус позволят вам делать резкие маневры безопасно и красиво.

Обзор популярных моделей с ценами

Сделаем неглубокое погружение в мир параметров, технических характеристик и цен на наиболее интересные на наш взгляд модели:

  • Америка. Traker, модель PRO-Guide V Длина – 5,29 м; ширина – 2,33 м; двигатель 30 – 60 л. с.; вес-601 кг. Килевая, мощная, скоростная модель, усиленный корпус. Цена 1300000 рублей.
  • Финны: Buster, модель LX. Длина – 5,04 м; ширина — 1,98 м; двигатель 30 – 60 л. с; вес -410 кг.

    Скоростная, килевая модель, с вариативной комплектацией. Имеет обоснованный коммерческий успех. Цена 1200000 рублей.

  • Россия: Вельбот, модель -53. Длина – 5,52 м; ширина – 1,95 м; двигатель до 115 л. с; вес – 405 кг. Дешево и сердито.

    На самом деле, по отзывам отличная скоростная посудина с прекрасными мореходными качествами. Изюминка, возможность самостоятельной компоновки внутрикорпусного пространства. Стоимость 380800 рублей.

  • Украина: Finval, модель 505 Fish Pro. Длина – 5,05 м; ширина – 2,1 м; мотор 50 – 100 л. с; вес – 450 кг. Рыбацкий катер. Более чем достойная комплектация и мореходность. Ценник 800000 рублей.

В сравнении участвовали лодки приблизительно одних габаритов, но обратите внимание на цену отечественных изготовителей, что в совокупности с возможностью установки более мощных моторов, делает их, на авторский взгляд, фаворитами. Да и вообще. Времена, когда все лучшее – заграничное, слава богу, прошли. Умеем делать.

Несколько слов в конце

По общему экспертному мнению, идеальной алюминиевой лодки для скоростных забегов – не существует. Вернее, она есть, но у каждого своя. Кто-то любит, глиссируя, промчаться по зеркалу Волги или Москва – реки, а кому-то подавай родео в хорошем штормовом море. Кто-то внимательно рассчитывает градус киля, пытаясь достичь идеала в маневрировании, а кому-то, важна лишь сумасшедшая скорость.

Обещанный совет по выбору двигателя для вашего судна. Мощность мотора должна быть такова, чтобы в штилевую или слегка ветреную погоду, ни при каких маневрах в движении, лодку нельзя было перевернуть.

Скорость тогда оправдана, когда безопасна!

Читайте нашу статью о видах надувных лодок для рыбалки. Рекомендуем ознакомится с обзором резиновых лодок Уфимского завода.

Поделиться:

3 Комментария

boatcity.ru

Алюминиевые лодки

Алюминиевые сплавы уже давно применяются судостроении. Первые попытки строительства алюминиевых яхт и военных катеров были еще в конце 19-го века. Их преимущества в сокращении веса были очевидными, но, однако, из-за проблем с коррозией широкое применение алюминия в судостроении было отложено до лучших времен. Уже в 1930-е годы были разработаны алюминиевые сплавы, которые успешно сопротивлялись коррозии, но во время Второй Мировой войны весь алюминий шел на строительство военных самолетов, а развитие его применения в судостроении затормозилось.

В настоящее время из алюминиевых сплавов изготовляют корпусы  судов,  палубные  надстройки и различное судовое оборудование. По сравнению со сталью алюминиевые сплавы дают снижение массы  судов около 50–60%. За счет этого повышают грузоподъемность  судна  или  улучшают его  технические характеристики, например, маневренность и скорость.

«Дюралевые» лодки – «дюральки»

Интересно проследить историю применения алюминия в малых судах – лодках, катерах и яхтах — в СССР. Тем более, что не мало из них продолжают трудиться до сих пор. Часто все алюминиевые лодки называют — и с этим не поспоришь — металлическими лодками.

В середине 70-х годов советская промышленность ежегодно поставляла в торговую сеть более 100 тысяч алюминиевых — металлических — лодок. Основную массу этих лодок составляли практически однотипные четырёхместные «дюральки». Они были очень популярными, хотя, как сейчас понятно, имели существенные недостатки, такие, как малая прочность корпуса, недостаточная мореходность и, заметим,  склонность к коррозии.

Однако не все алюминиевые лодки были по-настоящему «дюралевыми». Большинство алюминиевых лодок действительно изготавливалось из «дюралей» — дюралюминиевых сплавов Д1 и Д16, которые, как потом оказалось, совсем не предназначены для судостроения. Однако уже и тогда немало алюминиевых лодок было сделаны из сплавов, которые специально предназначены для судостроения, особенно морского — алюминиево-магниевых сплавов, в основном АМг5 и АМг6. Их часто – также неофициально – называют «магналиями».

Алюминиевые лодки как ширпотреб

Применение дюралевых листов для изготовления лодок связано во многом с тем, что производителями этих лодок были почти исключительно тогдашние авиационные заводы – казанский, воронежский, новосибирский и другие. Это была обычная советская практика: каждый оборонный завод выпускал какие-нибудь товары широкого потребления – ширпотреб. Те же дюралевые листы применяются для изготовления обшивки самолетов и обычно как раз той же толщины, 1,5-2,0 мм, которая применялась и для корпусов алюминиевых лодок. Также как и при изготовлении самолета дюралевые листы соединяют с помощью алюминиевых заклепок, а не сварки.

С другой стороны, уже тогда в советском судостроении, в основном для малотоннажных судов, достаточно широко применялись алюминиево-магниевые сплавы, главным образом, сплав АМг5 и иногда АМг6. Например, для обшивки корпусов рыболовецких баркасов применялся сплав АМг5. Отсюда, надо понимать, происходило применение сплавов-магналиев для изготовления алюминиевых лодок и для широкого потребления. При строительстве этих лодок применяют дуговую сварку в среде аргона.

Что такое «дюрали»

Главным легирующим элементом дюралюминиевых сплавов — дюралюминов — является медь с содержанием в основном от 3 до 6 %. Именно с медью связана низкая коррозионная стойкость дюралей. Магний также служат основными легирующим элементом с содержанием до 2 %. Высокая прочность сплавов обеспечивается за счет дисперсного упрочнения за счет выделения вторичной фазы при старении закаленного сплава. Сплавы этой серии имеют очень хорошие усталостные характеристики. Поэтому, например, дюралевый сплав Д16 применяют для обшивки крыльев самолетов.

Особенностью дюралюминиевых сплавов является их ограниченная свариваемость. Это ограничение связано, во-первых, со склонностью этих сплавов к образованию при сварке горячих трещин, а также потерей прочности в зоне термического влияния сварки.

Поэтому для соединения различных элементов и деталей дюралевых лодок всегда применяются заклепки. Эти заклепки также алюминиевые, обычно из аналогичного сплава, но, возможно, с пониженным содержанием кремния, железа и марганца. Отметим, что при выборе материала заклепок очень важным является предотвращение гальванической коррозии их самих и материала, который они соединяют.

Дюралюминиевые сплавы Д1 и Д16

По-настоящему «дюралем» является только алюминиевый сплав типа сплава Д1 по ГОСТ 4784. Так его назвал еще его изобретатель – немецкий инженер-металлург Альфред Вильм в начале 20-го века. Другое название этого сплава – дюралюмин. Более прочный сплав Д16 раньше называли супердюралюмином. Часто все алюминиевые сплавы этой серии Al-Cu-Mg называют дюралюминами, дюралями  или  дуралюминами. Однако эти названия не являются стандартизированными и не применяются в нормативных документах, например, в стандартах ГОСТ.

В настоящее время алюминиевый сплав Д1, известный за рубежом, как сплав 2017, находит весьма ограниченное применение, в основном, в виде заклепок. Сплав Д16 – сплав 2024 – продолжает широко применяться в самолетостроении, чаще всего в виде плакированных листов, то есть листов с покрытием из технически чистого алюминия толщиной до 10 % толщины листа.

Таблица 1 – Алюминиевые сплавы Д1 и Д16

Магналии АМг5 и АМг6

Введение в алюминий магния в количестве до 6 % в качестве главного легирующего элемента дает упрочнение твердого раствора сплава и высокую эффективность деформационного упрочнения. Такие сплавы образуют серию 5ххх по международной классификации. Эти сплавы хорошую коррозионную стойкость, особенно сопротивление коррозии в морской воде и морской атмосфере, а также хорошую пластичность и отличную свариваемость.

Алюминиево-магниевые сплавы АМг5 и АМг6 по ГОСТ 4784-97 имеют высокое содержание магния (среднее содержание 5 % и 6 %) и соответственно максимальную прочность. Такое высокое содержание магния в этих сплавах не характерно для зарубежных алюминиево-магниевых сплавов. Так, приблизительным аналогом сплава АМг5 является сплав 5056, а зарубежный аналог сплаву АМг6 вообще отсутствует  (см. таблицу 3).

Таблица 2 – Алюминиевые сплавы АМг5 и АМг6

Лодки из дюралюминиевых сплавов

Наверное, самой известной настоящей «дюралевой» лодкой является лодка «Казанка», которая претерпела несколько модификаций, вплоть до «Казанки-6М».

Рисунок — Алюминиевая лодка «Казанка-5М4»

При изготовлении корпуса «Казанки» применялся листы из алюминиевого сплава Д16АT толщиной 1,5-2,0 мм.

Буква А в обозначении сплава говорит о том, что этот лист снаружи имеет плакировку из технически чистого алюминия толщиной до 8 %, то есть около 20 микрометров. Этот тонкий наружный слой технически чистого алюминия предназначен для защиты от коррозии основного металла листа – алюминиевого сплава Д16.

Буква Т означает, что листы из сплава Д16 поставлялись в состоянии Т, то есть закаленными и искусственно состаренными.

Алюминиевый сплав Д16 относится к той группе сплавов, которые полуофициально называются «дюралями» или «дюралюминами». В официальных стандартах, например, ГОСТ 4784-97 на деформируемые алюминиевые сплавы или ГОСТ 21631-76 на алюминиевые листы такие термины не применяются.

Другие лодки из дюралюминиевых сплавов:

  • моторная лодка «Прогресс» и ее модификации (алюминиевый сплав Д16АТ: днище — 2 мм, борта и палуба — 1,5 мм);
  • моторная лодка «Днепр» (алюминиевый сплав Д16АТ);
  • моторная лодка «Воронеж» (алюминиевый сплав Д1, лист 1,5 мм);
  • моторная лодка «Дон»;
  • «Южанка» (аналог «Казанки»);
  • Обь (сплав Д16, толщина 1,5-2,0 мм);
  • «Ока» (Д16АТ, 2 мм);
  • «Сибирячка» (Д1Т, Д16Т, 1925Т) и некоторые другие.

Лодки из магналиевых сплавов

Моторные лодки «Сарепта», «Крым», «Автобот», «Янтарь», «Неман» и некоторые другие изготавливались из алюминиево-магниевых сплавов. В основном это были листы толщиной 1,5-2,0 мм из сплава АМг5 и иногда сплава АМг6.

Отличительные особенности этих сплавов состоят в том, что они:

  • не подвергаются термическому упрочнению;
  • хорошо свариваются и
  • обладают высокой стойкостью к коррозии.

Поэтому алюминиевые лодки из этих сплавов являются обычно сварными с применением аргонно-дуговой сварки. Заклепки также могут применяться в тех местах, где затруднено применение сварки или даже для всей конструкции.

Алюминиевые лодки, катера и яхты за рубежом

Авторитетное мнение о применении алюминия в лодках, катерах и яхтах дает отраслевой стандарт американского Общества производителей лодок и яхт (American Boat & Yacht Council). Этот стандарт дает рекомендации по применению алюминия при строительстве:

  • моторных лодок клепаной конструкции;
  • моторных лодок сварной конструкции и
  • катеров и яхт сварной конструкции.

Рисунок 2 — Алюминиевая яхта

В зависимости от размеров и особенностей конструкции, способа изготовления, а также назначения судна применяются различные сплавы серии алюминиево-магниевых сплавов (серии 5ххх), а также сплавы серии 3ххх (3003 и 3004) и сплав 6061 из серии 6ххх. См. Алюминиевый сплав 6061 См. Сплавы серии 3ххх

Клепаные алюминиевые лодки

Это обычно небольшие лодки, корпус которых изготавливают с применением алюминиевых заклепок.  Для корпуса лодки, при изготовлении которого применяется формовка листовых деталей с растяжением применяют листы из алюминиевого сплава 6061 в состоянии Т4.

Если пластическая деформация листов растяжением не предусмотрена, то для корпуса применяют алюминиево-магниевые сплавы 5050, 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях, а также  сплав 6061 в состояниях T4 и T6.

Для изготовления так называемого транца – кормовой части корпуса – применяют алюминиевые сплавы 5050, 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях, а также сплав 6061 в состоянии T6

Для оборудования палубы применяют сплавы 3003, 3004, 5005, 5050, 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях, а также сплав 6061 в состояниях T4 и T6.

Сварные алюминиевые лодки

Для корпуса лодки, при изготовлении которого применяется формовка листовых деталей с растяжением, применяют алюминиевые листы из сплава 5086 в отожженном состоянии и сплава 6061 в состоянии T4.

Если пластическая деформация листов растяжением не предусмотрена, то допускается применять для корпуса следующие алюминиевые сплавы 5052 и 5086 в различных нагартованных состояниях и сплав 6061 в состоянии T6

Для изготовления транца и палубы применяют те же сплавы, что и для корпуса.

Алюминиевые катера и яхты

Для сварных конструкций катеров и яхт – корпуса, транца, палубы и большинства других компонентов применяют почти исключительно алюминиевый сплав 5086 в нагартованных состояниях Н116 и Н117. Для внутренней рамной конструкции корпуса применяют сплав 6061 в состоянии Т6.

Таблица 3 — Алюминиевые сплавы из серии 5ххх 

Источники: http://boat.com.ua/pages/ussr.htm www.abycinc.org

aluminium-guide.ru

Алюминиевые катера российского производства

Единой классификации любительских катеров, как в России, так и во всем мире, не существует, однако есть общие признаки, по которым их принято объединять по типам.

Традиционно считается, что, если установлен подвесной мотор – это лодка, если стационарный двигатель – это катер. Можно встретить катер со слабым стационарным двигателем и лодку с мощными подвесными моторами, которая по водоизмещению больше катера, а по мощности и скорости значительно его превосходит. Классификация в некоторой степени становится условной еще и по причине появления на рынке новых моделей, которые обладают признаками разных типов.

Сегодня мы рассмотрим алюминиевые катера произведенные в России.

Преимущества

Самыми практичными считаются алюминиевые катера. Они объединяют в себе высокие технические характеристики и доступную цену. Основное преимущество катеров из алюминия – долговечность. Алюминий имеет большую, по сравнению со стеклопластиком, разрывную прочность. Обладая большим весом, чем пластиковый аналог, алюминиевый катер прослужит намного дольше. Оксидная пленка алюминия эффективно защищает его от коррозии.

Российские производители алюминиевых катеров владеют современными технологиями, обеспечивающими высокое качество производства. В изготовлении используют специальные методы штамповки и клепания алюминия, особостойкий герметик, современный дизайн, что, при умеренных ценах, позволяют российским катерам успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Российские катера составляют существенную часть внутреннего рынка. Мало в чем уступая зарубежным производителям, а в чем то и превосходя их, алюминиевые катера российского производства всегда дешевле иностранных моделей.

Основные производители алюминиевых катеров находятся в Центральном и Северо-Западном регионах России.

Производители

Петрокаб

Компания «Петрокаб», в Ленинградской области, выпускает алюминиевые катера «Fishline».

Петрокаб выпускает несколько моделей катеров, но самыми «ходовыми» являются Fishline 470 и Fishline 570.

Базовая модель катера «Фишлайн 470» вмещает 4 человека. Корпус и днище изготовлены из 4-мм алюминия, и имеют дополнительные отсеки и переборки, усиливающую общую прочность и устойчивость катера. Катер удобен для прогулок и непродолжительных путешествий. Навигационное оборудование устанавливается по желанию заказчика.

Алюминиевой лодки «Fishline 570» рассчитана на 6 человек. При длине 570 см обладает грузоподъемностью 540 кг. Модель подходит для дайвинга, рыбалки. Стоимость лодки зависит от компоновки рубки, наличия дополнительного навигационного оборудования.

Катер Fishline 640 от Петрокаб

Параметры алюминиевых катеров Fishline:

Модель катера

Длина, м

Ширина, м

Масса, кг

Вместимость, чел.

Срок изготовления, недели

Fishline 470 (консоль)

4.7

1.72

205

5

3-4

Fishline 470 (капотный)

4.7

1.72

220

5

3-4

Fishline 470 (для рыбалки)

4.7

1.72

220

5

3-4

Fishline 500 (консоли)

5.0

1.85

300

5

3-4

Fishline 500 для рыбалки (консоли)

5.0

1.85

330

5

3-4

Fishline 500 (капотный)

5.0

1.85

325

5

3-4

Fishline 570 (полурубка)

5.7

2.2

550

6

5

Fishline 570 (консоль)

5.7

2.2

520

6

5

Fishline 570 (рубка)

5.7

2.2

570

6

5

Fishline 570 для рыбалки (полурубка)

5.7

2.2

570

6

5

Fishline 570 для рыбалки (консоль)

5.7

2.2

540

6

5

Fishline 570 для рыбалки (рубка)

5.7

2.2

590

6

5

Fishline 570 для дайвинга (полурубка)

5.7

2.2

600

6

5

Fishline 570 для дайвинга (консоль)

5.7

2.2

570

6

5

Fishline 570 для дайвинга (рубка)

5.7

2.2

620

6

5

Fishline 640 (полурубка)

6.4

2.2

650

8

4-5

Fishline 640 (рубка)

6.4

2.2

650

8

4-5

Ценовая категория стандартных катеров Фишлайн от 200 до 500 тысяч рублей.

Сайт производителя: petrokab.ru

Wellboat

Компания “Wellboat’’ в Санкт-Петербурге выпускает модельный ряд алюминиевых катеров с одноименным названием. Катера создавались по научно-разработанным методикам проектирования опытными кораблестроителями. Катера сертифицированы на соответствие Госстандарта России. Сборка сварных корпусов проводится по специальной технологии высококвалифицированными специалистами. Катера имеют оригинальный дизайн; конструкция и комплектация обеспечивают безопасность эксплуатации.

Слоган компании «Wellboat – для тех, кто понимает…»

Самые популярные модели это «Wellboat-45i», «Wellboat-53» и «Wellboat-63Р».

Алюминиевая лодка «Wellboat-45i», длиной 4,60 м, вмещает 5 человек, толщина обшивки днища – 3 мм, объем топливного бака – 50 л.

Модель «Wellboat-53» входит в популярный класс 5-ти метровых скоростных лодок. Корпус обладает высокими мореходными качествами. Концепция лодки подразумевает возможность заказчику комплектовать лодку по своему вкусу благодаря съемным элементам под различные условия эксплуатации – прогулка, ловля рыбы, буксировка воднолыжников. Топливный бак вмещает 105 л.

Модель «Wellboat-63Р» получила диплом победителя в номинации за «Лучшие ходовые качества» на регате «От Балтийского до Белого моря». Надежная конструкция корпуса, большой запас плавучести обеспечивают безопасное плавание в штормовых условиях. Пассажировместимость – 6 человек, длина – 6,64 м, грузоподъемность – 600 кг, топливный бак вмещает 180 л.

Катер Wellboat

Параметры катеров Wellboat:

Модель Длина, м Ширина, м Груз-ть, кг Вместимость, человек Масса, кг
Wellboat-30 3,05 1,25 150 1-2 37
Wellboat-33 3.37 1.33 200 2 65
Wellboat-36 3,81 1,42 250 3 82
Wellboat-37 3,76 1,42 300 3 95
Wellboat-42 4,20 1,50 350 4 155
Wellboat-42К 4.2 1.5 350 4 175
Wellboat-45DC 4,60 1,71 400 5 265
Wellboat-45i 4.6 1.71 400 5 260
Wellboat-45M 4,60 1,71 400 5 260
Wellboat-46 4.65 1.5 400 4 175
Wellboat-46M 4.65 1.5 400 4 215
Wellboat-46К 4,65 1,50 400 4 190
Wellboat-47Jet 5.25 1.86 500 5 260
Wellboat-51DC 5,34 2,06 550 5 450
Wellboat-52Jet 5.6 1.86 500 5 320
Wellboat-53 5,52 1,95 550 6 405
Wellboat-55Jet 5,80 2,14 600 6 470
Wellboat-63 6.64 2.48 600 6 650
Wellboat-63Р 6,64 2,48 600 6 850
Wellboat-69С 7,24 2,48 800 8 950
Салют-430 4,52 1,74 400 5 198
Салют-430 румпель 4,52 1,74 400 5 170
Салют-480 5,12 1,75 500 5 315
Салют-480M 5.12 1.75 500 5 315
Салют-480M Pro 5,12 1,75 500 5 315
Салют-510 5,25 1,95 500 5 410
Салют-525 5.4 1.95 500 5 480
Салют-525 Navigator 5.4 1.95 500 5 480

Ценовая категория катеров от 40 тысяч до 1 млн 400 тысяч рублей.

Сайт производителя: wellboat-spb.ru

Армада

Предприятие «Армада» собирает катера на стапелях из деталей, изготовленных на Саратовском авиационном заводе. Используется клепаная авиационная технология.

Компания имеет репутацию ведущих специалистов в этой области. Как указывают производители, клепка позволяет выпускать катера более легкими по сравнению со сварными, что значительно увеличивает их грузоподъемность и экономить топливо, устанавливая менее мощные двигатели. Компания постоянно разрабатывает новые модели и модернизирует существующие. Уникальное оборудование предприятия позволяет изготавливать клепаные катера до 8,5 м в длину.

Компания дает гарантию на продукцию 3 года и доставляет катера в любую точку России.

Катер «Николь-Фаворит» подходит для семейного отдыха, рыбалки, охоты. Длина – 6,4 м, осадка – 0,4 м, топливный бак на 150 или 200 л (по желанию заказчика). В комплектацию входит тент-трансформер со складными дугами, трап. На катере 4 спальных места – по 2 человека располагаются в каюте и кокпите. Каюта высотой 1,2 м, длиной – 1,9 м, шириной – 2,0 м. Остекление выполнено небьющимся поликарбонатом. Двигатель 90-150 л.с.

Усовершенствованная модель «Хантер» на базе «Николь» представляет собой круизный алюминиевый катер. Длина – 8,1 м, ширина – 2,5 м, осадка – 0,35 м. Катер оборудован навигационным, носовым и кормовым трапом. Условия пребывания приспособлены для продолжительного плавания. Имеется туалетная кабина, высота каюты увеличена до 1,5 м. Запас топлива 220 л, иллюминаторы открываются. Индивидуальная отделка по желанию заказчика. Рекомендуемый изготовителем двигатель 150-175 л.с.

Катер Николь-Н

Модель Длина, м Ширина, м Вместимость, человек Масса, кг
«Николь-Н» модель Фаворит 6,6 2,4 4-5 480
«Николь-Н» 640 6,4 2,4 4 500
«Николь-Н» 710 7,1 2,4 4 550
«Николь-Н» 730 7,3 2,4 6 650
«Николь-Н» модель Патриот 6,4 2,4 2-3 450
«Николь-Н» модель Хантер 7,3 2,4 6 750
«Николь-Н» модель Гранд 8,1 2,5 6 900
«Николь-Н» модель Спорт 6 2,4 4-5 390

Ценовая категория катеров от 800 тысяч до 1 млн 800 тысяч рублей.

Сайт производителя: nikol-armada.tiu.ru

Вятка-Профи

Компания «Вятка-Профи» в Кировской области специализируется на выпуске недорогих алюминиевых лодок, предназначенных для рыболовов и охотников.

Лодка «Вятка-Профи 40» вмещает 3 человека. Длина – 4 м, грузоподъемность – 300 кг, толщина днищевого листа – 3 мм, бортовой лист – 2 мм. Эконом-вариант для любителей среднего достатка.

Катер «Вятка-Профи 48» спроектирован для вместимости 5-и человек. Длина – 4,8 м, ширина – 1,8 м, грузоподъемность – 600 кг. Максимальная мощность мотора – 90 л.с.

Алюминиевый катер «AlBoat 700» допускает удаление от берега до 3 км при волнении 1 балл. Длина – 7 м, грузоподъемность – 1000 кг, пассажировместимость – 10 человек. Рекомендуемая мощность мотора – 120 л.с. Катер предназначен для прогулок, охоты, рыболовства, туризма; подходит и для служебных поездок.

Катер Вятка Профи

Характеристики катеров Вятка-Профи:

Модель Длина, м Ширина, м Груз-ть, кг Вместимость, человек Масса, кг
Вятка-Профи 32 3,2 1,4 200 2 37
Вятка Вариант 3,2 1,35 350 3 40
Вятка – Профи 37 3,7 1,4 300 3 60
Вятка Профи 38 3,8 1,4 300 3 80
Вятка – Профи 40 4 1,4 300 3 90
Вятка Профи 42 4,2 1,5 400 4 140
Вятка Профи 48 4,8 1,8 600 5 360
Катер AlBoat 500 5 1,8 600 6 240
Катер AlBoat 520DC 5,2 2 600 6 240
Катер AlBoat 700 7 2,25 1000 10

Ценовая категория от 50 до 300 тысяч рублей.

Сайт производителя: вятка-профи.рф

Марлин

Также как и «Армада» клепаные алюминиевые катера серии Николь  в Саратове собирает компания «Марлин».

Собираются 3 модели катеров: «Николь-Фаворит», «Николь-Фортуна» и «Николь-Классик». Цены около 300 000 рублей.

Северная Судостроительная Компания

ООО «Северная судостроительная компания» выделилось в отдельное самостоятельное направление по производству маломерных судов из Северной судостроительной корпорации.

Производство находится в городе Архангельск.

Компания производит алюминиевые катера серии «Баренц», а также другое оборудование:

  • Плавучие причалы
  • Сани-волокуши
  • Двигатели
  • Поворотно-откидные колонны

Модель Длина, м Ширина, м Груз-ть, кг Вместимость, человек
Баренц 1100 10 3,5 12
Баренц 1200 12,5 3,5 6
Баренц 540 CC 5,4 2 800 6
Баренц 540 HT 5,4 2 800 6
Баренц 600 HT 5,98 2,15 1080 8
Баренц 600 C 6 2,15 1080 8
Баренц 620 MC 6,2 2,35 1200 8
Баренц 620 MP 6,2 2,35 1200 8
Баренц 700 7 2,35 1300 8
Баренц 800 C 8,8 2,34 2000 6
Баренц 9000 10 3 22

Ценовая категория от 645 тыс. до 2,5 млн. рублей и выше.

Сайт производителя: barentsboats.ru

Цены на российские катера

Цены на алюминиевые катера зависят от водоизмещения, типа, комплектации, приборов навигации.

Выше приведены только некоторые типы алюминиевых катеров, выпускаемых в России. Производителей достаточно много, каталог выпускаемой продукции обширный и постоянно обновляется. Существующая конкуренция заставляет изготовителей идти навстречу индивидуальным пожеланиям заказчиков.

Средняя цена на лодку с подвесным мотором в России может составлять от 30 до 150 тыс. рублей.  Верхняя цена на алюминиевый катер ограничена возможностями заказчика. Возможности российских производителей позволяют их выполнить.

Таблица сравнения

Модель катера Длина Ширина Вес Грузпод-ть Пассажиры Скорость Спальных мест
Баренц 1200 12,5 3,5 6 55
Баренц 1100 10 3,5 12 55 6
Баренц 9000 10 3 22 55
Баренц 800 C 8,8 2,34 1260 2000 6 80
Гранд Николь каюта 8.5 2.4 1200 800 8 85 6
Корвет 830 WA каюта 8.3 2.5         5
Розмарин Jeep 75 каюта 7.56 2.5       3
КС 700 7.36 2.44 790   12 45-80
КС 700 каюта 7.36 2.44 1050   6-10 45-85 3
Максим каюта 7 2.26 1500 6 4
Москва 2 (7м) каюта 7 2 510 580 7 70 2
Баренц 700 7 2,35 900 1300 8 80
Wellboat 63 полурубка 6.64 2.48 550 600 6  
Розмарин Jeep 66 каюта 6.6 2.5       2
ЯК 65 6.55 2.07 610 6 72
Охта 21 6.52 2.44 1100 7  
Silver Eagle CC 6.3 2.4 640 750 7 50-80
Silver Eagle DC 6.3 2.4 640 750 7 50-80
Касатка 6.3 2.25     6 80 5
Silver Eagle Cabin 6.3 2.4 930 750 7 50-80 2
Silver Eagle SC-NEW рубка 6.3 2.4 930 750 7 50-80 2
Николь Фаворит каюта 6.3 2.34 480 6 80 2
КС 600 6.23 2.44 710   8 45-90
Баренц 620 MC 6,2 2,35 800 1200 8 60
Баренц 620 MP 6,2 2,35 800 1200 8 60
Корвет 600 DC 6.2 2.25 700 7
Корвет 600 WA каюта 6.2 2.25 680 700 7 82 3
Silver Shark WA каюта 6.05 2.25 730 650 6 50-80 2
Николь Фортуна каюта 6.05 2.3 400 6 2
Москва 2 (6м) каюта 6 2 430 490 6 60 2
Баренц 600 C 6 2,15 700 1080 8
Баренц 600 HT 5,98 2 500 800 6 80 2
Аргонавт 5.9 2.26 500 900 8
Альянс 1 5.8 2.2 750 1350 5 80
Silver Shark CC 5.8 2.25 600 650 6 50-80
Silver Shark DC 5.8 2.25 600 650 6 50-80
Альянс 2 полурубка 5.8 2.2 900 1600 5 80 2
Альянс 3 рубка 5.8 2.2 1100 1600 5 80 2
Альянс 4 рубка пластик 5.8 2.2 1100 1600 5 80 2
Баренц 540 CC 5,4 2 500 800 6 80 2
Баренц 540 HT 5,4 2 500 800 6 80 2
Мастер 540 5.4 2.12 600 800 7  
Silver Hawk 540 CC 5.4 2.17 420 650 6 50-70
Silver Hawk 540 DC 5.4 2.17 420 650 6 50-70
Мастер 500 5.27 1.74 305 500 6  
Wave Runner A 525 DC 5.25 2.2 540 720 5 50-85
Гризли 520 5.2 2 400 6 55
Корвет 500 5.2 2.05 350 6 70
Корвет 500 полурубка 5.2 2.05 390 6 70 2
Silver Hawk 520 DC 5.2 2.07 380 650 6 50-70
Корвет 500 водомет 5.2 2.05 6
Корвет 500 полурубка JET 5.2 2.05 6 2
Мастер 510 5.1 2.1 490 800 7    
Wellboat 51 5.1 1.88 350 500 5    
Wellboat 51 полурубка 5.1 1.88 350 500 5    
Москва 2 (5м) каюта 5 2 360 400 5 50 2
Silver Fox DC 4.85 1.95 350 550 5 40-55  
Мастер 450 4.77 1.74 265 400 5    
Гризли 470 4.7 1.85 250   4 50  
Казанка 5М4 4.6 1.65 190 400 5 36  
Wellboat 45 4.55 1.44 175 400 4    
Silver Beaver 4.5 1.81 300 500 4 40-50  
Wellboat 42 4.2 1.2 130 350 4    
Wellboat 42К 4.2 1.44 170 350 4    
Мастер 410 4.1 1.64 180 325 4    
Silver Colibri 4.07 1.8 205 450 4 35-40  

Поделиться:

Нет комментариев

yach.su


Смотрите также