Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Лодка алюминиевая автобот


Автобот

Автобот – это промежуточный вариант между картоп-лодкой и крупными моторными моделями. Благодаря разборным секциям он складывается в компактный транспортировочный пакет, может храниться в обычном гараже вместе с автомобилем и доставляться к водоему на верхнем багажнике при наличии специальных креплений. Главное преимущество — быстрый выход на глисс, высокая скорость и остойчивость. Используется на малых акваториях при высоте волны до 50 см. Народные умельцы используют данную модель в качестве основы при изготовлении мини-катеров.

Достоинства

  • Мореходность
  • Стоимость обслуживания и эксплуатации
  • Остойчивость
  • Скорость
  • Транспортабельность
  • Пассажировместимость

Недостатки

Фото лодки Автобот:

История и цели создания

Первые экземпляры в СССР были выпущены в 1977 году на калининградском заводе “Янтарь”. Перед конструкторами стояла задача создать легкую картоп-лодку с высокими скоростными характеристиками под уже выпускающийся в то время мотор “Ветерок 12”. В. Белых и В. Цыплухин успешно справились с задачей, максимально облегчив конструкцию, сохранив быстроходность и остойчивость.

Модель до сих пор пользуется популярностью и постоянно модернизируется. Официально производство данных картопов было закрыто в 1992 году. Однако существующие технические наработки до сих пор используются народными умельцами при разработке катеров.

Таблица характеристик

Уже при одном взгляде на описание технических характеристик лодки (ТТх) видны ее особенности.

Название характеристикиЗначение
Длина наибольшая, мм3380
Ширина наибольшая, мм1300
Высота борта на миделе, мм450
Угол килеватости днища на транце, град.12,5
Масса с оборудованием и снабжением, кг58
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность ПМ, л.с.12,5
Материал корпусаАМг
Скорость под мотором под который проектировалась при полной нагрузке и максимальная30
Максимальная высота волны, мм500
Удаление от берега, км3
Габариты в сложеном виде для складных, мм1550x1350x160
Удельный объем, м3/кг0,0343

Внешний вид и особенности конструкции

Корпус выполнен из АМг-сплава. Материал прочный, не боится коррозии, хорошо сваривается, пластичный. Высота борта и подмоторная ниша гарантируют безопасный ход при полной загрузке на волнах до 50 см. Это ставит данную модификацию в один ряд с “Неманом” и “Янтарем-2”, производившихся на том же калининградском заводе до “Автобота”. Остроскулые обводы корпуса на 2/3 длины обладают постоянным углом килеватости, равным 12,5⁰. В носовой части они принимают больший угол, однако благодаря достаточной полноте обеспечивают легкий восход на волну.

Три жесткие секции стягиваются болтами через фланцы в виде шпангоутных рам. Резиновые прокладки отвечают за водонепроницаемость. Нареканий на них нет. Большая часть соединений элементов конструкции выполнено аргоновой и контактной сваркой. В некоторых местах используется клепка. Все соединения выполнены качественно и спустя годы защищают от протечек.

Бортовой слом и гофрирование на днище позволили уменьшить вес до 58 кг. При этом удельная нагрузка равна 27 кг/л.с. Транцевая плита с моторным отсеком надежно удерживает двигатель, защищает от заливания попутной волной. Это свойство используют владельцы, устанавливая более мощные моторы при достаточном усилении транца.

Подмоторный отсек с банками заполнены пенопластом, обеспечивая необходимый объем плавучести. Крепление банок довольно простое. Они опираются на полку слома, идущую вдоль борта. На первых моделях банки крепятся при помощи болтов, а с 1990 года предусмотрены специальные защелки. Имеющийся выступ не дает проседать корме при выходе на глисс, защищает от заливания двигателя.

Носовой отсек открытого типа с продольными ребрами жесткости. В начальной модификации к днищу приварены треугольные косынки для обеспечения дополнительной прочности. Впоследствии от них отказались, что улучшило обитаемость судна.

Схема

Таблица плазовых ординат

 Полушироты от ДП, мм
№ шп.Линия скулы -СкЛиния борта -Л БВЛ1ВЛ2ВЛЗВЛ4ЛБСкЛиния киля— К
00400500
1/228944482268
151452640166292469432126
1/25305855520936351746030748
35496493005525706084501370
4-105506503325555726144501250

Оборудование и комплектация

  • Съемные банки с блоками плавучести: 3 шт.
  • Металлические весла с уключинами: 2 шт.
  • Спасательный линь.
  • Черпак.
  • Ремонтная аптечка, включающая инструмент для разборки и сборки секций.
  • Крепление для перевозки пакета на крыше автомобиля.

Ниже вы можете ознакомится с видео: 

https://www.youtube.com/watch?v=JlgmlV4RKuM&t=15shttps://youtu.be/x7_9nG6mAwE?list=PLu379d1CtWOYO-A2ArvULGFr0oG-iZTK0

Обитаемость

Ради малого веса и компактных габаритов производителям пришлось отказаться от рундуков, дистанционного управления, ветрозащитного экрана. Из всех удобств остался грамотно продуманный моторный отсек.

Днище изнутри рифленое, в носовой части укреплено выступающими ребрами жесткости. Ходить по такой поверхности неудобно. Ноги постоянно натыкаются на неровности корпуса, а также болты, которыми стянуты секции. Этот недочет легко исправляется при помощи подходящего пайола.

Конструкция и грузоподъемность позволяют легко выдержать вес трех взрослых мужчин. Комплект предусматривает наличие трех банок. Предполагается, что пассажиры располагаются в средней секции, а водитель, как и положено, возле транца. Банки представляют собой металлические короба, заполненные пенопластом. Рифленые крышки летом сильно нагреваются под солнцем, а зимой при морозах охлаждаются, что сказывается на удобстве эксплуатации. Кроме того, они делят внутреннее пространство на три части, не позволяя положить удочку или любой длинный предмет. А запас плавучести, расположенный под ними, мешает поставить даже ведро.

Пассажиры будут благодарны, когда вы облагородите посадочные места при помощи поролона и дерматина. Снять нагрузку со спины помогут поворотные сиденья, у которых имеется небольшая спинка.

При наличии легкого тента-трансформера, получается небольшой катер. Складная рама открывает жизненное пространство во время рыбалки, а при дожде укрывает от непогоды. Для переноски не предусмотрены ручки. Умельцы приваривают их самостоятельно. На заводскую покраску давалась гарантия на полгода. Тем не менее еще живы экземпляры с родным покрытием.

Во время глиссирования, благодаря низким бортам и отсутствию ветрозащиты, вода забрызгивает вовнутрь, что особенно неудобно при отсутствии рундуков. Проблема решается наращиванием бортов, установкой защитного экрана или тента.

Канистры с бензином приходится укладывать под ноги, потому что пространство под транцевой доской заполнено пенопластом. Если его вынуть, распределив по корпусу вдоль бортов и в носовой части, то под мотором можно организовать два топливных отсека.

Перевозка лодки

Разборные секции позволяют легко перевозить судно. Поскольку его вес составляет 58 кг, одна секция весит чуть меньше 20 кг. Если снять банки с веслами, то задача облегчится. Упаковать комплект в одиночку вполне реально. Одним из вариантов самостоятельной погрузки на крышу авто является использование лебедки с направляющими.

Видео лодки Автобот:

https://youtu.be/LC6_nLRMpoU

Однако нужно помнить о том, что сам верхний багажник обладает собственным весом. Чтобы не превышать допустимые параметры перевозки грузов, конструкторы предложили использовать специализированный крепеж, прилагающийся к картопу. При этом общая масса транспортировочного пакета равна 62 кг.

При ручной погрузке банки, весла со всем снаряжением перевозятся в салоне автомобиля, что уменьшает его пассажировместимость. Однако если погрузку выполнять вдвоем, то можно избежать демонтажа оснащения, что освободит место в салоне.

Кроме удобной транспортировки складной корпус позволяет избежать затрат на хранение судна на причалах, а также разместить ее вместе с автомобилем в гараже.

Разбирать или нет – дело вкуса и наличия времени на откручивание/закручивание 26 болтов. Чтобы облегчить задачу, замените их метизами из нержавеющей стали. Накидные гайки-барашки на порядок удобнее, к тому же помогут сэкономить время. Сборка занимает чуть больше часа. Разобрать можно за 50 минут. При наличии трейлера картоп можно собрать один раз, а разбирать лишь для замены резиновых уплотнителей, которые служат по 10 лет и более. В этом случае судно хранится в висячем положении на стене гаража или на веревках под потолком для удобства погрузки.

Если нужно транспортировать картоп в собранном состоянии, для этого логичнее использовать автоприцеп, потому как поднимать и грузить каждый раз 58 кг на крышу малолитражки – задача не из легких. При перевозке в неразобранном виде на верхнем багажнике требуется специальный крепеж, 2 человека или автоматический погрузчик.

Удельный объем в 0,0343м3/кг превышает аналогичный показатель 4-метровой “Южанки-2” и “Воронежа” (0,0282 и 0,033 соответственно).

Непотопляемость

На воде лодка Автобот ведет себя прогнозируемо и стабильно. Уйти в оверкиль в режимах, предусмотренных техпаспортом, практически невозможно. Остойчивость при волнении достигается широкими скулами, а также грамотно подобранным углом килеватости в 12⁰. Этому способствует также форма картопа, приближенная к прямоугольнику.

Килеватость, даже самая легкая, обеспечивая легкий ход в глиссирующем режиме, приводит к валкости судна. Это особенно чувствуется во время охоты. Стоять на нем можно, но стрелять в дичь из положения стоя чревато – можно искупаться. Тем не менее, по реке данный картоп идет уверенно и легко.

На водной поверхности пенополистирол, расположенный в банках и нише под двигателем, удерживает картоп с мотором и одним человеком на кокпите.

Ходовые качества

Лодка Автобот рассчитана на «Ветерок-12». Вполне устойчиво ведет себя под современными моторами до 12,5 л.с.Развивает скорость до 30 км/ч при полной загрузке. Максимальные показатели удалось зафиксировать на латвийских соревнованиях, когда победитель разгонялся до 39,02 км/ч. На глиссирование выходит за считанные секунды благодаря продуманной форме обводов. Это существенно экономит топливо на старте.

Несмотря на то, что модель была разработана для малой акватории, она с успехом использовалась на протяжении многих лет рыбаками в Черном море по тихой воде. Это же подтвердили испытания в ходе вышеупомянутых соревнований, проходивших в 1977-1978 гг. на Балтийском море в латвийском порту Лиепая.

Получается, что по скоростным характеристикам судно выходит на уровень 4-метровых жестких моделей, рассчитанных под более мощные двигатели порядка 20 л.с. Это уникальное свойство достигается тем, что в глиссирующем режиме дно соприкасается с водой на участке кормы шириной в 1,11 м и достигающем 1/5 длины всей конструкции. При этом даже когда на задней банке находится водитель с пассажиром, площадь скольжения не увеличивается.

Слом борта, идущий вдоль всего корпуса, выступает в качестве дополнительной скулы. Благодаря нему при старте быстро набирается скорость, обеспечивается практически моментальный выход на глиссирование. А при дальнейшем плавании он грамотно распределяет нагрузку.

В отличие от других картопов наш герой, по словам конструкторов, во время старта не проседает в корме и не выходит на “кобру”. Однако некоторые владельцы отмечают, что при выходе на глисс он все же сильно поднимает нос. Кто прав? На представленном видео вы можете сами оценить ходовые качества и вынести справедливый вердикт.

Встречаются умельцы, которые устанавливают на транец доску длиной до 0,25 м и шириной во всю корму, исполняющую роль крыла. По их мнению, она помогает быстрее выходить на глиссирование, увеличивает скорость. По словам В. Белых мотор можно приподнять. Для Ветерка это расстояние колеблется от 6 до 7 см, для Tohatsu — 6 см, а для Yamaha до 9 см.

Килеватые обводы в таком случае нормализуют работу винта, а также способствуют его качественному охлаждению. Кроме того, улучшается выход на глиссирование, снижается сопротивление мотора в воде. А поскольку он сам поднимается выше транцевой доски, то уменьшается риск попадания воды в моторную нишу.

Таблица скоростей — замеры скорости лодки «Автобот» на мерной миле, км/час

Мотор1 чел. (км/ч)2 чел. (км/ч)3 чел. (км/ч)
Ветерок 12383230
Ветерок 8312720

Под веслами

Поскольку в моторках весла играют второстепенную и вспомогательную роль, большинство глиссирующих моделей не рассчитаны на длительные прогулки на мышечной силе гребца. Лодка Автобот не исключение.

Плюсы:

  • Быстро разгоняется
  • Центровка перемещается в носовую часть, приподнимая корму
  • Идет при размерной работе веслами около 5 км/ч.
  • Капроновые втулки под уключины не скрипят

Минусы:

  • Тяжело грести при наличии пассажира
  • Скорость падает даже при небольшом волнении
  • Весла металлические, полые внутри. Быстро набирают воду, становятся тяжелыми, тонут
  • Ручки весел при заводской центровке отстают друг от друга более 50 см. Грести неудобно
  • Под мощными гребками борт прогибается в местах крепления подуключин . Требуется усиление корпуса

На волне

Технические характеристики свидетельствуют о том, что судно выдерживает полуметровые волны. Вместе с тем при гребнях высотой от 50 см пассажиры ощущают сильные удары. Тем не менее в одиночку, находясь на корме, при подобном волнении можно идти вполне безопасно.

На водоемах, где погода может меняться быстро и непредсказуемо, картоп выдерживает в водоизмещающем режиме волны до 90 см, что доказано испытаниями. Однако это верхний экстремальный предел. Допускать подобных ситуаций не стоит.

Уверенный ход под любым углом достигается на гребнях до 30 см. Паспортные ограничения, к сожалению, снижают данный параметр до 25 см. Это объясняется тем, что на водоемах с нестабильной водной поверхностью (пороги, резкие изменения погодных условий и т.д.) нужно иметь запас прочности и плавучести.

Цены

Цена лодки “Автобот” на Авито начинается от 18 тысяч рублей и возрастает до 160. Стоимость средняя, по сравнению с другими моделями. Выставленный на Авито в продажу б/у ассортимент небольшой, но представлен не разваливающимися изделиями, а вполне пригодными к эксплуатации. Естественно, цена выше в случае наличия ПМ.

Отзывы

Отзывы в целом хорошие. Владельцы дружно отмечают отличную прочность остова, превосходную транспортабельность. На форумах множество веток с советами, как использовать судно в качестве базовой модели для модификации.

Тюнинг

Доработка своими руками и усилиями мастерских именно этой моторки производится редко. Она имеет так мало оборудования, что делать там практически нечего. Но если очень сильно захотеть и отказаться от разборной функции бота, то можно построить рундук, врезать перекладину–сиденье, основательно укрепить транец и переоборудовать под более высокую ногу или сделать его вообще выносным.

Заключение

Советский Автобот заслуженно пользуется спросом и в наши дни благодаря высоким скоростным качествам, а также продуманной конструкции. Мастера знают, как превратить его в катер-трансформер, а большинство рыбаков уверено, что эта лодка хороша именно в первозданном виде, и ни за что не соглашаются что-либо в ней менять.

автоботлодкаразборнаятехнические характеристики

vipkater.ru

Лодка "Автобот": цель создания, основные характеристики и рекомендации

«Автобот» — секционная цельносварная моторная лодка для автолюбителей.

Одна из интересных и практичных лодок, создавалась специально для удобной и безопасной транспортировки на легковых автомобилях. Особенности конструкции лодки «Автобот», легкие материалы и простота данной модели вызывают огромный интерес у любителей отдыха на природе и рыбалки. Конечно данный вид плавательного судна один из самых востребованных, потому-что обладает рядом простых но полезных характеристик.

Цель создания лодки «Автобот»

Основная цель, которую преследовали конструкторы, приступая к разработке проекта «Автобота», это создание легкой и недорогой портативной мотолодки под мотор «Ветерок» мощностью 12 л. с. С таким подвесным мотором лодка должна была глиссировать с тремя пассажирами на борту.

Основные данные

Основные данные разборной мотолодки «Автобот»
Длина наибольшая, м 3,50
Ширина наибольшая, м 1,35
Высота борта на миделе, м 0,45
Угол килеватости днища у транца 12,5°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 58
Грузоподъемность, кг 225
Пассажировместимость, чел. 3
Допустимая мощность ПМ, кВт (л. с.) 9,2(12,5)
Скорость хода под мотором «Ветерок-12» с полной нагрузкой, км/ч 30
Габариты пакета в сложенном виде, м 1,55х1,35Х0,6

Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки.

Для обеспечения ее сбыта следовало рассмотреть и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить.

Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водоемами, а мы хотели уравнять «Автобот» в этом отношении с существующими неразборными мотолодками.

Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».

Особенности конструкции и характеристики

  1. В качестве материала корпуса выбрали алюминиево-магниевый (АМг) сплав — достаточно прочный и пластичный, коррозионностойкий, хорошо сваривающийся;
  2. Обводы корпуса лодки «Автобот» — остроскулые с постоянным углом килеватости днища (12,5°) на двух третьих длины лодки. Носовые обводы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно полными, чтобы лодка хорошо всходила на волну;
  3. Из соображений технологичности конструкции и для обеспечения возможности укладки лодки в небольшой по габаритам и удобный для хранения и перевозки пакет корпус лодки «Автобот» разделен на три жесткие секции;
  4. Соединяются секции лодки при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка» и «Малютка-2»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами;
  5. Основной метод соединения деталей и узлов конструкции — аргоно-дуговая и контактная сварка. В незначительных объемах применяется и клепка (там, где благодаря этому можно снизить общую трудоемкость изготовления корпуса);
  6. При достаточно больших размерениях лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг.
Можно отметить, что показатель удельного объема (L x В x Н на 1 кг веса) у лодки «Автобот» значительно выше, чем у выпускающихся в настоящее время 4-метровых мотолодок.

Достигнуто это благодаря тому, что для обеспечения жесткости конструкции в максимально возможной степени применены выштамповки (слом обшивки на бортах, гофры на днище и т. п.).

Тем не менее, даже при столь малом весе существующими инструкциями укладывать лодку на верхний багажник малолитражного автомобиля не рекомендуется. Дело в том, что масса самих багажников, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12—15 кг.

Следовательно, масса лодки с багажником явно превысит 70 кг, тогда как на дождевые канавки крыши автомобиля разрешается крепить груз массой до 65 кг. Эта проблема имела два решения: либо уменьшить массу лодки, идя на ухудшение каких-то уже достигнутых положительных ее качеств, либо… отказаться от штатного автомобильного багажника.

Мы выбрали второе решение и разработали специальные штанги для крепления лодки «Автобот» к легковому автомобилю любой выпускаемой у нас модели (одновременно эти штанги служат для раскрепления секций в пакете). Таким образом мы добились того, что суммарная масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; транспортировка лодки легковым автомобилем при таком варианте крепления вполне допустима.

Снабжение и оборудование лодки «Автобот»

Снабжение доведено до минимально необходимого уровня. Имеются три съемные поперечные банки, под которыми закреплены блоки плавучести. Банки опираются краями на горизонтальную полку слома на бортах. Деталями швартовно-буксирного устройства служат элементы конструкции корпуса. В комплект снабжения входят два распашных металлических весла с уключинами, спасательный линь, черпак, ремонтная аптечка с инструментом для сборки и разборки лодки, а также ее раскрепления на крыше легкового автомобиля.

Непотопляемость «Автобота» обеспечивается блоками вспененного полистирола, размещенными под банками и в корме лодки под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце подвесным мотором «Ветерок» и одним человеком, находящимся в кокпите.

За прошедшие годы они прошли всестороннюю проверку в самых различных условиях эксплуатации, неоднократно принимали участие в различных соревнованиях по водно-моторному спорту. В целом конструкторы удовлетворены получившимся судном, хотя и видим ряд недостатков, над устранением которых работаем в настоящее время вместе с технологами. Что это за недостатки? В лодке отсутствуют рундуки или закрытые объемы, где можно было бы хранить вещи в ненастную погоду. Не совсем удачна конструкция штанг-креплений. При перевозке лодки «Автобот» на легковом автомобиле в его салоне, если в нем, кроме водителя, находится больше одного пассажира, довольно сложно размещать весла к съемные банки.

«Автобот» на мерной миле в тихую погоду под моторами мощностью 12 и 8 л. с., приведены в таблице.

yachtinform.ru

Испытания трехсекционной мотолодки «Автобот»

В прошедшую навигацию Дна мерной миле» «Катеров и яхт» испытывался «Автобот». Эта небольшая складная — трехсекционная мотолодка для автомобилистов дебютировала на наших соревнованиях еще в 1977 г. в Лиепае; описание ее в журнале также было напечатано несколько лет назад (в сборнике №88), однако до сих пор она неизвестна широкому кругу любителей, так как выпускается малыми сериями. Учитывали мы и еще одно обстоятельство: заметно возросший за последнее время интерес в первую очередь к экономичным, но быстроходным — глиссирующим мотолодкам, тем более — удобным для хранения и перевозки, универсальным по назначению, пригодным для плавания на веслах. Какова же главная черта «Автобота», которая выделяет его из уже довольно большого числа (10—12) складных и неразборных мотолодок, предлагаемых нашей промышленностью специально для автомобилистов? Информация об изображении«Автобот» на веслах с одним пассажиром
Длина, м:
габаритная3,50
наибольшая3,38
Ширина, м:
габаритная1,35
наибольшая1,30
Высота борта в носу/на миделе/на транце,0,50/0,45/0,38
Допустимая мощность подвесного мотора, ед./кВт12,5/9,5
Масса с оборудованием и снабжением, кг58
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел3
Допустимая высота волны, м0,25
Габариты пакета, м1,55X1,35X0,6
Розничная цена, руб330
Скорость «Автобота» более чем втрое превышает скорость всех других «автомобильных» лодок. На сравнимых по размерениям секционной «Романтике-2» (3,5X1,10 м), складной «Мечте» (3,02X1,02 м) или неразборном «Язе» (3,1X1,38 м) разрешенная к установке мощность двигателя ограничена существенно меньшей величиной 5—8 л. с.; отсюда и иные обводы, более легкая конструкция и, соответственно,, скорость порядка 10—12 км/ч. «Автобот» — самая настоящая глиссирующая мини-мотолодка, единственная в своем роде1. Заводская инструкция разрешает вешать на транец «Автобота» мотор мощностью до 12,5 л. с. С одним водителем на тихой воде под «Ветерком-12» скорость мотолодки достигает 37,6 км/ч, с водителем и пассажиром — 33 км/ч, с водителем и двумя пассажирами — 28,3 км/ч. С 8-сильным «Ветерком» эти показатели уменьшаются соответственно до 29,1 км/ч, 24 км/ч и 17,4 км/ч (лодка практически не глиссирует). Добавим еще две интересные цифры. На XIV Всесоюзных соревнованиях на приз журнала в Лиепае выступавший на этой лодке калининградский спортсмен В. Цыплухин с 12-сильным «Ветерком» и хорошо подобранным двухлопастным винтом показал в 10-мильной круговой гонке среднюю скорость 39,02 км/ч; это значит, что на прямой скорость превышала 42—43 км/ч. Когда в нарушение заводской инструкции для определения скоростных возможностей «Автобота» мы установили на него 23-сильный «Нептун», лодка «разогналась» до 48,6 км/ч, однако после этого начала дельфинировать, переваливаться с борта на борт, терять устойчивость движения. Дальнейшее увеличение скорости явно становилось опасным. Информация об изображенииОбводы лодки — корпус теоретического чертежа Чем примечательны эти цифры? Прежде всего тем, что они практически совпадают со скоростями большинства жестких мотолодок среднего 4-метрового класса, рассчитанных на значительно более мощные «Нептуны», «Вихри» и «Приветы». Другими словами, «Автобот» под 12-сильным «Ветерком» развивает примерно те же скорости, но при заметном снижении расхода горючего. Если поработать над подбором оптимального винта и доводкой мотора, то скоростные, а значит, и экономические возможности сочетания «Автобот» — «Ветерок-12» могут быть еще увеличены. Это можно считать одним из главных достоинств испытываемой лодки. Конструкторы выбрали остроску-лые обводы с постоянным углом килеватости (12,5°) на двух третях длины лодки. Носовые обводы имеют больший угол килеватости, но сделаны достаточно полными для улучшения всхожести на волну. В плане «Автобот» имеет наиболее выгодную для маленьких лодок, приближающуюся к прямоугольной форму. Принято считать, что для глиссирующих мотолодок удельная нагрузка (отношение полного водоизмещения к используемой мощности) обычно равна 20 кг/л. с. Приблизительно такие же значения имеют показатели «Воронежа», «Южанки-2», «Оби-М»; у более удачных корпусов, таких как «Казанка-5», «Прогресс-4», они находятся в пределах 26 кг/л. с. У «Автобота» удельная нагрузка еще выше — 27 кг/л. с. При выходе на глиссирование лодка скользит на относительно узком (1110 мм) и коротком (протяженностью около 1/5 длины корпуса) кормовом участке с оптимальным углом дифферента даже тогда, когда два человека сидят на заднем сиденье. Информация об изображенииПоперечное сечение корпуса При старте с места «Автобот» не «проваливается» кормой и не задирает нос кверху, как большинство маленьких мотолодок; водителю не приходится непременно передвигаться в нос для облегчения выхода на глиссирование. Слом борта, имеющийся на всей длине корпуса, играет роль как бы второй скулы; он служит своеобразным стартовым устройством в первые секунды движения, помогает при плавании с нагрузкой. Это также одно из положительных качеств «Автобота». Несколько слов об установке мотора. Стандартную высоту 380 мм, как мы убедились на собственном опыте, стоит увеличить на 60—70 мм. Килеватые обводы днища при этом обеспечивают нормальную работу винта и надежное охлаждение на всех режимах движения. В то же время «приподнятый» мотор благодаря уменьшению дифферентующе-го момента при старте облегчит выход на глиссирование; несколько возрастет и скорость за счет снижения сопротивления подводной части мотора. Меньше опасность того, что мотор зальет волной с кормы, да и общая безопасность лодки с большей высотой транца бесспорно, возрастает. На протяжении всех лет участия «Автобота» в соревнованиях на приз журнала калининградские водномоторники этим приемом пользовались постоянно. И еще один довод в пользу увеличения высоты транца. При существующей его высоте румпель мотора при поворотах задевает за внутреннюю стенку рецесса, управлять лодкой неудобно. С особым нетерпением мы ждали ветреных дней и выхода на волну. Не очень ка первый взгляд убедительными казались 12,5° килеватости днища для крутой вуоксинской волны. Однако выяснилось, что волну высотой до 0,3 м именно благодаря килеватым обводам, можно преодолевать, не снижая газа практически под любыми курсовыми углами. На 0,5-метровой встречной волне (или под углом 45° к ней) уже приходилось несколько сбрасывать обороты: встречным ветром в лодку заносится брызговая пелена из-под скулы, начинает «роптать» пассажир, сидящий на носовой банке — здесь ощущаются жесткие удары. Однако мы убедились, что ход под мотором по 0,5-метровой волне, особенно при малой нагрузке — с одним водителем, никакой опасности практически не представляет. Предел мореходных возможностей этой лодки, по нашим наблюдениям — волна высотой около 0,9 м. О глиссировании в таких условиях говорить уже не приходится; речь идет, разумеется, о плавании в водоизмещающем режиме, возможном в каких-либо аварийных ситуациях. Благодаря подмоторной нише (кстати, среди автомобильных мотолодок она есть только на «Автоботе») суденышко не заливается с кормы. Резкому погружению транца препятствует имеющийся на нем выступ (в него вставляется закладная доска под струбцины мотора). Даже небольшого подъема бортов в носу (около 50 мм) достаточно, чтобы спасать лодку от заливания встречной волной вплоть до метровой высоты. Значительный развал бортов и слом на них помогает при ходе вдоль высокой волны, увеличивает остойчивость лодки при резких поворотах или накренениях. А при попутной метровой волне мы даже рисковали глиссировать, конечно, опасаясь обгонять ее гребень. Какое впечатление осталось у нас от мореходной части испытаний? Если одним словом, то ощущение надежности лодки. «Автобот» остойчив, на нем можно спокойно вставать во весь рост. Информация об изображенииНосовая секция лодки Мы намеренно до сих пор не упоминали о паспортном ограничении возможности выхода в плавание. Предельная высота волны, указанная изготовителем, вызывала недоумение — 0,25, Практически столько же, сколько, например, у одноместной «Малютки» или водного велосипеда! Мореходные качества «Автобота» объективно ставят его в один ряд с такими лодками, как, например, «Бакай» или «Неман-2», для которых предел мореходности указан в 0,5 м. Если это занижение высоты волны объяснять конструкторской осторожностью, то тогда незачем было делать подмоторную нишу, мощный набор (особенно в носовой секции), выбирать такой сравнительно большой для автомобильной лодки угол килеватости днища. Тогда вся лодка получилась бы другой, уменьшился бы ее вес, упростилась бы конструкция, да и перевозка лодки на багажнике.

В то же время, сами конструкторы говорят (см. №88): «Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении до 0,5 м». Справедливые слова. Они определенно рассчитывали именно на такую высоту волны. Явное занижение мореходных возможностей «Автобота» в паспорте, а значит, и сужение района плавания мотолодки должно быть объяснено ее изготовителями.

Стоит особо подчеркнуть надежность конструкции. Ни один из сварных швов (при изготовлении корпуса из сплава АМг-5М использована аргоно-дуговая и контактная сварка) не лопнул, не потек. Даже при долгом плавании по волне узлы болтовых соединений по фланцам не ослабевали. Умелое использование гофров и сломов, выштамповок, позволило конструкторам, как уже говорилось, улучшить мореходные качества лодки, а также при малом весе обеспечить достаточно высокую жесткость корпуса.

По показателю удельного объема (LхВхН на 1 кг собственного веса) «Автобот» с его 0,0343 м3/кг превосходит практически все 4-метровые мотолодки, даже такие «спартанские», как «Южанка-2» (0,0282) или «Воронеж» (0,033).

Если подвести итог моторной части испытаний, то можно сказать, что «союз» «Автобота» и мотора оказался счастливым. Ответ на этот вопрос особенно интересовал, поскольку, за редким исключением, все глиссирующие мотолодки, выпускаемые нашей промышленностью, не приспособлены для длительного плавания под веслами. Лодка быстро набирает ход, хорошо слушается весел. Центровка при одном гребце несколько смещается в нос (если нет на транце мотора), поэтому корма приподнимается и не тянет за собой воду. Вдвоем с пассажиром ход под веслами заметно тяжелеет. При размеренной — в расчете на долгий путь — гребле скорость лодки на тихой воде составляет около 5 км/ч. Но при ходе против даже невысокой волны из-за дифферента на нос и полных носовых обводов грести становится тяжело, скорость заметно падает. Неудачна конструкция весел. Металлические полые внутри весла плохо уравновешены относительно уключин. Выпущенные хотя бы на мгновение из рук весла быстро набирают воды и тонут. Попавшая в весла вода утяжеляет их. Ручки весел не сходятся в ДП более чем на полметра, это не соответствует классическим рекомендациям по проектированию гребных лодок. При мощных гребках борт с привинченными к нему изнутри подуключинами начинает прогибаться; здесь обязательно надо поставить какое-то местное подкрепление. А вот материал самой втулки, куда вставляется уключина, выбран очень удачно. Она сделана из капрона, поэтому при заносе весла не чувствуется трения, уключина не скрипит. Сидеть, а тем более грести на металлической банке неприятно ни в жару, ни в холод. Конструкторы и ее постарались сделать гофрированной.' Неудивительно, что часовую прогулку под веслами мы вспоминали обычно дня два! Признаемся сразу, она нас разочаровала. Не будем говорить, что она значительно хуже, чем у всех других металлических лодок. Просто, чем меньше «жизненное пространство», тем больше человек зависит от его продуманности, от качества отделки.

Если заглянуть в «Автобот» и попытаться представить себе его «среднестатистического» владельца, то невольно перед взором предстает человек в фуфайке, ватных брюках и резиновых сапогах. Внутри лодка имеет сугубо индустриальный и какой-то незавершенный вид: сварные швы нигде не зачищены, секции соединены длинными торчащими болтами. Носовая секция сплошь загромождена высокими флорами и наглухо перекрыта зашивкой объема плавучести, имеющегося под носовой (несъемной) банкой2; другими словами, носовая часть лодки оказывается практически необитаемой. Кормовая и средняя банки хотя и сделаны съемными, но из-за металлических ящиков с пенопластом объемы оказываются мертвыми: туда не поставишь бензобак, не положишь удочку. Этими банками общий объем делится на части — дробится, а это для лодки 3,5-метровой длины непростительная роскошь.

Пенопласт, необходимый для обеспечения непотопляемости, можно заставить сослужить добрую службу и с точки зрения обитаемости лодки. Например, закрепить его по периметру лодки — от слома до края борта, закрыть тонкими плитами жесткого пенопласта столь «негостеприимную» поверхность банок. В конце концов, может быть, стоило бы пустить его, предварительно оклеив слоем стеклоткани, на изготовление гладких пайолов: сейчас ходить по металлическому скользкому и килеватому гофрированному днищу с фланцами и торчащими из них болтами просто опасно (особенно босиком!). В какое бы короткое плавание Вы не выходили, всегда появляется необходимость какие-то мелочи уберечь от брызг, дождя, скапливающейся на днище воды. Никаких рундучков или закрытых отсеков в лодке нет. Особенно остро этот недостаток чувствуют рыболовы! Кроме единственного отверстия в брештуке, которое заменяет собой обушок, нет ни уток, ни ручек. Переносить лодку неудобно; завести кормовой якорь, ухватиться на волне практически не за что. Не годятся для этих целей и такие прочные на вид банки: крепятся они к корпусу двумя винтиками М5 через пару изящных скоб, которые после первых же выходов лопнули и оторвались. Заметим, что так ненадежно крепятся к корпусу не просто банки, а банки с блоками плавучести, которые должны при всех обстоятельствах обеспечивать непотопляемость лодки! Не отличается высоким качеством окраска. Во многих местах краска потрескалась и облупилась, обнажив незагрунтованный металл. Думается, что и сами изготовители косвенно признают этот недостаток: срок гарантии на окраску на 6 месяцев меньше, чем общий гарантийный срок эксплуатации «Автобота» (18 месяцев), Оговоримся сразу: чистого эксперимента с перевозкой лодки на крыше машины у нас не получилось. Конструкторы «Автобота», стремясь уложиться в автомобильный вес (не более 65 кг), пошли по очень оригинальному пути; чтобы избавиться от веса самого автомобильного багажника, они отказались от него вообще, а крепить лодку к крыше автомобиля задумали при помощи специальных штанг. С конструкцией штанг у изготовителей долго что-то не ладилось. Наш «Автобот» попросту их не имел и мы перевозили его, укладывая три секции одна в другую и прикручивая этот пакет веревками к двум легким поперечинам — багажнику на крыше «Волги». Громоздкие сиденья и неразборные весла лодки приходилось брать в салон. На дороге автомобиль с «Автоботом» на крыше вел себя устойчиво, его не вело; можно было без опасения поддерживать скорость 80—90 км/ч. За разгрузку лодки, как и ее погрузку, можно браться минимум вдвоем. Одному с этой операцией просто не справиться. На сборку лодки у нас уходило чуть больше часа, на разборку 45—50 мин. Из-за неудобных подходов, сбитой или тронутой ржавчиной резьбы заворачивать или отдавать 26 болтов, на фланцах, лучше пользуясь торцевыми ключами. Мы бы назвали «Автобот» лодкой сезонной сборки: собран в начале навигации — и вози в готовом к спуску на воду виде! Облегчить эту операцию помогло бы применение, например, болтов из нержавеющей стали с накидными гайками-барашками. Прокладка между фланцами сделана из мягкой микропористой резины, которая со временем деревенеет; в комплект аптечки стоило бы включать запасные прокладки. Подытоживая наши очередные редакционные испытания, можно сказать, что конструкторам удалось создать скоростную, мореходную и достаточно надежную автомобильную лодку. Удачный выбор обводов, хорошие весовые показатели заслуживают высокой оценки конструкции. То, что лодка сделана складной — секционной, не вызвало какого-либо ухудшения ее основных качеств и намного упростило хранение и перевозку «Автобота». Хочется надеяться, что замеченные недостатки, досадные мелочи, которые часто мешают сложиться добрым отношениям капитана и его судна, будут устранены и любители — водномоторники и автомобилисты — получат судно, отвечающее их запросам. 1. Близкие по скорости конкуренты — «Миус», «Прогресс-авто» и «Пчелка» (см. сборник №93) для продажи населению пока не выпускаются.

2. Редакция испытывала один из первых вариантов «Автобота». Сейчас на носовой секции поперечный набор заменен продольным; банка сделана съемной. Носовой «отсек» приобрел значительно более обитаемый вид.

Понравилась ли вам эта статья?

www.barque.ru

Алюминиевые лодки и катера-трансформеры

Первое, с чего следует нам начать говорить о преимуществах катеров и лодок Вельбот (WELLBOAT), это, технические характеристики корпуса судна. Взглянув на них, уже можно будет сразу сделать некоторые выводы. Особенно хочется подчеркнуть - это цельносварной корпус из «морского алюминия» Amg5 толщиной 4 мм на днище. Благодаря этому замечательному сплаву лодки и катера обретают массу дополнительных преимуществ перед клепаными корпусами из дюралюминия:

·        превосходная свариваемость деталей между собой, что позволяет делать двухстороннюю проварку швов.  

·        Малый вес корпуса в целом

·        Надежность корпуса благодаря сварным швам, которые не подвержены разрушению как клепаные корпуса из за постоянной вибрации

·        Высокая ремонтопригодность.

·        Сохранения прекрасного товарного вида на протяжении многих лет       (Amg5 не окисляется на воде и воздухе как дюралюминий и не требует дополнительного ухода и постоянной окраски)

Алюминиевые лодки и катера-трансформеры: технические характеристики алюминиевых катеров Wellboat 51

Длина

5250 мм

Ширина

1950 мм

Высота борта

850 мм

Килеватость на миделе

21°

Килеватость на транце

15°

Масса оборудованного корпуса

410 кг

Грузоподъемность

500 кг

Пассажировместимость

5 чел.

Мощность подвесного мотора

60-90 л.с.

На катера Вельбот 51 можно устанавливать подвесные моторы мощностью от 60 до 90 л.с. Этого более чем достаточно что бы катер смог развивать скорость от 58 до 72 км.час в зависимости от мощности мотора.

         Обводы корпуса спроектированы таким образом, что бы повысить максимальную экономичность при движении не в ущерб остойчивости и плавности хода на волне. Другими словами катер Вельбот 51 можно использовать на реке практически в любую непогоду.  Катера были испытаны на Ладожском озере и финском заливе, где как известно достаточно суровые условия эксплуатации.

         При глиссирующем движении практически не образуется волн, что положительно сказывается на общем сопротивлении движению и расходе топлива. С четырехтактным подвесным мотором,  согласно проведенным испытаниям, катер потребляет около 15-20 литров в час в зависимости от мощности подвесного мотора. Максимальная скорость более 70 км в час достигается на пустом катере с подвесным мотором 90 л.с.

          Благодаря грамотно выполненным обводам корпуса и развесовки, отсутствует такой эффект как «дельфинирование»

         Отличная управляемость лодки и высокая остойчивость позволяют выполнять резкие маневры на полном ходу, не боясь перевернуться.

         Отдельно хочется отметить встроенные блоки плавучести, благодаря которым лодка остается на плаву даже будучи полностью затопленной.

www.my-kater.ru


Смотрите также