Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Катамаран как сделать


Катамаран своими руками - материалы для строительства

Для тех, кто проживает рядом с озером, рекой, морем или другими водоемами, такое средство передвижения по воде, как катамаран весьма актуально. В некоторых случаях подобный вид транспорта является необходимостью, поэтому должно отвечать ряду требований, в частности быть прочным и надежным. Приобрести катамаран удовольствие нельзя назвать дешевым, однако есть альтернатива – сделать его своими руками. Как это сделать грамотно, вы сможете узнать далее.

Чертежи катамаранов

Предлагаем рассмотреть варианты чертежей для строительства плавсредства.

Материалы и комплектующие для строительства катамарана

Катамаран характеризуется большим количеством особенностей своей конструкции, если рассматривать его в сравнении с остальными плавсредствами. Именно по этой причине, перед тем, как приступить к постройке катамарана, необходимо выяснить, из каких комплектующих он состоит.

  • Основная часть – это поплавки, которые выглядят как две камерные конструкции, находящиеся по бокам транспортного средства. Задача этой детали заключается в том, чтобы приспособление держалось на плаву. Поплавки могут изготавливаться из различных материалов. Для подобных целей можно взять пленку, из которой сделаны надувные баллоны, трубы из пластика или пенопласт.
  • Соединительная рама. Эта деталь может состоять из любого материала: трубы из пластика, дерево, металл. При этом следует учитывать, что чем легче будет рама для катамарана, тем меньше по габаритам могут быть поплавки.
  • Палуба. Данная часть служит для посадки пассажиров, вещей и в принципе того, что планируется перевозить.
  • Руль. Функции, которые возложены на руль катамарана, выполняет лопасть под водой, которая устанавливается параллельно движению, если нужно двигаться прямо, и отгибается в сторону для поворота влево или вправо соответственно. Все манипуляции осуществляются благодаря поворотной ручке, которая выведена на палубу.
  • Весла, мотор, педали или другое приспособление, которое будет приводить транспортное средство в движение.

Руководство по строительству катамарана

Прежде чем приступить к строительству катамарана, стоит разобраться в некоторых нюансах.

Во-первых, прежде чем приступить к строительству водного велосипеда своими руками, нужно определиться с основной конструкцией, а именно, из чего будет сделан корпус.

Во-вторых, то, каким будет конструкция, зависит от того, для каких целей планируется строительство.

В-третьих, сейчас на просторах интернета можно найти массу примеров реальных проектов, которые легко реализовать даже при минимальных условиях (материалы, помещение, инструменты).

Далее предлагаем несколько вариантов строительства этого плавсредства.

Надежный катамаран из пенопласта

Катамаран из пенопласта может похвастаться массой преимуществ: долговечность, непотопляемость, легкость эксплуатации. Чтобы сделать плавсредство, понадобится следующие детали, которые изготавливаются из фанеры с толщиной 12 мм:

  1. Две диафрагмы в носовой части.
  2. Четыре перегородки.
  3. Четыре шпангоута.

Для закрепления деталей используют стяжные трубы из дюралюминия (также подойдут стальные тонкостенные трубы). На трубах необходимо нарезать резьбу, размер которой должен составлять примерно 12 мм.

Перед сбором поплавков плавсредства на широкие части пластин кладут эпоксидный клей, а потом за счет стяжек их совмещают с помощью стальных трубок. Далее будущее плавсредство обклеивают с помощью бязи или стеклоткани, сложенной в несколько слоев. Делать это лучше с помощью эпоксидной смолы.

Передняя сторона поплавков изготавливается также собственноручно с помощью уголков, а далее обшивается листами из алюминия.

Крышки, состоящие из фанеры листового дюралюминия, приделывают к уголкам носовой части винтами, а сама носовая часть садится на концы стяжных труб и затягивается гайками. Финишная стадия заключается в заполнении носа плавсредства пенопластом, после чего закрывается крышка.

Палуба строится с помощью реек и деревянных брусков. Далее механизм крепят к шпангоутам болтами и гайками.

Внимание! Для тех, кто желает ускорить движение транспортного средства или двигаться против течения или ветра, в кормовой части можно поставить электродвигатель.

Надувной катамаран своими руками

Чаще всего поплавки отличаются конструкцией двухслойного вида: камеры внутри и защитную оболочку снаружи. Чтобы смастерить надувной катамаран, можно воспользоваться внутренними камерами с двумя отсеками.

Установка надувной камеры в средство передвижения по воде производится в шкуру поплавка через отверстия, которые расположены на концах шкуры. Все действия должны проводятся следующим образом:

  • Камера кладется рядом с отверстием.
  • Шкуру надевают на руку через другое отверстие.
  • Камера втягивается в шкуру.
  • Концы загибают приблизительно на 10 см.

У надувного плавсредства с примитивными люками отсутствует застежка, так как в момент надувания, камеры закрываются сами. В ходе вставки двух камер в шкуру, они наслаиваются друг на друга. Далее проводится втяжка двух шкур одновременно.

Трубка, которая надувает камеры, идет из шкуры через один из люков. Что касается давления в камерах, в основном оно равняется не более 0,1 атм.

Важно! Когда катамаран остается на берегу, он должен находиться в тени. В ином варианте следует слегка снизить давление в камере.

Катамаран из труб ПВХ

И, наконец, предлагаем рассмотреть, как сделать самодельный катамаран из пластиковых труб (ПВХ) своими руками.

Для подобного приспособления вполне можно взять канализационные трубы из пластика с диаметром 110-116 мм. Длина труб должна составлять 3 м.

Для каждого поплавка в среднем понадобиться по 5 труб, 3 из которых пойдут на верхнюю часть, а остальные 2 на нижнюю. Между собой пластиковые материалы необходимо соединить, что легко сделать благодаря уголкам или тройникам (в этом=й ситуации можно взять то, что имеется под рукой, так как вариантов крепления множество). Между собой поплавки скрепляются переходами из труб, диаметр которых должен быть 50 мм.

Видео как сделать катамаран своими руками

Для тех, кто хочет получить более наглядные инструкции, лучше всего посмотреть видео как сделать катамаран самостоятельно.

vseogarage.ru

Моторный катамаран сделанный своими руками. Катамаран для рыбалки, туризма, сплава. — DRIVE2

Мечта каждого рыбака, охотника, туриста забраться как можно дальше, туда, где нога человека не ступала. Где непуганый зверь, рыба косяками, вода чистая и простор для вольной души нашего брата туриста.

Забраться, да так, чтобы еще и с комфортом и безопасно, да грузу намеренно взять, да топлива на дальнею дорогу, да еще чтобы и скорость лодки была приличная, отпуск то не безграничный. Да еще разборная, чтобы в легковушку входила и переносить мог один человек и хранить можно было на балконе. А еще, ночевать на палубе, а еще … в пору машинку покупать закатывающую.

ВИДЕО. Катамаран своими руками

Пролистав интернет в поисках серийного судно под выше изложенные пожелания и не найдя то что искал, начал изобретать свое, руководствуясь жизненным опытом владения различными судами с их плюсами и минусами.

И вот что получилось:

— Длинна палубы 4,5 метра,

— Ширина 2 метра.

— Полезная площадь палубы 9 кв.м. Прям комната небольшая. Не сравнить ни с какой надувной лодкой.

Палуба жесткая, фанерная, прочная, хоть танцуй, хоть лежи, ставь палатку, стол или мобильную баню и еще место останется.

Полный размер

Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Схема катамарана / тримарана. Автор проекта Рудольф Кавчик

При таких размерах катамаран получился легко переносимый. Масса катамарана без двигателя и поста управления 140 кг с палубой. При этом максимальный вес одной детали конструкции весит всего 11,5 кг, это лист палубного покрытия. Таких листов 8. То есть, по частям катамаран может переносить даже ребёнок. Максимальный размер самой большой детали 200х50 см. Это позволяет перевозить катамаран легковым транспортом, в поезде и самолете. Без палубы катамаран весит 50 килограмм.

Время полной сборки с постом управления и установкой двигателя 1,5-2 часа/один человек.

Время разборки 45 минут.

Полный размер

Фото катамаран на реке Чая, приток Лены. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Для рыбалки и походов. Автор проекта Рудольф Кавчик

Испытал под загрузкой в 700 кг, идёт нормально. Максимальная расчётная грузоподъемность полторы тонны. При желании на палубу и квадроцикл загнать можно.

Порадовала, да что там говорить, удивила экономичность, стакан топлива на километр, что в два раза меньше чем у традиционных пластиковых и алюминиевых лодок.

Крейсерская скорость при ¾ газа — 21 км/час. При этом расход топлива — 240 гр/км., 5 литров в час. При максимальном газе скорость 26 км/час, но расход топлива уже 7 литров. Максимальная скорость 26 км/час на Ямаха 9,9 л.с., шаг винта 11, двигатель не раздушин, загрузка 2 человека.

При такой экономичности на 500 километров требуется всего 120 литров топлива и это расстояние можно пройти за 24 часа.

Полный размер

Фото. Поход через озеро Хубсугул, Сентябрь 2016. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Катамаран не требует регистрации в ГИМС-е, так как вес судна мал и двигатель до 10 л.с. не подлежат регистрации. А это значительно экономим нервы и средства на регистрацию и последующие ежегодные налоги и сборы.

Не маловажный фактор – безопасность. Для этого в катамаране 3 поплавка и 6 независимых отсеков, точнее это не катамарана, а тримаран. Но дабы не резать слух обывателя, называю его привычным словом — катамаран. Даже если, напрочь, порвать один из поплавков, на его место можно поставить центральный, превратив тримаран в привычный катамаран.

Полный размер

Фото. Поход через озеро Хубсугул, Сентябрь 2016. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Без палубы катамаран можно использовать как сплавной катамаран с двумя поплавками или даже тремя, если хотите загрузить как можно больше и река не энной категории сложности.

В процессе эксплуатации замечена одна особенность, во время рыбалки и передвижения по палубе нет шума пугающего рыбу или зверя. Деревянная палуба практически бесшумная, а надувные поплавки гасят и без того тихие шаги и прочую возню на палубе.

Катамаран можно использовать с постом управления или без него, удлинив румпелем.

Даже на большой волне, до полуметра, судно ведёт себя устойчиво, сказывается ширина корпуса и разнесённые поплавки. Кружка с чаем стоя на посту управления не ерзает и содержимое не выплёскивается, даже на встречной волне от большого танкера катамаран мягко переваливается через волну.

Полный размер

Фото. Установка палатки. Река Иркут, приток Ангары. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

Чтобы сэкономить вес и избавится от лишних деталей, релинг заменил рундуками. Два в одном и ограждение и рундуки.

Стоимость судна 120 000 рублей, включая рубку и транец. Не так уж и много за комфорт, экономичность и мобильность при хороших скоростных характеристиках.

Автор проекта Рудольф Кавчик, Иркутск 2016 год.

Полный размер

Фото. Поход через озеро Хубсугул, Сентябрь 2016. Моторный катамаран из ПВХ созданный своими руками. Автор проекта Рудольф Кавчик

www.drive2.ru

Самодельный катамаран: чертежи, сборка, смета, различные модели и варианты

Время на прочтение статьи = 12 минут

Многие задаются вопросами: «Как? Из чего? С помощью каких инструментов? По каким чертежам?» можно самостоятельно изготовить Катамаран. На просторах интернета есть масса информации по данной теме, конечно множество способов, идей, смет и схем будет представлено вашему вниманию. Теоретические знание определенно понадобятся, но лучше увидеть весь процесс собственными глазами и выбрать ту модель катамарана, которая подходит именно вам, и запастись терпением при осуществлении задуманного. В данной статье представлено несколько вариантов постройки катамарана.

Первый вариант

Какое парусное судно можно построить при минимальных затратах, не имея ни специального места для постройки и хранения судна, ни высококачественных материалов? Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittirne». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.

Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.

Тип парусного вооружения—бермудский кэт.

Основные параметры малого катамарана:

  • Длина наибольшая, м — 2.43
  • Ширина наибольшая, м — 1.34
  • Ширина корпуса, м — 0.30
  • Осадка со швертом, м — 0.42
  • Осадка без шверта, м — 0.13
  • Вертикальный клиренс, м — 0.23
  • Полное водоизмещение, кг — 120
  • Вес, кг — 40
  • Площать парусности, м2 — 5.3
  • Площадь смоченной поверхности, м2 — 2.1

Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на УзМатериалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен.

Его недостаток — больший, чем у фанеры, удельный вес (у~1 г/см3).

Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара. Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.

Несколько шпангоутов в районе миделя имеют одинаковую форму. Это позволило обшить район цилиндрической вставки двумя продольными листами, обеспечив прочность и жесткость корпуса. Швертовые колодцы для кинжальных швертов сделаны сквозными — от палубы до дна.

Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне. Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64X80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки n=3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс.

Перевозя катамаран «в сборе» можно поменять левый и правый корпуса местами; это уменьшит ширину катамарана почти в 1,5 раза.

Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.

Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой. Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.

Парус площадью 5 м2 сшит из перкаля АМ-100. Центр парусности расположен на 2% в корму от ЦБС. В небольших пределах (±2°/о) центровку можно регулировать, изменяя наклон мачты в ДП перемещением точек крепления ее ног на палубе. Перемещением рулевого по длине судна можно изменять дифферент катамарана и положение ЦБС.

Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана. Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.

Для проверки полученных расчетных значений сопротивления и тяги паруса были использованы графики и данные, помещенные в предыдущих номерах сборника. Действительную скорость можно определить по уровню скоростного напора воды. С этой целью достаточно прикрепить к мачте прозрачную трубку с опущенным под воду и отогнутым вперед концом. Колебания водяного столба в трубке можно уменьшить установкой дросселя или присоединением воздушного колпака.

Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой. Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.

Второй вариант

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТАМАРАНА

  1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
  2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
  3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
  4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

  • Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис, 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
  • Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
  • Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
  • Для руля и шверта была использована фасадная солнцезащитная ламель из алюминиевого аэродинамического профиля. 3 метра ламели обошлись нам в 3 000 рублей.
  • Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
  • Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
  • 50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава.
  • Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
  • Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок.
  • Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
  • На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
  • Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
  • Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
  • Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные деньги, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Третий вариант

Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении.

Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке. Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях — плашкой с основной метрической резьбой (М10).

Схема самодельного катамарана из пенопласта Перед сборкой поплавков широкие поверхности пластин покрывают масляной краской или эпоксидным клеем и стягивают стальными трубами при помощи гаек. Затем наружные поверхности оклеивают тонкой бязью или стеклотканью в два-три слоя на эпоксидной смоле или на масляной краске.

Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками. Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.

Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

Четвертый вариант

ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.
Размеры судна рассчитываются для каждого индивидуального случая

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.
Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность.

Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Источники:

  • http://www.svoimi-rukami.com.ua/index.files/picture%20KiY/10
  • http://www.sevprostor.ru/podgotovka-k-puteshestviyu/equipment/305-katamaran
  • http://www.freeseller.ru/2806-katamaran-iz-penoplasta-svoimi-rukami
  • http://trubypro.ru/poleznye-materialy/izdeliya/katamaran-iz-plastykovyh-trub

Редактор статьи

Yachtinform

0 Загрузка...

yachtinform.ru

Преимущества использования катамарана для рыбалки

Рыбалка становится комфортной и результативной при использовании плавательных средств, позволяющих ловить рыбу в любом месте реки и быстро передвигаться по водоему. Особой популярностью у любителей тихой охоты пользуется катамаран для рыбалки.

Достоинство катамарана — легкий вес конструкции, его можно перевозить легковым автотранспортом. Надувные модели упаковываются в специальный рюкзак, неразбирающиеся части укрепляют на крыше машины. Модели отличаются легким ходом при любой скорости и устойчивостью на волнах.

Преимущества использования катамарана на рыбалке

Популярное средство для рыбной ловли — катамараны для рыбалки под мотор. Оно позволяет расширить круг мест рыбной ловли, можно выбирать лучшие для клева стоянки. Сборка и разборка катамарана под силу одному человеку: его части собираются в течение получаса, что делает средство мобильным и удобным.

Палуба выше поверхности воды на полметра, что спасает рыбаков от волн, а дождевые осадки не скапливаются внутри рамы. Воду не нужно вычерпывать, она сливается в зазоры палубы, благодаря чему катамаран удобно мыть. Снизу надувные катамараны защищены брусом от протирания о поверхность дна или берега водоема.

Основными преимуществами судна катамаранного типа считаются:

  • высокая устойчивость рамы;
  • просторная и высокая палуба;
  • большая грузоподъемность;
  • прочное днище;
  • большие воздушные отсеки;
  • легкая сборка и разборка;
  • простой уход и мытье от грязи;
  • безопасность использования.

Технические характеристики

Катамаран состоит из двух воздушных баллонов и рамы, которая бывает надувной или жесткой, изготовленной из алюминия. В собранном состоянии вся конструкция помещается в рюкзаке, что удобно при транспортировке.

Вес плавсредства часто не превышает 20 кг. Моторные катамараны тяжелее, так как имеют более прочную основу, но в их конструкциях также используются легкие материалы. Габариты изделий различны, они достигают длины 4−6 метров.

Устойчивость

Катамаран — устойчивая конструкция, он легко всходит на волну, получая минимум ударов. Образование брызг небольшое на любой скорости, что комфортно для пассажиров. При волне высотой 0,5 м остойчивость конструкции превосходит другие модели. Катамараны устойчивы на курсе, легко выдерживают заданную траекторию движения.

Плавсредство способно противостоять воздействию внешних сил, его боковая устойчивость противостоит силам переворачивающего момента. Продольная устойчивость противостоит навалам на корму или нос — продольному переворачивающему моменту (перевороту через корму). Большое расстояние между баллонами и правильное распределение веса увеличивают остойчивость средства.

Безопасность катамарана больше, чем у лодочных моделей. Остойчивость его конструкции намного выше. Перевороты лодок возможны при нагрузке на борт, что часто бывает при выуживании рыбы, когда происходит крен плавсредства. Используя надувные конструкции, даже несколько человек могут находиться на одном борту без опасности его крена и переворота. Это плавсредство невозможно перевернуть или потопить.

Полезное пространство

Катамараны намного шире однокорпусных моделей, благодаря чему полезное пространство почти в два раза больше, чем у лодок. Палубы шириной от 2 м могут быть длиной от 2,5 до 4 м, на большом участке устанавливают тент или палатку.

Рыбаки размещают на палубной площадке столик и стульчики (кресла), а также рыболовное снаряжение и все необходимое для похода. Достаточных размеров палуба позволяет свободно перемещаться внутри катамарана. Модели имеют удобную натяжную или жесткую палубу, на которой размещаются от 2 до 10 пассажиров.

Экономичность

Благодаря своей конструкции катамаранные модели имеют уменьшенное лобовое сопротивление. Их вес поделен между воздушными корпусами, что создает малое сопротивление по сравнению с лодками. Скорость катамарана на 20−40% выше, чем у лодочного средства с такой же нагрузкой.

Катамараны разгоняются до 20−25 км/ч при использовании меньших моторов, потребляющих мало топлива. Расход топлива у этих моделей на треть ниже, чем у лодок. Модели для рыбалки имеют транец под мотор до 10 л.с., но в них часто используются небольшие двигатели от 2 до 5 л.с.

Грузоподъемность

Загруженное плавсредство может погрузиться ниже оптимальной глубины, но у катамарана от перегрузки только ухудшатся скоростные характеристики: чтобы он затонул, груз должен в три раза превышать грузоподъемность. Это значит, что при грузоподъемности 500 кг критичной для данного плавсредства будет перегрузка до 1500 кг.

Катамаранные средства имеют грузоподъемность от 300 до 500 кг, загруженность не влияет на его остойчивость и скорость. Несмотря на небольшой вес, модели имеют большую грузоподъемность, на них можно расположить ящики для перевозки улова, приспособления для рыбалки и много других нужных грузов. Количество пассажиров — от 2 до 10 человек. Непотопляемость при перегрузках — большое преимущество катамаранной конструкции по сравнению с лодочными моделями.

Маневренность

Маневренность судна — его поворотливость при маневрах вправо или влево от геометрического центра конструкции и возможность обратного движения. Катамаранные конструкции обладают хорошей маневренностью — быстротой разворота и возвращения в первоначальное положение. Подкаяченные нос и корма увеличивают маневренные качества судна.

Виды катамаранов

Виды катамаранов различаются по техническому решению частей судна:

  • устройства палуб;
  • установки поперечных балок для жесткости перекрытия (бимсов);
  • опор разной высоты.

С гибким и жестким рундуком

Описание катамаранов содержит информацию о материалах для устройства палубы. Рундук катамарана может быть гибким и жестким. Модели с гибким рундуком легче укладывать при сборке и транспортировке, а жесткие конструкции надежнее и удобнее в использовании, но занимают много места при перевозке.

Натяжная палуба изготавливается из ткани ПВХ, обшитой по периметру стропами с петлями для крепления на раме. Гик этих катамаранов средней толщины, клапан для воздуха — возле стрингера, крепежи крестообразного типа. В гибких видах используется материал из поливинилхлорида (ПВХ) с высокой плотностью — 800 г/кв.м. На этих моделях можно устанавливать крупные баллоны.

Жесткие конструкции рундука изготавливаются из досок, фанеры и других плотных, но легких материалов. Под моделью крепятся две опоры, баллоны располагаются с разных сторон стрингера, плотность используемых материалов ПВХ — 700 г/кв.м. Опоры крепятся над прошивкой, воздушные клапаны — над гиком. Есть варианты с баллерами, баллоны в которых установлены над гиком. На суднах с жестким рундуком рыбачат на мелководье.

Модели на два и три бимса

Катамаранные модели для рыбной ловли имеют два или три бимса, служащих для укрепления конструкции. Чем выше защищенность рамы, тем больше пассажировместимость и другие технические характеристики.

Модели на два бимса — для двух пассажиров. Опоры установлены на небольшой высоте. Грузоподъемность — до 300 кг, длина судна — до 3,4 м, диаметр стрингера — 1,3 мм, на баллонах — резиновые латки, крепление — в виде крестовин. Могут оснащаться гибкими рундуками. Эти конструкции пользуются у рыбаков спросом.

Катамараны на три бимса — четырехместные. Грузоподъемность — до 500 кг, воздушные клапаны — возле стрингера. Рундуки — жесткие, иногда гик резиновый. Популярны варианты судна с двумя опорами. Эти плавательные средства изготовлены из материалов с высокой плотностью.

С низкой и высокой опорой

Опоры разной высоты влияют на установку моторов разной мощности. Небольшие модели имеют низкие технические параметры, судна больших габаритов с мощными моторами — более высокие качественные характеристики.

Модели с низкими опорами предназначены для установки маломощных моторов. Их грузоподъемность — 300 кг, воздушные баллоны имеют небольшой диаметр. Возможно применение резиновых гиков и баллеров. Стрингеры крепятся на ПВХ-накладках.

Для использования мощных моторов выпускаются катамараны с высокими опорами. В этих моделях предусмотрен жесткий каркас из алюминия, баллоны большого диаметра (плотность — 800 г/кв.м), стрингеры толщиной 1,4 мм. Опоры дополнительно фиксируются растяжками. Длина такого катамарана достигает 4 метров.

Надувные катамараны

При движении надувной катамаран соприкасается с водой только баллонами, палуба и рама остаются над ее поверхностью. Это снижает водное сопротивление и увеличивает скорость. Сейчас для этих конструкций используются баллонные камеры с высоким давлением (250−300 мбар), при изготовлении которых применяются армированные материалы ПВХ.

Использование однослойных баллонов из прочных материалов уменьшает вес плавсредства и увеличивает их жесткость. Надувные катамаранные модели расширяют возможности рыбаков, с их помощью пользователи разборного судна попадают в самые недоступные места водоема, доставляя плавсредство на берег личным автотранспортом.

Как построить катамаран с мотором своими руками

Самостоятельно сконструировать такое плавсредство под силу только хорошему умельцу. Но иногда катамаран своими руками становится лучше заводского варианта, у хозяина есть возможность подогнать параметры и характеристики судна под свои потребности.

Сначала будущая модель проектируется: создаются ее подробные чертежи, после чего общий чертеж разбивается на отдельные чертежи всех частей судна. Затем изготавливают каркас (чаще из дюралюминия). Следующий этап — изготовление баллонов для воздуха из прочного ПВХ, заданных габаритов (длиной 3,5−4 м). Баллоны снабжаются клапанами для закачки воздуха.

В самодельном варианте можно установить баллеры с натяжкой. Сборка конструкции завершается установкой стрингеров и палубы. Важный этап конструирования — проверка всех частей плавсредства на надежность. Особое внимание нужно уделить герметичности воздушных баллонов. Качественный самодельный катамаран всегда является гордостью владельца.

ribaku.info

Как сделать парусный катамаран своими руками?

В этой статье мы расскажем как сделать парусный катамаран своими руками. Сразу скажем,что простейший катамаран для отдыха на озере или реке можно сделать из подручных средств, плотно связав материалы, хорошо держащиеся на плаву. Самодельный катамаран из бутылок — забавная конструкция, которая прослужит пару дней и сделает Ваши выходные незабываемыми.

Для начала посмотрите на конструкцию катамарана из пластиковых бутылок:

В данной статье мы предлагаем более сложный вариант самодельного катамарана. Достоинства данной конструкции:

  • Основной материал – древесина сосны: доступен любому желающему;
  • собрать и перевезти сможет один человек;
  • просторная палуба

Такая постройка способна прослужит не один сезон и при правильной сборке способна заменить лодку или катер для рыбалки. Перейдем непосредственно к пошаговой инструкции, которая поможет сделать катамаран своими руками.

Рама

Основной материал – сосна (качественная, сухая).

Рама составляется из 8 брусьев: 4-х стрингеров и 4-х бимсов (поперечные).

Каждый состоит из двух частей. Части разной длины: в местах их соединения крепятся подуключены (длина подбирается индивидуально – под «гребца»). Далее необходимо:

  • Выстругать бруски — 8 шт. (40×40). Длина 4-х из них – 1110, 4-х – 1340.
  • Части стрингеров соединить с уголками (40x40x4) так, чтобы на стык частей попадала середина уголка. В стыках частей обязателен зазор!
  • Выстругать бруски – 4 шт. (75×30 x1380). Концы сузить «на ус», для уменьшения массы. Поместите бимсы на стрингеры и просверлите.
  • Подрундучники – кормовые (45x23x770) и носовые (58x24x1010). Оптимальное крепление подрундучников к бимсам – гвоздь.
  • Деревянные детали хорошо зашкурить, покрыть олифой.

Палуба

Материал – брезент (самый плотный).

  • Добавив к длине рамы припуски на карманы получите длину полотнища для палубы. Припуск нужен под карманы для шпангоутов.
  • Ширину вычислим измерив расстояние между третьим и вторым стрингерами. Оставьте достаточный припуск для подворота кромки.
  • Сформируйте карманы под средние бимсы. Для этого снизу пришейте широкие полоски.
  • Отверстия под болты следует обметать суровой ниткой.
  • При крепеже бимсов к стрингерам проследите, чтобы палуба была туго натянута.

Рундуки

Материалы: фанера (3 – 4 мм), деревянные рейки (20×15), клей, петли рояльные (крепление крышек), шурупы.

Для чехла подойдет любая плотная ткань.

Точное соблюдение их размеров необходимо, чтобы носовой рундук легко вставлялся в кормовой, упрощая транспортировку. Будут удобны ручки, протянутые сквозь отверстия в боках меньшего рундука.

Размеры большего: 800x285x225 мм.

Уключины

  • Можно сделать из стальных стержней (достаточно диаметра 14 мм).
  • По оси стержни распилить на глубину 7 см и разогнуть «рожки» в стороны.
  • Ось качания заменит гвоздь (4 мм), леска выполнит функцию шплинтов.

Подуключины

Материал: труба алюминиевая (диаметр 22)

    • Сначала расплющите концы трубы.

Вставки – пластины (алюминий, толщина 7).

  • Прикрепить их вертикально к уголкам стрингеров (первого и четвертого).
  • Крепить шарнирно, но плотно (заклепать).
  • Подобным способом прикрепить к полкам подкосы из труб (диаметр 20). Подойдет хомут из алюминиевой пластины.

Поплавки

Материал: плотная палаточная ткань, резиновые шары. В прорези сшитого баллона поплавка вставляют шары.

Размеры: длина – 3600, диаметр – 400.

aquatransport.ru

Катамаран своими руками

Алексей Овсянников

Автор: Алексей Овсянников

Ни дня без строчки.. 😉 Этот девиз должен стать вашим на время пошива своего судна.

Вступление.Здравствуй, дорогой друг! В далеком 1994 году группа туристов-водников собралась покорять Алтайские реки. Подошли к вопросу снаряжения, в частности выбору судов для сплава, ну очень серьезно. Было решено спроектировать и построить катамаран-двоечку по всем правилам судостроения, благо, в группе руководителем был настоящий конструктор-кораблестроитель

Николай Капранов

И так, Николай Капранов (а это был именно он) в течение осени рассчитывал обводы будущего судна, с такими тонкостями, как  учет угла входа в воду, паразитные завихрения и прочие гидродинамические премудрости. На выходе должны были получить катамаран легко управляемый в потоке, пробивающий бочки, с повышенной устойчивостью к оверкилю и, самое главное легкий и компактный, т.к. в те лохматые времена к реке ходили пешком, по многу десятков километров.Чертежи были готовы. Холодными зимними вечерами первые два судна были построены и испытаны  на пороге в Лосево. Счастью не было предела! Кат получился! Назвали его Твикс.

Твикс

Почему Твикс, спросите вы…? Спишем на тлетворное влияние телевизионной рекламы. Первые реки, которые легли под его киль назывались Карагем и Аргут, маршрут 6 к.с.Потом были почти все реки Алтая, некоторые, по нескольку раз, Азия, Забайкалье, Саяны и пр. и т.д. За 17 лет эксплуатации   Твикс показал себя настоящим бойцом… но время, время берет свое.. весь в шрамах, пвх уже не такое эластичное, потихоньку дубеет… Пришла пора делать новый.Да, надо сказать, что был сделан еще один проект, очень похожий внешне на Твикс.

Назвали его Аргут,( просьба не путать с четверкой Тритон, у них тоже есть модель с таким названием). Отличие в объеме. Он был сделан на 10% больше, что добавило и вес и размеры. Я ходил на обоих по одним и тем же рекам, да и в Лосево накатался вдоволь, поэтому заявляю ответственно, — если живой вес членов экипажа за 80 кг у каждого, то ваш выбор Аргут, если меньше — только Твикс.

Надо сказать, что этом катамаране использованы идеи и других катамараностроителей. Надувная сидушка и способ ее крепления , сделана один в один с первых катамаранов Анатолия Кулика. Могу сказать, что у меня была одна из первых двоечек «Кулик» под номером 11, купленная в 1991 году. По своим ходовым и сплавным качествам это было, конечно, далеко не лучшее судно. При длине 3,2 метра, ширине 2 метра и ширине палубы гондолы 0,9 метра, эта штука килялась через нос-корму на счет раз…Но в нем было очень много революционных идей. По-моему, это было первое судно с надувным сиденьем. Во всяком, случае я, до этого, больше нигде не видел этой идеи, воплощенной на практике. И хотя первое время народ, сидящий на жестких сидухах, посмеивался над нами, называл пижонами и эстетами, это оригинальное решение потом вошло в суда почти повсеместно. Второе, что очень понравилось в конструкции, это система заправки внутренних баллонов в гондолы через молнии в бульбах, офигенно удобно. Петли в носах и корме — оттуда же. Клапана были взяты за основу, творчески переработаны, упрощены и выполнены в дюрале, вместо пластмассы. Ложементы в местах пересечения продолин и поперечин, были так же выполнены из алюминия вместо резины. Катамаран, так же собирался на капроновых скрутках. Была добавлена отжимная труба и кантователь.

К чему я все говорю. Многие хотели бы сделать катамаран своими руками. В межсезонье, всяко, заняться особо нечем. Купить судно сейчас не проблема, полно фирм. Но эта двоечка все-таки отдельная песня, поверьте.Общая картина того, что вы получите к сплавному сезону.

Катамаран двойка, вес в сборе (с рамой, скрутками, закрутками, кантователем, поддувами) от 23 кг до ….. Зависит от материалов из которых вы будете строить. Вес 23 кг дан для: ПВХ днище, палуба и карманы 750 гр/м2, остальное 700 гр/м2. Труба продолины Д16Т 32х1,5 мм плюс втулки, поперечины Д16Т 40х2 мм плюс втулки, закрутки Д16Т (то, чем стропу закручивают) 12х1,5 мм, скрутки стропа капроновая «чулок» 37 мм, кантователь — из нее же, внутренние поддувы – ткань «чернуха» капрон прорезиненный с двух сторон Ярославского производства (продается в магазине при заводе резинотехники, или, по цене самолета, в Москве в фирме «Красно солнышко».). Клапана дюраль. Ложементы (кницы) дюраль. Получить вес меньше можно, где-то на 0,5 кг, не так вольготно выкроив внутренние баллоны. Я не стал заморачиваться. Выклеил простую выкройку см. сюда Меньше возни с расправлением их внутри ката.

Почему рама на скрутках.

Плюсы:

1. Труба не ослаблена в месте крепления сквозным отверстием.2. При скручивающих нагрузках сопряжение эластично, но в тоже время очень надежно (гондолы относительно друг друга постоянно испытывают перемещения, особенно при наездах на препятствия, свечках, килях ) Просьба не воспринимать термин «эластичный», как синоним «жидкий». Рама будет всегда возвращаться в исходную. разве что, после совершенно нештатных нагрузок, геометрия будет нарушена. Но это лечится перевязкой.3. Ремонт в условиях похода очень прост. Ставим дерево и плывем.4. Разборка занимает уникально мало времени. Сборка по времени в сравнении с катом на болтах — такая же,  при условии, если вы научились вязать прямой узел. Опять-таки, не надо дрючить бедные отверстия, которые после предыдущих покатушек, почему-то не совпадают.5. Минимизация травматизма при аварийных ситуевинах, о выступающие болты и гайки.6.И ведь не ржавеет, гадюка!

7. Нет этого железного хлама в виде гаек, хомутов, болтов, шайбочек…

Минусы:

1. Придется научится это делать, в смысле, вязать.2. Если в команде одни девушки (во что трудно поверить), — как минимум одна должна быть физически сильной, дело это требует мышцыыы..

Для облегчения страданий, поверивших в волшебную силу капрона, будет выложен видео урок по вязанию рамы. И пусть, кто ни будь попробует собрать на болтах быстрее… Разве, что на хомутах, но там — см. пункты: 3,5,6,7 не работают.

И так, для тех, у кого руки заточены в правильном направлении, начинаем строить. Здесь с разрешения Николая Капранова выложены совершенно секретные чертежи катамаранов Твикс и Аргут. Знакомимся и пользуем, не забывая об авторском праве, кто захочет использовать данную документацию в коммерческих целях прошу сюда Николай Капранов Расчитываем на Вашу порядочность 🙂С чего начать?Для начала надо раздобыть пвх-ткань для наружной оболочки. Рекомендую брать лодочную ткань весом 700-750 гр/м2  Брать «абы какое» пвх не советую. Каждая ткань рассчитана для определенных целей.  Я выбрал финский виниплан, как проверенный за 17 летний опыт эксплуатации. Где купить каждый выбирает сам.  Инет в помощь. Раскладка раскроя указана в рисунке. Не догма. Возможны варианты.При ширине ткани в 2 метра понадобится 10 погонных метров (20 кв.) Я брал два куска по пять метров разного цвета, чтоб повеселей.. Остаток материала будет достаточно большой, хватит на всякие прибабахи в виде гермочек и сумочек, ну и, конечно на ремнабор. Если вы шьете кат из одного цвета, или  два и больше судна, то крой будет экономнее, но это уже сами. На днище,  палубу и карманы я поставил ткань весом 750 гр/м2, на остальные элементы 700 гр/м2И так ткань заказана.

Пока ткань едет к вам, покупаем рулон миллиметровки и рисуем выкройки.

Расстояния между точками можно проводить линейкой по прямой. При такой длине и объеме изделия лепить радиусы не нужно, после пошива все будет ровно и полукругло

Крой

На этом этапе нам понадобятся:

Линейка 50-100 см,  лучше железная. Ножницы раскроечные. Ручка шариковая.

Все выкройки даны без припусков на швы! Эту фразу я буду периодически повторять, на всякий случай…Обязательно отмечаем  контрольные точки и осевую линию на симметричных деталях!Должно получится на миллимитровке:Днище – 1шт.Борт – 1 шт.Палуба – 1 шт.Торец передней бульбы – 1 шт.Торец задней бульбы – 1 шт.Сидуха – 1 шт.Торец сидухи – 1шт.Верх передней бульбы – 1 шт.Верх задней бульбы – 1 шт.Передняя полубульба – 1 шт.Задняя полубульба – 1 шт.Трафарет линии пришива сидухи – 1 шт.

Карманы – 4 шт.

При переносе на ткань не забываем «зеркалить» нужные детали (левый-правый полуборт и т.д) см. план раскроя.Переносим крой на пвх  с изнаночной стороны.Обводим шариковой ручкой по линейке (за исключением радиусов бульб и сидух) выкройки, не забывая ставит четкие метки в контрольных точках (это там где  прямые линии сходятся), очень пригодятся!Прибавляем припуск на швы (проводим параллельную линию). На палубе с лицевой стороны наносим  по трафарету линию пришива сидухи. На полубортах с лицевой стороны рисуем линии пришива карманов. На сидухе на лицевой стороне наносим линию пришива коленных упоров и отверстие под клапан, на торце сидухи рисуем линию вшива молнии.Берем хорошие ножницы. Хорошие, это когда ими не надо резать, как ножницами, а просто раскрыл и ведешь их вперед по линии разреза. Будет очень ровно и аккуратно.Подписываем детали  скатываем каждую отдельно в рулон. Потом будет удобно при шитье.Пока, вы сами занимаетесь этой фигней, которую я так подробно расписал, кто-нибудь из домашних или сочувствующих, докупает стропу 50-70 мм шириной в количестве 6 метров на коленные упоры (неплохо подойдет капроновая стропа для такелажных работ, продается в строительных  магазинах. Как вариант ремень безопасности для авто, тоже весьма неплох. И еще 2 метра мягкой капроновой стропы для петель в нос и корму шириной 40-50 мм, можно и ремень безопасности. Четыре молнии (либо мощную витую, либо типа зубчик не ниже 6Т) по 50 см в бульбы и две молнии по 30 см в сидухи. До кучи придется прикупить капроновые (лавсановые) нитки 170, наперсток, обувное шило или, как его еще называют цаганская игла ну и, что нибудь к чаю…И вот, вы, вспотев от усердия разогнули спину, как раз в тот момент, когда недостающие комплектующие прибыли с гонцами.Можно начинать шить!

Шитье

По шитью.Тут я советы дам, исключительно исходя из своего опыта пошива трех катамаранов на бытовой машине Веритас и промышленной 1022 класса, в разное время попадавшие в мои руки.Профессиональным швеям просьба не беспокоиться и пропустить написанное ниже, дабы не получить психологическую травму.На чем можно шить ПВХ весом 700-750 гр/м2.Конечно лучше на специальной промышленной машине с шагающей лапкой. У кого есть – счастливчик! Получит просто кайф от работы. Современные китайские бытовые машине забудьте и даже не пытайтесь, рассыпется.. Советские Подольские в топку.На остальных агрегатах придется извращаться, ибо не предназначены. И так извраты.Худший вариант – бытовой Веритас (или другая бытовая импорная, но советских времен). Сшил на ней свой второй кат.Шил и плакалъ… С танцами вокруг настроек, обильным литьем масла по линии шва под лапкой, вымачиванием в керосине нижней нитки… Ужос.1022 класса, промышленная. Уже лучше. Игла 130 для работы с кожей (специальная форма жала),  нитка капрон (лавсан) 170л (не мононить, ибо режет под нагрузкой ткань). Иглу меняем, как только появляются характерные стуки иглы в материал при шитье и начинает лохматить и рвать верхнюю нить. Если есть возможность — поставить вместо лапки ролик или тефлоновую лапку, если стандартная лапка, — то смазывать линию пришива маслом (веретенкой). Прижим лапки почти максимальный, натяжение верхней — тоже близко к максимальному. Слои в четыре сложения и больше – вручную за маховик.  Это очень коротко. Да, кстати, на ручном Зингере сшито народом много судов, я на нем не работал, промолчу.

Короче описывать технику шитья не буду, опишу технологию.

  1. Пробиваем отверстия под клапана Эта несложная операция проводится с помощью пробойника диам. 22 мм, если жаба душит купить, то пробойник можно изготовить из куска стальной трубы, опять же, при наличчи токарного станка. При полной бедности вырезать ножницами.
  2. Сшиваем верхние бульбы без торца.Настал торжественный момент — первые швы. Надеюсь что вы уже потренировались на кошках, т. е. на обрезках материала и настроили швейный агрегат. Эти первые детали сшивать просто – кладем лицевой стороной друг другу, совмещаем края  (если вы аккуратно перенесли выкройки на ткань, все будет очень сладко) и прдварительно скрепив степлером, строчим прямо по нарисованному. Шить рекомендую от кормы к носу, получится точнее.Не забываем в начале и конце закрепить шов туда-сюда. Следующий шов, либо кладем, буквально вплотную к уже простроченному, ближе к краю, ясень пень… либо расправляем сшитые детали, кладем лицом вверх, нижнюю часть шва подворачиваем вбок и прошиваем на расстоянии 2-3 мм от первого шва, т. е. прошиваем через 3 слоя материала. Похож внешне на бельевой шов. Второй вариант более прочный, но и первый за долгие годы походов не подвел ни разу. Если машина слабенькая, лучше первый. Вот лежат перед нами четыре сшитые детали. Душа поет, творческий зуд зудит. Идем пьем чай, тем паче, что к чаю все-таки, что-то подогнали вкусненькое.. Остываем, отдыхаем, ибо сейчас задача усложняется.
  3. Вшиваем молнии в бульбы и торцы сидушек. Хочется, чтоб молнии были вшиты эстетично, фирменно, так сказать. Это трудно. Но возможно. Размечаем линию разреза. Она выглядит так. Берем молнию и кладем ее так пришпиндориваем ее канцелярским степлером, прошиваем,  выдергиваем скобы, подворачиваем молнию вместе с тканью и отстрачиваем по лицевой стороне, и  вот тут, если шов на бульбах был выполнен по второму варианту, придет большая проблема, — прошить в месте шва бульбы 6 слоев пвх. Делаем это вручную за маховик, при выходе иглы из ткани. Если вариант номер один, проблема меньше, всего четыре слоя. Затем складываем материал, опять степлер, и пришиваем. Вынимаем скобы. Отстрачиваем по лицевой стороне. Лапку можно оставить обычную, можно поставить узкую, для пришива молний. Отстрачиваем торцы молнии. Пришиваем параллельно молнии изнутри кусок пвх длиной чуть больше молнии и шириной перекрывающей ее на 2-3 см. Своеобразная планка, чтоб при застегивании молния не закусывала внутренний поддув. Можно приклеить, клей для пвх сейчас не проблема. Смотрим, что получилось, немного опечаливаемся…. Не фирма. Зато крепко! (Уверяю, последняя  вшитая молния вас удовлетворит.. более менее.. мастерство-то растет). И так еще пять раз подряд – оставшиеся бульбы и торцы сидушек. Да, чуть не забыл. На передней бульбе молния, как не крути, вшивается, пересекая продольные швы бульбы, а вот на задней можно вплотную к швам, будет короче чем передняя на чуть-чуть. Дело в том, что делать молнию и на передней бульбе короче – значит усложнить задачу выворачивания шкуры катамарана через нее в случае ремонта, просушки и т. д.  Так что она должна быть не меньше 50 см. Оба конца молнии , обязательно закрепить толстой капроновой ниткой!!! Иначе, при выворачивании шкуры, или особо рьяном застегивании-расстегивании может разойтись). Кто-то не доверяет молниям. Ну, это дело глубоко личное, почти интимное. У моих знакомых, в общей сложности, было пошито около десятка двоек и ни разу ни у кого не возникло неприятностей. Если мозг отказывается признать чужой положительный опыт, можно вместо молнии, сделать в шов на бульбе продольный «встречный» замок под тонкую дюралевую трубку.Почему выбран такой способ заправки внутренних поддувов? Удобно заправлять и расправлять даже на собранной раме и, как следствие, не нужно разбирать раму катамарана при ремонте внутренних баллонов, в случае, если где то, что то травит, или надо пошиться.
  4. Пришиваем петли к бульбам. Пристрачиваем петли из стропы на расстоянии 20-25 см . Потом они при сшиве с полубортами уйдут в шов. хотя эту операцию можно отложить на самый конец работ.
  5. Пришиваем торцы бульб.На этой операции придется покряхтеть, ибо сначала надо сметать детали в ручную. Начинаем сметывать от центра радиуса к краям. Стежки небольшие по 10-15мм. Сметав первую половину медленно офигеваем, потому как нижний край не совпал и деталь под гордым названием «торец бульбы» оказалась, типа, длиннее… считай друг, что тебе повезло, ибо если она оказалась короче – распарывай все обратно. Происходит это по вполне понятной причине – пришивать радиус к прямой достаточно геморойно  ввиду сложности совпадения длины стачаемых деталей. Надо стараться четко совмещать линии пришива. Успокоенные мыслью, что нам все же повезло, досметываем вторую половину и охреневаем второй раз, — деталь торчит больше (меньше) чем на другом конце. Не беда. Расправляем деталь и проводим линейкой прямую (корректируем) линию. Лишнее отрезаем. Т.е. бульба и торец одной длины. Если при сметывании у вас все совпало и резать ничего не надо. Поздравляю! Глаз, что надо.
  6. Пришиваем коленные упоры на деталь сидушки  Я тупо пошел на авторынок и купил буксировочную стропу шириной 70 мм, ну люблю, чтоб упоры были широкие. Вполне подойдет и 50 мм.

Для начала отрезаем в размер стропу, согласно чертежей. Делать это лучше на кухне с открытым окном, т.к. будет, извините, вонять. Раскаляем ненужный ножик (рекомендую поинтересоваться у хозяйки кухни, который из них ненужный), режем на чем-нибудь несгораемом, я подкладывал железную линейку. Если планируются упоры с комфортом, то бишь мягонькие, как лямки рюкзака, например, то кроим заодно и капрон. Если упоры просто из стропы (в случае, когда мы сидим на судне в защите, что правильно и приветствуется, вполне хватит), то пришиваем детали согласно разметки. Если по принципу лямок для рюкзака, то сначала пришиваем карманы под пену наеще не пришитые детали, выворачиваем, и сшиваем конструкцию из стропы до конца. У меня достаточно жесткая стропа (не вывернуть), поэтому пришлось сделать карманы швом наружу, не фирменно, но надежно. Раскладываем деталь сидушки и пришпиндориваем сначала центральную часть упоров,затем боковые (помним, что края сидухи будут подгибаться, поэтому стропу пришиваем не до конца. Пришиваем торец сидушки и сшиваем переднюю выточку, пришиваем петли-фиксаторы на деку под центральную продолину (либо потом приклеиваем на готовом судне)

7.   Пришиваем сидушку к деке. (с подгибом внутрь) Операция неспешная, придется сначала сметать подгиб. Можно и степлером, но почаще скобочки ставить. Затем, кладем на размеченную палубу и, опять-таки, приметываем, начиная от кормы. Профессионалы от шитья могут и без приметки. Сшиваем двумя швами. Нагрузка здесь нешуточная. В дальнейшем край будет еще проклеен пвх. На предыдущих катах это не делалось, но опыт показывает — надо бы. Не забываем спереди оставить незашитой область под отжимную трубу. Сидухи пришиты. Ейсс!!

8. Сшиваем  обе бульбы с декой Это достаточно просто. Алгоритм прежний -степлер-шов. Ничего сложного. Главное постараться чтобы линии пришива торцов бульб и палубы совпали поточнее, это залого того, что длина верхней части совпадет с бортами.

9.  Пришиваем карманы к борту (с подгибом на борт). На выкройки карманов наносим  линии пришива и линию подгиба (для удобства), все фигня с лицевой стороны. На борта наносим (с лица, опять же) линию пришива. Степлер в помощь – пристегиваем верх кармана. Пришиваем. Выдергиваем скобы. Советую повторять операцию для каждого кармана, а не прищелкивать степлером сразу все, — при шитье могут повылетать скобы, когда будете крутить туда-сюда ткань. И так, забубенили все карманы по верху. Теперь кладем борт на стол карманом к себе, подгибаем подгиб (каламбур, хе..) и аккуратно приложив к линии пришива прищелкиваем степлером, первый карман, расстояние между скобами где-то 12-15 см. Застрачиваем так. Теперь следующий карман. Это достаточно нудная и однообразная часть работы над судном. Да, размеры кармана даны для трубы диаметром 32 мм. Кто не захочет делать закрытые карманы, может сделать разрезной с люверсами под веревку. Но, будь готов, дорогой друг, к тому, что люверсы вскоре повырывает с мясом. Тут на любителя.

10.  Пришиваем верхнюю часть к бортам вместе с петлями (спереди и сзади) Вот это достаточно долгая песня. Совмещаем борт согласно его расположению относительно палубы (по карманам) и степлером через 10-12 см это дело сметываем к носу и корме.Если выкройки и разметка были сделаны аккуратно, а палуба граммотно сшита с бульбами в положенных допусках — должно совпасть с точностью плюс минус 1-2 см. Начинаем сшивать, можно с носа, можно с кормы. Прошиваем все два два раза, для прочности. В месте, где идет стропа шьем в ручную, если машина не справится (разная бывает стропа) потом обязательно прошиваем это место «цыганской иглой»… у меня справилась, но я все равно прошил. Кратко, для тех кто не пользовал никогда сию приблуду, — как пользоваться этой самой иглой. Нитку 500К вставляем, как и на машине, со стороны желобка в игле. Протыкаем материал до момента, пока не упрется в ручку и сдвигаем назад, до образования петли. В эту петлю вставляем нижнию нитку (заранее отрезанную). Вытягиваем за нить петлю вплотную к игле и вынимаем иглу из ткани, руками затягиваем шов. Продолжаем в том же духе.А кто сказал, что будет легко? Кому понравилось, есть много свободного времени и нет хорошей швейной машины, — может прошить в таким способом весь борт… будет 100% гарантия.

11.  Пришиваем дно Ну, вот все борта пришиты, осталось за малым, пришпиндорить дно. Это, по сравнению с тем что сделано, просто фихгня! Даже рассказывать не буду. Алгоритм известен, степлер от центра к краям, затем шов внутренний, два раза. Вшиваем петли, если еще не вшиты. Вшиваем с душой! Три-четыре шва. Обидно будет в пороге, после киля, догнав кат и уцепившись в него, остаться с куском стропы в руке. Вырезаем из целого куска ПВХ кусок носа и кормы. Пришиваем. Отрезаем. Вся это свистопляска делается для удобства сшивания, т. к. в одной точке унас сходятся пять швов, а мы их миминизируем до двух. Хотя, на одном из катов я умудрился сшить и без этого.

12. Выворачиваем через носовую молнию, расправляем палубу и приклеиваем накладки под отжимную трубу. (если раньше не пришили) Накладки не силовые, имеют своей целью удержать трубу от смещения в стороны при сборке, и в случае, если гондола сдулась на воде. Затем на торец сидушки клеим накладку с пробитым отверстием под диаметр отжимной трубы и прорезаем отверстие «крестом. Это силовая накладка, поскольку в этом месте серьезные нагрузки на ткань. С передней частью сидухи поступаем так, приклеиваем накладку с пробитым отверстием только к палубе. Остальное будем делать после надувания., удобнее.

Ну, что сказать… жму пять! Ты сделал это! Осталось за малым. Внутренние баллоны и рама. Есть смысл передохнуть, с ударением на букву у…

РамаПродолины  Д16Т  30х2 мм, 32х1,5 мм,  32х2 мм. Поперечины 40х2 мм, 35х2 мм, 45 мм Кто че сможет добыть.Я поставил 32х1,5 мм, а поперечины две первых по 35х2 мм, а заднюю 45х2 мм — удобнее упираться.Если планируется возить кат на машине, паровозе, без самолета, то для облегчения страданий изготовления и веса судна можно делать продолины и поперечины неразборными. Габариты упаковки рамы будут 2,10 по длине.Рассмотрим этот вариант, как самый простой от безысходности, и наличия токарных станков вместе со знакомыми токарями.Пока не отрезаем в размер продолины. Идеально, если размер длиннее на 0,5 -1 м.  Кладем выкройку палубы, на что-нибудь, можно на другой лист миллимитровки дорисовываем спереди 20 см и  10 см сзади  линии продолжая примерно радиусы палубы.Это трафарет, по которому будем гнуть. Радиусы минимальные, поэтому нагревать, набивать песком трубу не надо. Если есть знакомый сантехник с элементарным трубогибочным станком, состоящим из двух роликов с изменяемым между ними расстояниями – к нему вместе с трафаретом, за стакан.. ежели не пьет – похвалите его и дайте на чай…Сантехника нет. Плохо без него. Но можно. На свой первый кат гнул, засунув трубу промеж двух стволов раздвоенной березы.Второй способ, опять таки, от бедности, — берем колесо (запаску от легкового автомобиля), подыскиваем бетонный забор (не догма) под который можно подсунуть трубу и, аккуратненько, оперев продолину о вертикально стоящее колесо, периодитески примеряя к шаблону, выгибаем силой своего веса, переставляя трубу по покрышке. Главное не спешить, чтоб не переборщить, обратно выпрямить тяжелее.Совет, если продолина уже в размер, то найти обрезок стальной водопроводной трубы с подходящим диаметром (одеть на нашу) и гнуть пользуясь ей, как рычагом.Короче, не проблема, главное не стесняться передвигать почаще трубу по длине во время операции.Если вы сделали разборную продолину, — все то же самое, но в собранном виде.Втулки не погнутся, не беспокойтесь, в этом месте радиуса почти нет и им можно пренебречь…

Втулки внутренние , размер  5 диаметров (2,5 диаметра в каждую сторону, пример труба 30 мм, значит втулка 150 мм) толщина стенки Х2 от толщины трубы (пример труба 2 мм, — втулка 4 мм) Д16Т

Фиксаторы для стыковки пружинная нержавейка, или нержавеющие болты с круглой головкой. Возможно установить внутрь трубы обрезок резинового шланга вместо пружины. На продолины на места установки в ложементах, наклеиваем пвх для удобства сборки, тогда продолины всегда будут в параллельной плоскости своими радиусами, т. е. будут повторять обводы судна.

Ложементы дюраль разъемные, (добавляет «эластичности» раме при диагональных нагрузках). Крепим к поперечинам. Крепеж — нержавейка, (недопустимы латунь, оцинковка, сталь). При контакте разных материалов, так как электрический заряд разный, из-за разницы потенциалов появляется ток. Этим током атомы переносятся с одного материала на другой. Таким образом, один материал разрушается другим. Как то так, по физике у меня в школе был трояк, поэтому не обессудьте за такое объяснение, если что — гугл в помощь. Короче, нужно предотвратить прикосновение двух разных материалов.

Клапана.Либо точить у токарей, либо готовые  Браво 2005 (2000), либо стандартные резиновые патрубки для вклеивания.

Поддувы из чернухи. Под клапаны вклеиваем кругляши из листовой резины (от грузовой покрышки). Под дюралевые – один. Под Браво – два (специфика установки, пвх не клеится к резине), патрубки просто вклеиваем.

Клеим баллоны. Я сделал самую простую выкройку, меньше проблем при склеивании и легче заправлять в шкуру.Поскольку ширина чернухи не позволяет клить из двух частей. Клеим из трех. Шов типа пельмень. Маленькие хитрости. Как известно для того, чтоб клеить, надо сначала обезжирить. Вот вы бодренько так взяли тряпочку, намочили в бензине и начали протирать край выкройки. Намазали резиновым клеем и опа!!! Ткань начала сворачиваться в трубочку по мере высыхания клея… Катастрофа… жизнь не удалась.. Мы тебя теряем! Спокойно! Дышать. Еще. Хорошо. Выход есть. Даже два. Возможно больше, но я знаю два.Первый. Нужна длинная гладкая поверхность. Я пользовал две пластиковых  панели 2,2 м шириной 30 см, (такими отделывают стены, как вагонкой).Мажем клеем край панели и приклеиваем, вернее прихватываем, край выкройки на всей  длине доски. Чутка ждем, чтоб высохла. Потом спокойно мажем клеем уже сам материал, — не скрючится. Сушим 10-15 мин. Снимаем с одной выкройку (отлепится на раз) и прикатываем к другой, той, что еще на доске. Повторяем операцию, пока все не склеим. Швы проклеиваем лентой шириной 2- 2,5 см.Второй способ. Для эстетов. Покупаем узкий тонкий бумажный двухсторонний скотч. Сечете мысль? Дальше даже рассказывать не буду.Да. Очередность операций. 1. Кроим.2. Вырезаем в выкройках отверстия под клапана.3. Вклеиваем в эти отверстия резиновые кружки с пробитыми отверстиями под клапана (мудрено завернул, но понять можно)4. Приклеиваем детали друг к другу.5. Проклеиваем швы лентой.Сутки ждем. Терпеть!!!Вставляем клапана. С помощью пылесоса (на выдох) надуваем до крепкого состояния. Офигеваем от размеров. Слушаем, нет ли утечки воздуха. Оставляем на денек надутую. Приходим, видим, что ничего не изменилось. Радуемся. Вынимаем клапана и с помощью пылесоса (на вдох) моментально сдуваем. Насыпаем внутрь баллона тальк или детскую присыпку, горсточку. Снова надуваем (можно без клапана), трясем эту колбасу, закрыв отверстие рукой. Аккуратно сдуваем.Счастливо улыбаясь, идем пить чай.Настал, настал день, тот самый ради которого.. эх, да чего там говорить… Душа звенит, ладони чешутся – весла просют!Спокуха. Не все еще доделали. Кантователь. Жутко полезная вещь. Видео урок по применению будет. Спасет, когда судно груженое надо на киль вернуть. Либо, когда матрос, миниатюрная девушка, осталась на пустом не груженом перевернутом судне, а гордый капитан совершает героический самосплав отдельно. Весу в девушке нет, чтоб катамаран на себя опрокинуть. Вот тут то и пригодится Кантователь.И так. Стропа чулок внутрь вставляем резину, вырезанную из камеры. Присбариваем до размеров. Завязываем узлы, простые… Готов, спаситель наш капроновый.Собираем судно.Расстилаем шкуры на ровном зеленом лугу. Расстегиваем молнии на бульбах.

Вставляем в одно из образовавшихся отверстий внутренний баллон. Матрос держит за петлю носовую (кормовую) шкуру, вы вытягиваете баллон через другое отверстие.. Мда… долго придется рассказывать.

Последний штрих. Смотрим на собранное судно. Ах, какой красавец! Да, надуваем не до звона, а так, чтоб сидушку можно было удобно доклеить. Во-первых, переднюю накладку, во-вторых, дополнительной лентой по месту пришива к палубе. Ждем полной полимеризации (согласно марки клея) Терпеть! Вот теперь, надуваем кат до звона, как в порог.Проклеиваем донные швы лентой из пвх шириной 25 мм ( или кемрик, разрезанный вдоль),  карманы накладками из пвх шириной 40- 50 мм . В районе средней поперечины наклеиваем накладку на палубу с заходом на карман, это для того, чтоб исключить нагрузку коленями на шов, она здесь не шуточная. Края карманов. Обязательно заклеиваем нитки шва носа и кормы. Вроде они и высоко, а перетираются о камни, — только вьет!

Вязка капроновая стропа «чулок» 25-30 мм шириной, длина 90 см, закрутка Д16Т 12х1,5 мм длинной 170 мм.

Кантователь. Капроновая стропа – чулок, внутрь вставлена резина (камеры) стропа присборена по всей длине, при вытягивании стропа растягивается до нормы (рассчитать чтоб резина не лопала и был запас прочности на растяжение) Крепится внутри рамы на переднюю и заднюю поперечины.

Маленькие военные и полувоенные хитрости. В сидушки можно класть всяческие мелкие предметы и потом докачивать сидухи до нормы (мы возим, в основном, пластиковые бутылки со спиртом, маслом, крупой и т.д ). За сидушку хорошо встает сумка с аппаратурой, котлы, небольшие гермы и т.д.(привязываются к поперечине). В верховьях, где большая вероятность прислаться в камень рамой, на переднюю поперечину ставим бампер из тонкого ствола лиственницы. На продолины с наружной стороны — тоже. Для вязки рюкзака к палубе заранее на раму одеваются петли из репшнура д. 6-8 мм. Эстеты могут сшить из стропы и привязывать рюкзак тоже стропой, с пряжками. Я по-старинке, веревкой, как то спокойнее.. Узел, он и в Африке, узел. Запаски (весла) крепить изолентой, но не заматывать как положено, а скрутить из нее «веревочку» и пользовать ее как веревочку, т.е. обмотать и завязать на узел. Потренироваться сдергивать рывком, чтоб изолента рвалась с достаточным усилием. На палубе полезно привязать крест-накрест стропу. Для чего это надо. После киля, когда вылезаешь на раму удобно подсунуть под них весло, не выпадет. Имеется ввиду случай сплава без рюкзаков..

МатериалыМолнии рулонные 4 шт – 55 см, 2шт – 30 смНитки (170Л)Стропа чулок – 30 метров

Стропа на упоры и петли (ремень безопасности) – 6 метров

ПВХ при ширине 2,05 м -10 погонных метров.

Буду рад, если кому-то пригодилась эта статья. Скажем спасибо разработчику обводов гондол катамарана Николаю Капранову, Анатолию Кулику за конструктив, ну и мне, за потраченное время 😉

Намотка шпульки вшиваем молнию

2 вшиваем молнию

вшиваем молнию вшиваем молнию карман карман карман

карман, степлер карман

карман, степлер карман, степлер карманы

карманы

вшив торца бульбы нос бульбы

нос бульбы бульбы

борт и карманы борт и карман молния в сидухи масло в деле

молния в корме

молния в носу

убираем скобы упоры низ

упоры низ упоры низ упоры низ

упоры низ упоры упоры

сидуха

сидуха сидуха угол

молнии

пришив сидухи пришив сидухи пришив сидухи пришив сидухи

пришив сидухи пришив сидухи пришив бульб к палубе

пришив бульб к палубе пришив бульб к палубе обшив носа сидухи пришив бортов обработка носа обработка носа готово сборка сборка клапана в сидухи клапана в сидухи клапана в сидухи поддувы поддувы сборка вставляем сидуху сборка вставляем сидуху сборка вставляем сидуху

клеим концы молний клеим концы молний клеим углы карманов под колени под колени под колени под колени под колени под колени готово под колени готово проклейка лей проклейка лей проклейка лей проклейка лей проклейка лей

  • Путешествие в страну водопадов
  • Пикник на обочине Нила. Фоторассказ.

new.taganok.ru


Смотрите также