Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Как зимуют рыбы в природе


Как зимуют рыбы?

Зимний период рыбы переносят по - разному. Зимой у рыб снижаются все жизненные процессы, практически все рыбы, за редким исключением, перестают питаться. У них замедлен процесс роста и обмена веществ. В зимнее время существование рыб осуществляется за счет накопленного летом жира.

Зимовальные ямы

Многие виды рыб, которые любят теплую воду, при наступлении холодов зимуют в ямах на дне водоема. К таким относятся карпы, лини, лещи. В этих ямах они находятся в тесноте всю долгую зиму. Они настолько плотно набиваются на зимовку, что у некоторых рыб, которые первыми заняли зимние квартиры, под массой верхних соседей образуются пролежни на животе. В ямы заходят на зимовку рыбы одного вида, и даже одного возраста. В небольших по размеру ямах скапливаются совершенно одинаковые рыбы. Ихтиологи это объясняют тем, что во время зимовки обмен веществ в организме рыб замедляется и им лучше зимовать, когда в ямах скапливаются рыбы одного вида, возраста. Сомы не зимуют в ямах, они находят себе место возле ям. Это объясняется тем, что в яме зимой очень мало кислорода, а сомам это не по нраву.

Как зимуют хищные рыбы

Хищные рыбы по зимовальным ямам не расселяются, но и тех, кто  там зимует,  не трогают. Казалось бы что еды много – кушай себе на здоровье. Однако это не так. Хищные рыбы, такие как щуки, судаки и окуни находят себе добычу там, где плавают плотва, окунь, ерш, уклейка. Эти рыбешки не останавливаются на зимовку, даже тогда, когда водоем уже покрыт панцирем льда. Под слоем льда в воде создается полутьма, которая помогает хищным рыбам в охоте на других.

Единственный кто прекрасно переносит зимнюю пору – это налим. Для него зимой наступает самое хорошее время, поскольку он не переносит теплой воды. Когда вода прогревается до температуры +15-16 градусов, налим прячется на дне водоема в норах, под корягами. А при температуре воды больше +25градусов просто погибает.

Миграция рыб

Некоторые рыбы при наступлении холодного времени года перебираются в более теплые воды. Например, хамса из Азовского моря мигрирует в Черное море, где и зимует на глубине 100-150 м. Каспийская селедка также кочует в южные воды.

«Замороженная рыба»

В Арктике есть небольшие озера и водоемы, в которых вода промерзает до самого дна, но обитателям этих водоемов обыкновенному карасю и даллии, это не грозит смертью. Даже если они вмерзли в лед, весной они оттаивают и живут себе поживают, успевая за короткое лето Заполярья выметать икру, и подросшее потомство прекрасно снова зимует во льду.

Бывает и такое..

  • А вот в экваториальных водах рыбы испытывают проблемы не от холода, а от жары и засухи. Это приходится на наши зимние месяцы. Они могут зарываться в ил и засыпать, таким образом, пережидая жару и нехватку кислорода.
  • Есть такая рыбка – ципринодон макулярис, которая выдерживает температуру воды + 52 градуса. Она обитает в калифорнийских  горячих источниках.

samoeinteresnoe.com

Как зимуют рыбы? | ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

03.12.2015

С приближением зимы меняется жизнь во всей природе. Конечно, происходят изменения и под водой. Понижение температуры окружающей среды, уменьшение светового дня, образование ледяной корки – всё это заставляет обителей водоемов по-своему приспосабливаться. Рыбы к началу холодов совсем перестают употреблять пищу, активность их снижается, прекращается рост, приостанавливается обмен веществ, частота сердечных сокращений становится в разы меньше, и жизнь в них теплится только за счет накопленного летом «жира». 

Теплолюбивые линь, лещ и карп собираются в большие стаи одного вида и возраста и образуют зимовальные ямы  - это места в углублениях дна водоема, там скапливается огромное количество рыб. Последующие три месяца рыбы находятся безо всякого движения, плотно прижимаясь друг к другу.

Сомы не могут переносить недостаток кислорода, поэтому устраиваются выше зимовальной ямы. Подводные хищники (щука, окунь, судак) в зимовальные ямы не уходят, но и рыб «спящих» не трогают. Хитрая природа устроила так, что у рыб, переживающих холод стаями, выделается вещество, которое не дает их съесть, пока они беспомощны, поэтому они откармливаются планктоном и рыбешкой, совершенно не реагирующей на температуру (плотва, ерш и т.д.) Но есть одна рыба, которой холод не страшен; она наоборот впадает в оцепенение при жаре – это налим. Когда за окном минус и водоем затягивается льдом, налим активен и радостен. Вот такие особенности зимовки рыб. Совсем разные. Но есть у зимующих рыб одно общее – это выносливость к низким температурам. Об этих и других зимних подводных секретах  вы узнаете  из журнала «Пульс природы» .

Кто не спит в реке зимой? // Пульс природы.- 2015.- №11.- С.14-15

Ждем вас в центре досуга и творчества  «Познавайка»!

dyub.org

Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»

анна барская Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»

Проект «Как зимуют рыбки?»

Тип проекта: познавательный, творчески-исследовательский.

Сроки проведения: 12 января – 20 марта (среднесрочный).

Авторы проекта: Барская А. Д., Войнич Н. Ю.

Участники проекта: Воспитатель, педагог-психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 школы 1315.

Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста).

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации у детей.

Задачи:

• активной познавательной позиции,

• формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на интересные им вопросы (формирование познавательных действий,

• расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму,

• включение экспериментирования в НОД,

• развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

• привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме,

• популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный:

• Первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта;

• Обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой;

• Изучение методической литературы;

• Создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей)

II. Этап – основной (практический).

Основной этап можно условно разделить на несколько стадий. Вначале у детей и родителей необходимо создать интерес к теме изменений в живой и неживой природе зимой. На занятиях и прогулках с детьми обсуждаются изменения, которые связаны с приходом холодной погоды зимой. Большинство детей имеют те или иные знания о том, как разные звери приспосабливаются к новым условиям. Эти знания актуализируются, анализируются, расширяются и обобщаются. Дети должны усвоить главное: все живые существа вынуждены приспосабливаться к зиме, все это делают по-разному. Поскольку для дальнейшей постановки проблемы особенно важно, что происходит с обитателями водоемов зимой, с детьми проводятся эксперименты с замораживанием воды. С помощью опытов, знакомства с необычными фактами у детей создается яркий образ и понимание, что в обычной воде можно двигаться, а на морозе вода становится твердой как камень.

• Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках.

• ООД «Познание» «Как зимуют разные животные».

• ООД Развитие речи «По щучьему веленью».

• ООД «Познание» «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация).

• Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».

На второй стадии, когда дети уже обладают определенными знаниями, педагог ставит перед детьми вопрос «Как зимуют рыбки», на который у детей этого возраста нет готового ответа. Используя данную проблемную ситуацию, педагог формирует у детей познавательно

исследовательские действия, которые помогут детям в дальнейшем. Дети должны научиться актуализировать имеющуюся у них информацию (вспомнить рассказы взрослых, сказки, мультфильмы, задавать вопросы взрослым, искать вместе с ними информацию в книгах, в фильмах, в интернете, ставить опыты, если это возможно.

• ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок).

• ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма про Лунтика «Прорубь»).

• ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э. Шим «Всем вам крышка» и Л. Карпова «Как рыбы зимуют).

• ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.

На этой стадии проекта дети делают основные выводы о том, как же на самом деле зимуют рыбки.

Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.

Для того, чтобы дети надолго запомнили полученный опыт и знания заканчивается основной этап созданием макета - интерактивной модели зимнего пруда, в котором живут и двигаются рыбки. Модель – макет, в основе его плакат, на котором есть объемный элемент – пруд с прозрачным окошечком, в котором могут двигаться на палочках встроенные рыбки.

Поскольку навыки художественного творчества у детей среднего возраста развиты недостаточно, необходимо было провести ряд подготовительных занятий. В ходе этих занятий дети получили представления о фигуре и фоне, о смешении и размывании красок для создания фона, получили навыки работы широкими мазками при создании фона и кончиком тонкой кисти при создании силуэтов деревьев. После подготовительных рисунков на отдельных листах дети переходили к рисованию на общем листе ватмана. В ходе такого рисования дети учились навыкам сотрудничества, умению работать в команде. Определенная теснота вокруг листа, провоцировала мелкие стычки между детьми, но перед ними была поставлена педагогами задача работать дружно, уступать, обсуждать спорные места. Это был первый опыт такой работы у детей средней группы и они с ним справились довольно успешно. После индивидуального рисования деревьев была устроена выставка. Дети учились оценивать работы себя и друг друга так, чтобы, с одной стороны никого не обидеть, а с другой стороны выбрать тех, кто будет рисовать деревья на большом листе. Так коллективно были выбраны пятеро, которые по парам рисовали на плакате, а остальные ребята их поддерживали.

Когда макет был готов, дети с довольствием играли с ним: рассказывали друг другу историю и показывали, как плавают рыбки подо льдом.

Таким образом, заключительная стадия основного этапа проекта включала следующие виды деятельности.

• Обсуждение идеи зимнего пейзажа (беседы по картинам).

• ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон».

• ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев».

• ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки».

• Игра-представление «Как зимуют рыбки подо льдом».

Завершающий этап.

Проект завершается презентацией проекта для детей среднего возраста в другой группе. Теперь дети сами могут побыть в роли ученого и объяснить другим, как же на самом деле зимуют рыбки. Безусловно, не все ребята одинаково интересно могут рассказать другим детям о полученном опыте. Были выбраны несколько детей, у которых лучше других была развита связная речь. Они подготовились к выступлению в другой группе среди детей также среднего возраста. Выступление было спланировано так, что сначала ребенок заинтересовал слушателей своим вопросом, а потом рассказывал, как он с педагогами, родителями и ребятами из своей группы искал ответ на этот вопрос. Что он узнал интересного о жизни рыб зимой. В заключении он демонстрировал модель в действии.

Модель вызвала живой интерес у слушателей. Некоторым детям показалось на мгновение, что движутся живые рыбки, а один из зрителей даже спросил, есть ли вода в пруду.

Результаты:

Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включаются и развиваются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы.

У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 - 5 лет, надеемся, в дальнейшем появится заинтересованность в экспериментировании с своими детьми.

Анализ и выводы.

Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью, в которой дети поставили вопрос и планомерно ищут на него ответ. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. Возможно, в среднем возрасте исследовательские проекты должны быть короче по длительности.

В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. Это необходимо учитывать при подготовке экспериментов для детей среднего возраста. В следующем году планируем реализовать аналогичный проект с детьми старшего возраста. Например, как зимуют лягушки или улитки. По своей идеалогии проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития.

Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.

www.maam.ru

Рыбы зимой

Вероятно, никогда еще в истории человечества не было периода, когда бы страхи и опасения относительно будущего беспокоили людей так, как в наши дни, в начале третьего тысячелетия. Даже ученые, которые до настоящего момента всегда успокаивали общество и «сеяли в нем здоровый оптимизм», сегодня пророчат то глобальное потепление, то похолодание, то гибель от огромного метеорита, якобы способного разбить Землю вдребезги. Все чаще звучат голоса, вещающие о том, что «мир перевернулся»! Даже грибы в лесу переродились и стали смертельно опасными. «Возникли» новые болезни. Происходят события таинственные и до этого никогда не отмечавшиеся.

Не все эти страхи беспочвенны. Кое-что действительно происходит. Рыболовы, как наблюдательные и пытливые натуралисты, тоже отмечают это. Подобного рода странные и таинственные, а порой даже пугающие новации появились и в области любительской рыбной ловли. Например, уже стало нормой то, что большинство рыб все чаще и чаще ведет себя так, как подобало бы лишь хищнику. Сегодня на зимнюю блесну ловят не только сома, но даже плотву и пескаря, чего никогда не наблюдалось раньше. Подобные трудно объяснимые явления отмечаются также в том, как в холодное время года ведут себя рыбы. Те, которым бы следовало спать на мягком илистом дне, вылавливаются рыболовами в самую глухую зим

нюю пору. Активность, особенности питания, сроки и условия нагула, способы лова сегодня существенно меняются. Ихтиологи, так же как и представители других наук, недоуменно пожимают плечами: «Да, что-то действительно происходит… но, возможно, это нормально? Просто стало нам известно только недавно?»

Как бы то ни было, в данной книге начинающий рыболов ознакомится с тем положением вещей, которое сложилось на данный момент, а не будет читать традиционное: «Зимой карась спит». Увы, карась давно проснулся…

Из всего сказанного выше следует, что список рыб, становящихся добычей удильщика, сегодня существенно расширился. Традиционными объектами зимнего любительского рыболовства считаются хищники семейства окуневых, а также щуко-вые, тресковые, некоторые карповые и другие виды рыб. Ведь на роль улова рыболова-любителя могут «претендовать» только виды массовые, ведущие активный образ жизни и в зимний период. Для того чтобы успешно заниматься рыболовством, нужно знать о поведении этих рыб в холодное время года, о том, где они располагаются, чем и когда питаются.

В период, когда летнее тепло сменяется осенними морозами, а потом и установлением льда на водоеме, здесь можно наблюдать многие явления, интересные рыболову и натуралисту. Не только в растительном, но и в животном мире происходит существенная перестройка всего «жизненного уклада». Большинство рыб кардинально меняет свой образ жизни. Например, карась уже при 10 °С начинает искать убежище в иле, где можно не только провести всю зиму, но и переждать любые летние невзгоды, вплоть до временного пересыхания водоема. Однако, как показывает практика, он может и не впадать в спячку, а продолжать питаться. Рыбы, сохраняющие высокую активность в течение всего года, начинают так называемые предзимние миграции. Быстро охлаждающаяся вода, кристаллизующаяся по всей толще, прогоняет с мелких участков, где этот процесс идет быстрее, всех рыб, и горе им, если отступать некуда. В северных реках часто случается, что косяк, идущий в такой период на нерест в реку, попадает в самый разгар шугообра-зования. На рыбе, как и на любом подводном предмете, начинает кристаллизироваться лед. И если с тела животного он опадает при движении, то жабры оказываются самым уязвимым местом: они облепляются затвердевшей водой, и рыба погибает. Подобная беда наносит рыбьему поголовью весьма существенный урон, особенно если учесть, что жертвами подобных катастроф чаще всего становятся ценнейшие виды лососей, такие, например, как семга — благородный лосось, и другие.

Бегство мальков и мелкой рыбы от холода, царящего на мели, в более теплые глубины влечет за собой и переселение обитающих на прибрежных участках хищников — щуки-травянки и окуня. Происходит первое перемещение рыбы, вызванное похолоданием. Известные на данный момент факты, которые освещают подробности этого процесса, получены в результате прямых наблюдений за животными, обитающими в замерзающих реках и озерах. Оказывается, похолодание и начало образования льда приводят к значительным передвижениям в рыбьем царстве. Это неудивительно, если вспомнить, что рыбы — холоднокровные животные, и вся их жизнь, а также повседневная активность напрямую зависят от температуры окружающей среды. И хотя в каждом водоеме свои особенности образования льда и миграции рыб, есть и общие черты. Так, на местах неглубоких, где нет ни родников, ни течения, при постепенном охлаждении, когда холодные массы интенсивно опускаются ко дну, зона кристаллизации полностью охватывает толщу воды. С таких участков уходит вся рыба. Даже самые активные в зимний период хищники в это время скапливаются в донных ямах и у родников, где температура воды выше, а покидают они эти убежища, только когда лед устанавливается и стабилизируются теплообменные процессы. Но бывает и так, что родников в водоеме нет, и процессы кристаллизации охватывают почти всю водную массу. В таком случае рыбы поднимаются вполво-ды, где температура все-таки выше, чем на дне и на поверхности, и здесь дожидаются установки льда. Подобное поведение, по наблюдению ученых, свойственно плотве, красноперке и некоторым другим видам рыб.

Еще более интересные события происходят после установки льда. В этот период далеко не все рыбы ведут себя так, как принято считать. Например, известный обитатель дна налим в первые недели после установки льда охотится непосредственно под ледяным покровом. Это продолжается до начала нереста, во время которого рыба снова уходит на дно, где до конца зимы ведет активный, преимущественно ночной образ жизни. Всеобщий любимец окунь сразу с установкой льда устремляется к самым теплым местам водоема — родникам, где температура обычно едва ли не 2 раза выше, чем в это время на дне, — около 8—10 °С. И только после полного прекращения движения ко дну холодных масс и установки льда на водоеме стайки окуней разбредаются в поисках добычи. Большинство же видов рыб концентрируется в определенных местах, которые становятся их почти постоянным обиталищем на всю зиму.

Таким образом, мы подошли к одному из основных понятий, которое нужно усвоить рыболову, — понятие о зимовальной яме.

Под словосочетанием «зимовальная яма» обычно понимают более глубокое место (не обязательно самое глубокое), где собирается большинство рыб, населяющих данные воды. Часто это места с наиболее теплыми водами, не охлаждающимися ниже 6—8 °С даже зимой. К тому же донные родники несут сюда воду, обогащенную кислородом.

На крупных водохранилищах и на некоторых участках великих рек такие места взяты под охрану. Это связано с тем, что лица, не слишком разборчивые в средствах, тут могут «вполне успешно» заниматься самым кровавым из видов браконьерства — «драть», «косить», «рвать», «якорить» рыбу. Все это названия одного и того же гнусного явления. В старину, когда подобное было в порядке вещей, даже на Москве-реке отыскивались такие

сказочные в плане улова места, у которых толпились на льду сотни «рыболовов» с острыми крюками — и все были с добычей.

При всем при этом найти неохраняемую зимовальную яму — мечта любого рыболова, ведь здесь клев практически всегда гарантирован. Вот такие противоречия зимнего рыболовства…

В зимний период жизнь всякой рыбы, не впавшей в оцепенение, — это прежде всего охота. Растительности, пригодной в пищу, почти нет, а детрит и тому подобные низкокалорийные продукты не обеспечивают необходимой энергией даже холоднокровных животных. Вот тут и выясняется, кто растительнояден, а кто — охотник. К последним относятся щука, судак, налим, окунь, ерш, язь, плотва и лещ. Иногда — в довольно редких случаях — блесну может схватить голавль. Чаще поимка этого вида рыбы происходит в южных районах страны после установки первого льда. Но в оттепель случается клев серебряного карася на мотыля. Тоже охотник? Нет, конечно: рыб, питающихся червями и прочими беспозвоночными, принято не причислять к хищникам. И почему карасю не спится — сказать довольно трудно. Есть водоемы, где эта рыба представляет собой традиционный улов любителей. Причины такого явления могут быть разными. В некоторых водоемах на дне бьют теплые родники. Есть озера, где регулярный промысел мотыля поднимает из ила карася и не дает ему спокойно зимовать. В таких водоемах наблюдается увеличение скорости роста этой рыбы. По-видимому, карася не только поднимают, но и обеспечивают едой — мотыль становится обычной и обильной пищей. Среди наиболее активных и часто попадающихся в уловах рыб в это время преимущество гибридов неоспоримо. Чаще своих «роди

тел ей» ловятся именно гибриды карася и карпа.

При всем при том, конечно, общее положение рыб в это время намного усложняется. Вместе с усилением холодов снижается уровень поступления в воду кислорода, ухудшается питание животных, сказывается недостаток света — солнечной энергии. Все это отрицательно влияет на здоровье и самочувствие рыб. Наиболее характерны подобные явления для закрытых стоячих водоемов, которые расположены в местностях, где зима достаточно продолжительная, с толстым льдом и устойчивым снежным покровом. Рыбам здесь нередко требуется помощь человека, иначе им не выжить.

Мы рассмотрели лишь общие для рек и озер процессы, происходящие с наступлением холодного времени года. Изучение «вхождения в зиму» рыб данного водоема поможет удильщику в добыче хорошего улова, а кроме того, подобные наблюдения имеют и научную ценность. Как начинается зима для рыб? Как они ведут себя в период наступления холодов и с установкой льда? Что происходит в это время с животными? Вот вопросы, интересующие рыболова-практика. Каждый любитель самостоятельно находит ответы на них путем увлекательных многолетних наблюдений за родной природой.

«Да ну их! Читал я эти советские рыболовные журналы годами. Одна нудотина!

«Сохраним реку чистой!», «Браконьерам -бой!» и т.д. и т.п. Ахинея и болтовня досу-Кого воспитывать? Я видел за границей наших соотечественников — они там воспитаннее местных кажутся! Знают, что здесь сюсюкаться не будут — так прищучат за всякое свинство, что взвоешь! Был я в Штатах. Так там за разжигание костерка на берегу океана (!) попадешь в каталажку, и выпустят, только когда заплатишь штраф. И, поверь мне, штраф будет немалый. В другой раз пакостить в подобных местах (а ведь берегу них преогромный!) и в голову не взбредет. А загрязнение природы какой-либо фирмой запросто может окончиться ее разорением. Так-то вот. Не болтать надо, а наказывать мразь всякую по-серьезному! А наши эти «новые» журналы, смотрю, ту же песню начинают: «Сохраним и защитим природу — в этом наша задача!» Защитит ее только железный закон! А их призывы к сознательности — старые сказки «про сознательность масс»! А это быдло с «драчками» и «самодерами» так и будет продолжать живодерить по зимовальным ямам, греха не боясь».

Старый рыболов Очень экспрессивное высказывание Старого рыболова, которое завершает статью о рыбах зимой, по правде говоря, находит поддержку у многих ценителей нашего национального достояния — уникальной природы с ее флорой и фауной. Слишком часто можно видеть целые толпы «рыбаков», пронзающих остро отточенными крупными крючками воду зимовальных ям. В таких местах после них снег окрашивается кровью, как на бойне… Унять такую публику при помощи внушений или разговоров о морали невозможно.

Каждый рыболов знает, как может испортить рыбалку мелочь, забытая дома в суете сборов, ножик, иголка и т.п. Чтобы такого не случалось, я составил подробнейший список вещей, которые нужно брать с собой, повесил его в свой рыбацкий шкаф и, собираясь в поездку, пользуюсь им как шпаргалкой.

А. Сироткин «Счастливый день»

И вот в то время, когда «хороший хозяин собаку из дому не выгонит», множество людей, которых еще иногда называют «партией пингвинов», отправляется на рыбалку. Что нужно знать, уметь и иметь, чтобы над лункой пресной воды «небо не показалось с овчинку»? Как подготовиться к выходу на лед? Об этом у нас пойдет обстоятельный и подробный разговор. Его важность начинающему лучше понять, читая эту книжку, нежели слушая вой метели среди заснеженных просторов.

Зимняя рыбалка — занятие, совершенно не терпящее легкомысленного подхода и требующее многих знаний и умений. Самые простые вещи, о которых неопытный удильщик и не догадывается, пока не столкнется с ними, могут стать на льду водоема большой проблемой. Для человека, отправляющегося на зимнюю рыбалку, собраться основательно — значит приготовить снасти и проверить наличие подходящей одежды. Это настолько важно и непросто, что, дабы ничего не упустить, стоит составить список и приклеить его на видном месте в своем рыболовном шкафу. Что же нужно сделать рыболову?

1.  Уложить в рыбацкий ящик (рюкзак)все необходимое:

— снасти;

— кормушки;

— мотыльницу;

— черпак для уборки льда из лунки;

— багорик;

— питье и пищу;

— емкость для рыбы;

— пожилым рыболовам важно не забыть необходимые медикаменты.

2.  Подготовить и правильно надеть одежду.

3.  Проверить готовность к работе ледобура и/или пешни.

4.  Продумать способы укрытия от ветра и мороза.

5.  Не забыть карту мест, где предполагается удить.

6.  Тщательно продумать свой путь туда и обратно.

Теперь рассмотрим все пункты по порядку и подробно.

survinat.ru

Е. Цепкин Как зимуют рыбы?

На улице минус 40. Рыбалка завтра отменяется. Сидя перед аквариумом с кружкой горячего чая и листая старые потрепанные журналы «Наука и Жизнь» натолкнулся на статью кандидата биологических наук Е.Цепкина «Как зимуют рыбы?». Уверен, что публикация будет интересна и вам, уважаемые читатели.

Зимовка — это такой сезонный период в жизни рыб, когда резко снижается их активность, практически полностью прекращается потребление пищи. Обмен веществ в организме поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов.

Далеко не все рыбы, обитающие в умеренных и арктических широтах, зимой меняют образ жизни. Например, в наших дальневосточных морях камбалы арктического происхождения зимой откармливаются в прибрежной зоне, в то время как теплолюбивые камбалы, живущие в этих же морях, на зиму отходят от берегов на глубины до 300 м, где образуют скопления и, почти не питаясь, проводят всю зиму.

Хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море, где зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м.

Некоторые представители семейства осетровых (белуга, русский осетр, севрюга, шип) из Азовского и Каспийского морей осенью заходят в реки и зимуют на дне глубоких участков русла.

Многие речные рыбы зиму проводят в ямах на дне реки, объединяясь в большие группы.

Труднее всего приходится рыбам, постоянно живущим в мелких непроточных озерах арктической области — обыкновенному карасю и черной рыбе — даллии. С наступлением зимы они зарываются в ил.

Но в крайне суровых условиях севера такие водоемы промерзают до самого дна, и рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Их выносливость к низким температурам просто поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы остаются живыми, разумеется, при условии, что их полостные жидкости и кровь в сосудах не перейдут в твердое состояние.

Известен случай, когда голодная собака проглотила покрытую ледяным панцирем даллию, а потом отрыгнула ее. Оттаявшая в собачьем желудке рыбка оказалась живой.

Если для большинства наших пресноводных рыб самым благодатным временем года является лето, то для широко распространенного в реках России налима благоприятный период — зима. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16 градусов налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. А уж когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда, налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.

Не любят теплую воду и сиги, широко распространенные у нас в северных областях европейской территории, в Сибири и на Дальнем Востоке. Они мечут икру поздней осенью или в начале зимы, подо льдом, и всю зиму живут активной жизнью.

В водоемах экваториальной зоны, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние по календарю месяцы тоже бывают проблемы, связанные, конечно, не с похолоданием, а с невыносимой жарой и засухой. Так, обитающий в пресных водах тропической Африки протоптерус из-за полного высыхания водоемов вынужден «зимовать», зарывшись в ил на несколько месяцев.

Если карась и даллия — самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка ципринодон макулярис, обитающая на юге Северо-Американского континента, рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Ведь ей приходится постоянно жить в воде температурой выше 50°C, поступающей из горячих подземных источников.

Что происходит с организмом рыб с наступлением зимы, как меняются кормовые предпочтения, как мигрирует рыба зимой в реке, как меняется клев в крупных реках, озерах, малых реках — на эти и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью рыбы зимой отвечает в видео ведущий гидробиолог (ихтиолог) Кемеровского отдела Верхне-обского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Колосов Марьян Юрьевич

Оригинал статьи: «Как зимуют рыбы?» «Наука и Жизнь» №12 1999 год

Информации много не бывает

makchen.ru

КАК ЗИМУЮТ РЫБЫ В ПРОМЕРЗАЮЩИХ ВОДОЁМАХ

морозоустойчивость, замораживание, размораживание, frost-hardy, freezing, defrosting

В статье рассмотрены возможные причины морозоустойчивости рыб и других живых организмов, выдерживающих длительные низкотемпературные периоды.

В северных районах России многие мелкие непроточные озёра и пруды в суровые зимние месяцы промерзают до дна. Да и в средней полосе это не редкость. Поздней осенью рыбы, населяющие такие водоёмы, обычно зарываются в ил и благополучно переносят зиму. Однако иногда возникают экстремальные ситуации, когда возможности зарыться нет или промерзание настолько глубокое, что затрагивает придонные слои ила. Рыбы оказываются вмёрзшими в лёд. И, что удивительно, находясь в ледяном плену, рыбы остаются живыми. Весной они постепенно оттаивают и восстанавливают нормальную физиологическую активность. Конечно, такая поразительная выносливость свойственна лишь немногим видам рыб. Они, скорее, исключение из общего правила: при замораживании практически все рыбы погибают. В статье рассмотрены возможные причины морозоустойчивости рыб и других живых организмов, выдерживающих длительные низкотемпературные периоды. Ни для кого не секрет, что в тридцатиградусные морозы почки деревьев и кустарников остаются живыми. Каждую весну мы получаем убедительное тому доказательство. А ведь температура внутри почки равна температуре окружающей среды, - никаких «обогревательных устройств» у дерева нет. Тоже самое происходит с яйцами, личинками и куколками некоторых насекомых, зимующими под корой деревьев и в стеблях растений, и даже с самими насекомыми. Их температура совпадает с температурой окружающей среды, и, тем не менее, жидкости в их теле не замерзают. И, что самое удивительное, некоторые рыбы, тоже могут зимовать в толще льда и оставаться живыми. В чём здесь дело? В теории растворов выводится формула для температуры замерзания раствора в зависимости от его концентрации: , где Tр - температура замерзания раствора в кельвинах, T - температура замерзания растворителя, r и q - плотность и удельная теплота плавления растворителя, c - молярная концентрация раствора, R - газовая постоянная. Таким образом, температура замерзания раствора зависит только от его молярной концентрации, но не зависит от химической природы растворённого вещества. Поэтому формулу можно использовать и в случае, когда в одном объёме растворено несколько различных веществ. Тогда в качестве c берётся суммарная молярная концентрация всех компонентов раствора. Из формулы следует, что с ростом концентрации температура замерзания раствора понижается. Например, если растворить 30 г поваренной соли в 100 г воды, то рассчитанная по формуле температура замерзания такого раствора примерно -18 °С, что неплохо согласуется с экспериментальными данными. При дальнейшем понижении температуры весь раствор не промёрзнет. Часть воды превратится в лёд в виде объединения огромного количества небольших кристаллов, а другая часть останется в растворе, концентрация которого уже будет больше исходной, и температура замерзания соответственно понизится. На вид получится масса мокрого рыхлого льда. Живой организм можно условно считать водным раствором: внутри- и внеклеточные жидкости - это сложные многокомпонентные растворы солей, углеводов, белков и других соединений. Чем выше общая концентрация тканевых растворов c, тем ниже температура их замерзания. Если зимой в сильный мороз разрезать почку дерева, то внутри мы увидим влажную рыхлую массу, состоящую из микроскопических кристалликов льда во внеклеточном растворе. Ситуация очень похожа на эксперимент с замораживанием раствора соли. Только в отличие от чашки с раствором почка более тонкая структура, состоящая из большого количества клеток. К зиме суммарная концентрация тканевых растворов увеличивается, что приводит к понижению температуры замерзания почки. Кроме того, в клетках синтезируются белки-антифризы «контролирующие» процесс образования льда. При умеренных морозах кристалликов льда в почках нет. При сильном морозе во внеклеточных растворах (как менее концентрированных) образуются микроскопические кристаллы льда, не повреждающие клеточных стенок. Концентрация внеклеточного раствора автоматически увеличивается, и температура его замерзания соответственно падает. Так клетки переносят зиму. И не только клетки почек деревьев, но и клетки некоторых животных. В засохших стеблях полыни, репейника, пижмы, тысячелистника зимуют личинки различных насекомых, например, жука-долгоносика - фрачника перевязанного (Lixus fasciculatus), жука-усача (Phytoecia pustulata), жука-горбатки (Mordellistena weisei) и др. В пятнадцатиградусный мороз они даже шевелятся. Никаких кристалликов льда в их тканях нет. Более сложные животные, например, некоторые рыбы, тоже бывают морозоустойчивыми, о чём свидетельствуют ряд авторов, а также собственные наблюдения. Вот что пишет кандидат биологических наук Е. Цепкин, старший научный сотрудник кафедры ихтиологии МГУ [1,128]. «Труднее всего приходится рыбам, постоянно живущим в мелких непроточных озёрах арктической области, - обыкновенному карасю (Carassius carassius), рис. 2 а), и чёрной рыбе - даллии (Dallia pectoralis), рис. 2 б). С наступлением зимы они зарываются в ил. Но в крайне суровых условиях севера такие водоемы промерзают до самого дна, и рыбы часто оказываются вмёрзшими в лёд. Их выносливость к низким температурам просто поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы остаются живыми, разумеется, при условии, что их полостные жидкости и кровь в сосудах не перейдут в твёрдое состояние. Известен случай, когда голодная собака проглотила покрытую ледяным панцирем даллию, а потом отрыгнула её. Оттаявшая в собачьем желудке рыбка оказалась живой». Рис. 2 Л.П. Сабанеев, автор широко известной книги «Рыбы России», рассказывает о необыкновенной живучести речного угря (Anguilla anguilla), рис. 3, который содержался в небольшом бассейне диаметром меньше самой рыбы и прожил около 37 лет [2,151]. «С октября по апрель угорь этот лежал почти неподвижно и не принимал никакого корму; ещё менее двигался он в мае, но вскоре вслед за этим вторичным оцепенением приходил в сильное волнение и даже выскакивал из посудины на землю, так что его раза два находили полуживым и почти обсохшим. Несмотря на это, он оживал очень скоро; точно также совершенное замерзание воды бассейна не имело на него никакого значения». Рис. 3 Не столь длительные, но в целом похожие эксперименты проходят у нас с 2004 года с серебряными карасями (Carassius auratus gibelio) и ротанами-головешками (Perccottus glenii), рис. 4. В последнем эксперименте, который длится уже около 5 лет подряд, бассейном служит миниатюрный водоём, уложенный по дну полиэтиленовой пленкой. Его длина 3 м, ширина 1 м, а глубина не превышает 60 см. Каждую зиму водоём полностью промерзает. Весной, когда снег исчезает, а лёд в водоёме подтаивает, на поверхность воды всплывает кусок льда в форме дна самого глубокого места в бассейне с вмёрзшим песком, листьями и пр. Это свидетельствует о том, что вся вода действительно промерзает. На протяжении всего эксперимента рыбы кормились тем, что попадало в воду снаружи, образовывалось в толще воды или на дне (никакой подкормки не было). Обычно в воду падали кусочки земли с клумбы, листья винограда и случайные насекомые, в толще воды появлялась тина, а на дно изредка попадали дождевые черви. Что интересно, после первой зимовки караси прекратили расти. Возможно, вся энергия, полученная рыбами от предельно скудной пищи идёт только на поддержание жизни и подготовку к замерзанию. А после второй зимовки из-за неправильного размораживания у ротана произошла деформация позвоночника. Но ротан живёт в таком положении уже около трёх лет. Рис. 4. Первые опыты проводились с ротаном в более жёстких условиях. Рыба жила в обычной чугунной ванне, слегка вкопанной в землю и закрытой пробкой, примерно 2,5 года (2004-2006 г.), перезимовав два раза. Зимовки оказались очень суровыми. В первую зиму температура опускалась ниже тридцати и держалась около недели. Промерзание воды в ванне полное, зарыться некуда; в такой мороз температура льда на дне с учётом теплового потока от земли не выше -20 °С. Однако, в конце марта ротан постепенно оттаял, вышел из оцепенения, а к середине мая восстановил физиологическую активность и с большим аппетитом ел дождевых червей. Вторая зимовка тоже прошла удачно, но осенью рыба, по-видимому, проглотила ядовитое или слишком жёсткое насекомое, и начались проблемы с пищеварением, несовместимые с жизнью, о чём свидетельствовали слизистые выделения из пищеварительного тракта. Эксперимент с другим ротаном прошёл неудачно. Новая рыбка не перенесла и первой достаточно мягкой зимы. Во время длительной оттепели произошло размораживание рыбы, а затем подморозило, и вторичного замерзания организм не выдержал. Повторного замораживания за один сезон даже морозоустойчивые рыбы не переносят. Устойчивость многих организмов к температурам ниже 0 °С сильно изменяется в течение жизненного цикла, связанного с сезонами года. Так, у насекомых и растений холодоустойчивость и морозоустойчивость сильно повышаются при переходе к состоянию покоя ещё до наступления морозов. В начале периода покоя при температурах немного выше 0 °С происходят значительные перестройки в обмене веществ и физико-химическом состоянии клеток, повышающие устойчивость организмов. Накапливаются жиры, гликоген, сахара, образуются защитные вещества, изменяется состояние воды и белков в клетках. Насекомые приобретают способность сильно переохлаждаться иногда до -40 °С или ещё ниже. Некоторые виды насекомых и растений перезимовывают в замёрзшем состоянии. Хорошо переносят низкие и даже сверхнизкие температуры многие микроорганизмы (бактерии, дрожжи), мхи, лишайники и др. Обычно их холодоустойчивость связана с быстрым обезвоживанием, повышенной вязкостью цитоплазмы, наличием оболочки, препятствующей проникновению кристаллов в клетку, и др. Жизнедеятельность организмов (исключая теплокровных животных) прекращается обычно при температурах несколько ниже 0 °С, но некоторые процессы обмена веществ могут протекать при температурах около -20 °С (например, дыхание, фотосинтез) и даже ниже. В связи с этим представляет интерес малоизученная биология морских организмов, обитающих на подводных льдах Антарктики [3,42-55]. Научные основы криобиологии - науки, изучающей действие низких и сверхнизких температур на живые системы - заложены в конце XIX века русским учёным П.И. Бахметьевым, изучавшим явление переохлаждения у насекомых и анабиоз у летучих мышей. В дальнейшем выяснилась способность различных организмов (микроорганизмы, беспозвоночные - тихоходки, коловратки, нематоды), а также спор и семян переносить в высушенном состоянии глубокое охлаждение (до -271 °С, то есть до температур, близких к абсолютному нулю). Одна из основных проблем криобиологии - выяснение процессов, сопровождающих охлаждение живых систем и ведущих к необратимым повреждениям. Причин, вызывающих повреждения при охлаждении и замерзании, много. Большое значение имеет скорость замораживания и размораживания. При охлаждении лёд сначала образуется в окружающей клетку жидкости как в менее концентрированной. Концентрация внеклеточного раствора постепенно увеличивается. Когда эта концентрация превысит концентрацию внутриклеточного раствора, вследствие осмоса клетка начнёт терять воду. Обезвоживание вызовет повышение концентрации электролитов в клетке. Некоторые клетки из-за этого погибают. Чтобы сохранить живыми клетки растений и животных, требуется очень медленное охлаждение (в природе, как правило, так и происходит), при котором не происходит резкого изменения концентрации веществ в клетке. Кроме того, быстрое охлаждение может привести к температурному шоку и гибели клеток [4,20]. Каждый фермент имеет свой температурный оптимум, то есть температуру, при которой он работает с максимальной скоростью. При быстром изменении температуры происходит быстрое изменение скоростей работы всех ферментов, и биохимические реакции становятся несогласованными. Это и есть температурный шок. Клетка не успевает адаптироваться к таким изменениям и гибнет. Скорость размораживания и нагревания живых систем тоже очень важный фактор, поскольку считается, что во время этих процессов происходят основные повреждения в клетках. Причина этих повреждений - перекристаллизация, сопровождающаяся значительным увеличением размеров кристаллов льда. Не вдаваясь в детали, приведем примерную последовательность процессов технологии замораживания и размораживания живых клеток, а также некоторых тканей и органов [4,19-21]. Подготовка среды к замораживанию. При понижении температуры кислород выходит из-под контроля ферментативных систем и усиливает свободнорадикальное окисление всех активных биомолекул: нуклеиновых кислот, белков и др. Поэтому в среду вводят ингибиторы свободнорадикального окисления - биоантиокислители или антиоксиданты, (токоферол, глютатион, цистеин, витамин K, аскорбиновую кислоту и др.). Для понижения температуры замерзания и сохранения живых систем в условиях низких температур применяют защитные вещества - криопротекторы (глицерин, сахарозу, этиленгликоль и др.). Криопротекторы ослабляют эффект кристаллизации, изменяя её характер, препятствуют слипанию и денатурации макромолекул, способствуют сохранению целостности мембран клеток. Замораживание. 1) Медленное охлаждение при -20 °С. Быстрое охлаждение не допускается по причинам, указанным выше. 2) Быстрое замораживание охлажденной среды в жидком азоте. Например, пробирка с охлажденной суспензией клеток на короткое время опускается в жидкий азот при температуре -196 °С. Медленное замораживание на этой стадии недопустимо, так как немногие возникшие в межклеточном пространстве центры кристаллизации растут, присоединяя воду из внутренних областей клеток. Клетки обезвоживаются, концентрация электролитов растет, что приводит к денатурации белков и гибели клетки. Кроме того, крупные кристаллы льда разрывают мембраны клеток и другие биологические структуры. При быстром замораживании по всему объему клетки образуется множество мелких кристаллов, и вода и электролиты фиксируются по месту их начального положения, не повреждая клеточных структур. Размораживание. 3) Быстрое размораживание в теплой воде для исключения перекристаллизации и перераспределения электролитов. 4) Медленное нагревание, чтобы клетка могла адаптироваться и избежать температурного шока. Технология замораживания живых клеток и тканей для хранения и последующей пересадки называется криоконсервированием. Эта многоступенчатая сложная технология замораживания и размораживания широко применяется в животноводстве и медицине для длительного хранения при низких температурах крови, тканей, органов и даже зародышей, а также спермиев и яйцеклеток человека и домашних животных, используемых для искусственного оплодотворения. В природе происходит естественное криоконсервирование (без жидкого азота), когда при сезонном понижении температуры организм сам синтезирует необходимые для замораживания вещества.

publikacia.net


Смотрите также