Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Чертежи спортивных мотолодок


Проект гоночной мотолодки

С началом массового выпуска подвесных моторов «Вихрь» и «Москва-25» получает широкое распространение класс гоночных моторных лодок МС-500. Напомним, что в этом классе используются серийные моторы с рабочим объемом от 350 до 500 см3, а корпуса лодок должны иметь большие размеры и вес, чем лодки класса МА-250, оснащенные популярной «Москвой». Вес мотолодок МС должен быть не менее 100 кг, а габариты — 3750X1300X400, где 1300 мм —минимальная ширина по транцу.

В настоящее время у нас уже появилось несколько типов корпусов этого класса. Здесь и явно неудачные лодки Ленинградского завода спортивного судостроения ДОСААФ, и хорошо зарекомендовавшие себя рижские корпуса завода «Дзинтарс»; нельзя не отметить великолепные по исполнению мотолодки чемпиона СССР мастера спорта А, Раудва и более скромную по внешнему виду, но зато непревзойденную по скорости лодку неоднократного чемпиона и рекордсмена СССР мастера спорта Ю. Лилла.

Каковы же основные тенденции в конструировании корпусов этого нового для наших спортсменов класса судов?

Первая и самая, пожалуй, главная особенность корпусов с удовлетворительными скоростными качествами — «кормовая центровка» при полном водоизмещении, т. е. расположение центра тяжести судна на расстоянии 0,6—0,7 м от транца (точнее, от кормового среза днища). Это достигается не только соответствующим расположением гонщика, но и значительным смещением в корму ЦТ корпуса самой лодки, т. е. максимальным облегчением носовой части корпуса при утяжелении кормы за счет иногда даже мало оправданного усиления транца и кормовых деталей набора.

Во-вторых, отметим сохранение традиционной формы днища: плоская пластина на рабочем участке, имеющая высокую наклонную скулу (бортовые участки днища с углом наклона 35—45°).

В-третьих, и это является наиболее спорным моментом, большинство корпусов имеет сравнительно большую ширину рабочего участка днища — около 900 мм. При этом Коэффициент нагрузки на днище уменьшается до значений  

где D — полное водоизмещение, т. е. нагрузка на днище, кг; р = 102 кг • сек2/м4 — массовая плотность воды; v=18 / 20 —скорость движения, м/сек; В = 0,9 — ширина рабочего участка днища, м, что, безусловно, приводит к переходу движения из режима глиссирования в режим рикошетирования.

Рикошетирование пока остается режимом мало исследованным из-за гидродинамической неустойчивости явления, однако нельзя утверждать, что этот режим не может быть рекомендован для движения по воде. Многие любители водно-моторного спорта видели стремительный «галоп» всегда первого катера В. Исакова, легкий полет моторных лодок Е. Семенова и Ю. Лилла. Эти суда имеют удовлетворительные гидродинамические качества, достаточно устойчивы и мало теряют в скорости при движении даже на сравнительно крупной волне. Несколько хуже их маневренность, но и ее можно признать приемлемой. Пожалуй, единственным, но весьма существенным недостатком движения на режиме рикошетирования является «некомфортабельность» — постоянные периодические удары и продольное раскачивание судна.  

Уменьшить перегрузки, возникающие при глиссировании, можно или приданием днищу килеватости, что значительно снижает гидродинамическое качество судна, либо повышением удельной нагрузки Св за счет уменьшения ширины плоской части днища.

Основной задачей, поставленной при проектировании корпуса описываемой мотолодки, было обеспечение «комфортабельности» без снижения гидродинамических характеристик корпуса для умеренных скоростей — 65—70 км/час. Именно такую скорость можно получить с нефорсированным мотором «Вихрь», конечно, при условии использования хорошо подобранного гребного винта и некоторого снижения сопротивления подводной части подвесного мотора благодаря опиловке и полировке.

Средняя ширина рабочего участка днища выбрана из условия получения максимального качества на режиме глиссирования. Принято В= 660 мм, что соответствует величине коэффициента нагрузки Св =0,3.

Расчетное положение ЦТ по длине 650—700 мм от кормового среза днища. Для обеспечения остойчивости применены бортовые наклонные участки днища, причем с целью уменьшения их смоченной поверхности при замывании во время разгона до расчетной скорости, при движении на волне или при небольшом крене применена двойная скула с разными углами наклона и «перепуском» обшивки, как показано на теоретическом чертеже.

Обшивка, поперечные и продольные связи и все узлы днища рассчитаны на нагрузку 0,4 кг/см2, исходя из обычно принятых норм прочности для быстроходных, в том числе и спортивных катеров.

Конструкция корпуса позволяет изготовить его с весом — около 75 кг (без пайолов и сиденья), что дает возможность успешно использовать лодку и в классе МА-250 при скоростях выше 60 км/час. Для обеспечения весовых требований, предъявляемых в классе МС, предусматривается установка стального пайола толщиной 3 мм, служащего дополнительным балластом.

По данному проекту в 1967— 1968 гг. на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения была построена небольшая серия —десять моторных лодок. В 1968 г. для всесторонней проверки скоростных и мореходных качеств один из серийных корпусов (весом около 80 кг) был подготовлен для участия в соревнованиях в классе МА-250. При установке мотора «Москва», форсированного до мощности около 17 л. с, на тренировках была получена скорость около 65 км/час. Эта скорость по удельной нагрузке на днище (с учетом разницы в водоизмещении) соответствует скорости 69 км/час для класса МС.

На встречной волне высотой до полуметра при вполне «комфортабельном» движении скорость лодки снижается до 62, а при попутной — до 64 км/час. Повороты — мягкие, с глубоким креном внутрь циркуляции, не требующим от гонщика дополнительного «откренивания».

По опыту эксплуатации лодок построенной серии уже можно сделать некоторые выводы. Корпус соответствует современным требованиям к гоночным мотолодкам класса МС, его конструкция обеспечивает достаточную прочность (при весе собственно корпуса около 75 кг). Лодку целесообразно использовать при скоростях хода не ниже 60 км/час; при меньших скоростях ее движение приобретает некоторую продольную и поперечную неустойчивость, что приводит, по-видимому, к повышению сопротивления, по сравнению с корпусами, имеющими большую ширину днища.  

Конструктивный чертеж

(Большой формат)

(Большой формат)

(Большой формат)

Необходимо подчеркнуть, что точность изготовления корпуса должна быть достаточно высокой — допускаются отклонения от теоретических размеров не более ± 1 мм.  

Теоретические линии скул

В качестве материала при постройке корпуса применяются авиационная фанера БПС первого или второго сорта и сосновые рейки 1 сорта с влажностью не более 10%. Сборка производится на эпоксидном клее ЭП-1 или эпоксидной смоле ЭД-5. Непосредственно перед установкой обшивки ее внутреннюю поверхность и набор со всех сторон надо покрыть тонким слоем эпоксидной смолы. Места контакта набора с обшивкой тщательно смазываются клеем. При сборке следует уделять особое внимание обеспечению высокого качества склеивания. Приклеиваемую обшивку надо крепить к продольным стрингерам медными заклепками 0 3 мм с шагом около 80 мм, а к остальным связям — стальными оцинкованными шурупами 3X18 с тем же шагом. Кницы к шпангоутам и палуба к подпалубному набору крепятся стальными оцинкованными шурупами 2X10; шаг по карленгсам 70 мм. Стыковка фанеры по поперечным кромкам выполняется «на ус», стык листов днища в районе 6 шп. можно сделать на стыковой планке.  

Пазы обшивки по килю и скулам, а также транец по периметру желательно оклеить двумя слоями сатиновой стеклоткани АСТТ(б)-С2-0 или стеклосетки СЭ-О на той же эпоксидной смоле ЭД-5. После полимеризации смолы верхний слой стеклопластика надо зачистить, неровности и головки шурупов и заклепок зашпаклевать эпоксидной шпаклевкой, всю поверхность корпуса отшлифовать.  

Теоретический чертеж мотолодки Размер А по толщине днищевого листа фанеры

(Большой формат)

Днище покрывается одним слоем эпоксидной смолы, а палуба, обделка кокпита и борт до скулы III — двумя слоями пентафталевой эмали по грунту.

Напомним еще раз, что вес готового корпуса без пайолов не должен превышать 75—80 кг.

Лодку необходимо оборудовать рулевым устройством обычного типа, ручками и уткой для переноса и швартовки.

В. В. Вейнберг Журнал КиЯ №18 1969г

boatportal.ru

Рекордные спортивные мотолодки класса SB

Информация об изображенииМастер спорта международного класса Г. В. ЧерненкоТакое название у этой небольшой заметки, представляющей, по существу, развернутую подпись к двум теоретическим чертежам, появилось не случайно. Действительно, на тех самых мотолодках, чертежи и плазовые таблицы которых приведены ниже, за последние три года установлено несколько мировых рекордов. Имя мастера спорта международного класса Геннадия Васильевича Черненко стало известно любителям водно-моторного спорта сравнительно недавно. В 1972 г. этот спортсмен из Минска неожиданно для многих поднялся на верхнюю ступеньку пьедестала почета — и не одного, а по очереди всех всесоюзных водно-моторных соревнований. Так было на гонках на приз сборника «Катера и яхты» в Ленинграде, так было и на Чемпионате СССР в Липецке; он же стал победителем розыгрыша Кубка СССР по водно-моторному спорту. В специально организованных после кубковой встречи заездах на побитие рекордов Г. В. Черненко установил новый рекорд мира на 5-мильной дистанции, равный 63,387 км/ч. Перечисленные победы были одержаны на новой мотолодке с традиционными плоско-килеватыми обводами. Информация об изображенииВид спереди мотолодки с традиционными обводами1973 год. Построена новая трехточечная лодка. И опять блистательная серия убедительных побед — на гонках «К и Я» в Каунасе, на Чемпионате СССР в Тернополе, на розыгрыше Кубка СССР в Днестровске. И снова не только победы в гонке: в первом же заезде на 5 миль на чемпионате Г. В. Черненко почти на 3,5 км/ч улучшил свой же прошлогодний мировой рекорд, а в Днестровске он и эту рекордную скорость превысил еще почти на 1,5 км/ч, показав 68,611 км/ч. 1974 год. Г. В. Черненко вновь — абсолютный победитель гонок «К и Я», чемпион СССР и победитель розыгрыша Кубка. И снова мировые рекорды (на чемпионате в 5-мильной гонке это — 69,802 км/ч). Естественно, секрет этих успехов складывается из многих слагаемых. Очевидно, что самое главное — мастерство спортсмена, умеющего найти правильные тактические маневры, обеспечивающие победу над соперниками. Но исключительно важны и такие факторы, как тщательнейшая отладка мотора, подбор и доводка гребного винта и, наконец, качество гоночной мотолодки. У нас в стране (особенно в классах мотолодок) ведущие спортсмены проектируют и изготовляют гоночные суда сами, ищут — с учетом своих индивидуальных данных — наилучшие размерения и обводы корпуса, находят оптимальную центровку. И в результате многолетних экспериментов и поисков (конечно, если они ведутся на достаточно высоком инженерном уровне) на гоночных трассах появляются суда с прекрасными гидро- и аэродинамическими качествами, легкие, но достаточно — для условий гонок — мореходные. Всеми этими качествами обладают две мотолодки класса SB, спроектированные и построенные Г. В. Черненко. И очень хорошо, что наш ведущий спортсмен делится секретами своих успехов. Надеемся, что публикация теоретических чертежей мотолодок рекордсмена мира позволит многим нашим гонщикам улучшить свои спортивные результаты, а может быть и даст возможность некоторым поспорить за первое место с самим конструктором. Изготовление этих двух рекордных мотолодок и особенно — второй из них, трехточечной, не простое дело. И не только потому, что они сложны по обводам. Необходимо использовать высококачественные материалы: приобрести довольно дефицитную тонкую авиационную фанеру (на обшивку), выдержанную сосновую древесину, эпоксидный клей или клей ВИАМ Б-3 и т. п. Учитывая, что возможности спортсменов поневоле окажутся различными, мы решили не приводить подробные конструктивные чертежи лодки. Узлы корпуса могут иметь самые разнообразные конструктивные решения в зависимости от наличия материалов, опыта строителей и их запаса свободного времени. Но для того, чтобы ни прочность, ни скоростные данные мотолодки не ухудшились, надо максимально точно выдерживать указанные толщины обшивки и сечения основных деталей. Информация об изображенииТеоретический чертеж трехточечной мотолодкиМотолодка с традиционными обводами может быть использована не только в классах SB и SC, но и, учитывая ее исключительно малый вес — всего 29 кг, и в самом младшем классе SA. Она относительно проста в изготовлении; ее могут построить даже спортсмены, имеющие минимальные навыки обращения с деревом: важна аккуратность, тщательность работы. Мотолодка имеет очень мягкий ход по волне за счет мглой ширины днища; благодаря узкой носовой части она хорошо идет и против ветра, не стремясь опрокинуться через транец. Корпус мотолодки имеет 5 футоксовых шпангоутов, собранных из сосновых планок 50X15 на фанерных кницах. Продольный набор также сосновый; скуловые стрингера и привальные брусья имеют сечение 20X25, все остальные стрингера — 20X15. Информация об изображенииМотолодка трехточечной конструкцииПалуба и борта обшиваются 2-миллиметровой авиационной фанерой. На днище от транца в нос кладется фанера толщиной 4 мм на всю длину листа (1500 мм); остальная (носовая) часть днища и скулы обшиваются 3-миллиметровой фанерой. Транец выполнен из фанеры толщиной 4 мм и в месте крепления мотора усилен сосковыми рейками и кницами. Вторая — трехточечная мотолодка имеет намного более сложную конструкцию и, пожалуй, постройка ее доступна только достаточно опытным в изготовлении гоночных судов спортсменам. Это необходимо иметь в виду, так как даже небольшие отклонения в форме центральной части мотолодки или нарушения геометрии спонсонов и днища резко искажают характер ее движения, а исправления или оказываются невозможными или приводят к сильному утяжелению корпуса. При проектировании этой лодки за основу принята прямая трехточечная схема. Для того чтобы максимольное аэро- и гидродинамическое качество получалось в диапазоне скоростей 70—80 км/ч, продольному сечению центрального корпуса придан 12-процентный авиационный профиль. Для создания «воздушной подушки» и мягкости хода на волне, а также улучшения поворотливости высота спонсонов увеличена против обычной на лодках этого класса до 115 мм. Лодка у меня получилась достаточно легкой — 44 кг; при постройке ее спортсменами необходимо стремиться, чтобы вес не превосходил 50 кг. Использовать мотолодку в гонках можно в двух классах — SB и SC. Информация об изображенииВид сбоку на трехточечную мотолодкуПоперечный набор мотолодки — футоксовые шпангоуты, собранные из сосновых планок 50X15 на фанерных кницах. Продольный набор также сосновый. Скуловые стрингера имеют сечение 20X25, все остальные — 20X15 мм. Транец сделан по типу обычного для скутеров «Сокол» и Даниша. Палуба и борта обшиты фанерой толщиной 2 мм, боковые стенки и ходовые пластины спонсонов — 4 мм, скулы — 3 мм (на скулах слои рубашки расположены не вдоль ДП, а поперек). Обшивка днища в нос от транца — фанера толщиной 4 мм на полную длину листа; на остальной части днища — фанера толщиной 3 мм. Фальшборт кокпита, соединяющийся с транцевой доской, выполнен из фанеры толщиной 10 мм. На обеих мотолодках использовался полупогруженный гребной винт с геометрическим шагом, на 0,7 R равным 380 мм.

Понравилась ли вам эта статья?

www.barque.ru

Спортивный РУ катер своими руками)

Очень давно еще в детстве с отцом занимался постройкой примитивных лодочек под парусами, на электрических двигателях и батарейках и тому подобных.   Но всегда хотелось построить полноценную радиоуправляемую модель катера, только вот во времена моего детства с РУ запчастями была проблема. да и жил в таком месте, где их было достать попросту не реально.  И вот не так давно, буквально в конце прошлого года решил осуществить давнюю мечту)

Нашел понравившиеся чертежи, распечатал их в необходимом масштабе и начал постройку корпуса.

  Строить решил из бальзы: внутренний каркас — 2мм., внешняя обшивка — 1мм.Корпус изнутри пропитан жидкой эпоксидной смолой, имеет большое количество ребер жесткости, скрытых под двойной палубой.

  После полной сборки получился очень прочным, нигде не играет.

 Ближе к оконцовке изготовления корпуса, были заказаны все комплектующие для него. Список был очень большим. по общей сумме комплектующие вместе с доставкой встали почти в 10 килорублей.

  Из основного:

- литий-полимерный аккумулятор Turnigy 5200mAh 2S 30C в жестком корпусе (вес: 336г) - www.parkflyer.ru/product/191560/-  высокоскоростной цифровой сервопривод BMS-621DMG + HS (металлические шестерни) 7.2kg / 0,10 сек (вес: 46,5г) - www.parkflyer.ru/product/9439/- регулятор для лодок Birdie 100A с 5A BEC (вес: 114г) - www.parkflyer.ru/product/167451/- руль (большого размера) (вес: 110г) - www.parkflyer.ru/product/102678/- бесколлекторный Inrunner 2848SL 3900kv (с водяным охлождением) (вес: 153г) - www.parkflyer.ru/product/8594/- карбоновые стабилизаторы поворота (вес: 30г) - www.parkflyer.ru/product/102685/

- регулируемый кронштейн дейдвудного вала (вес: 40г) - www.parkflyer.ru/product/102697/

- вал с муфтой и гребной винт (комплект) (вес: 20г) - www.parkflyer.ru/product/104322/

- 6мм x 300мм латунная трубка (вес: 20г) - www.parkflyer.ru/product/102663/

- регулируемые транцевые плиты (вес: 43г) - www.parkflyer.ru/product/104593/

В качестве радиоуправления была выбрана аппаратура Hobby King GT-2 2.4Ghz (2 канала).Ну и соответственно огромное количество необходимых разъемов, креплений, термоусадок, гребных винтов разных диаметров и шагов для подбора, тяг и всего прочего).

 

Зарядка с балансиром, переходники для зарядки были прикуплены еще заранее, так что это все было.

Итак, выкладываю фотки процесса постройки. Также закину видео самого первого заплыва)

  Скажу сразу, радости и адреналина была масса, когда видишь как построенная своими руками модель вполне не плохо функционирует))).

  Что касательно его веса и размеров:

вес всей использованной на данный момент начинки - 845г;

вес голого корпуса - 260г;

вес в полностью собраном виде - 1105г;

длина вместе с рудером — 830 мм;

ширина по транцу — 150 мм;

максимальная высота (вместе с кабиной) — 105 мм.

После подбора винтов остановился вот на этом:

- гребной винт на вал 4мм (размер: 43мм х 26мм х 9мм) (вес: 9г) - www.parkflyer.ru/product/7356/

Видео смотреть с 1.09 минуты)

www.parkflyer.ru

Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга» — проект моторной лодки для самостоятельной постройки

Основные данные мотолодки «Радуга»
Длина наибольшая, м 3,75
Ширина наибольшая, м 1,40
Высота борта, м 0,565
Вес с полным оборудованием, кг 75
Пассажировместимость, чел. 3
Мощность подвесного мотора, л. с. 20-30

Моторную лодку «Радуга» можно построить как для гонок в классе SC-500, так и для скоростных прогулочных выходов, рыбной ловли, буксировки воднолыжника. Днищевым обводам ее корпуса придана большая килеватость, позволяющая идти на волнении с большой скоростью без ударных перегрузок, обычных на плоско-килеватых корпусах. При килеватости днища на большей части длины корпуса около 24° потеря гидродинамического качества компенсируется наличием горизонтального участка днища по килю (шириной на транце 260 мм) и продольными реданами. Лодка уверенно глиссирует на любом курсе относительно бега волн высотой до 0,7 м; при большем волнении рекомендуется снижать скорость и одного пассажира (или груз) размещать ближе к носу. Благодаря развитому брызгоотбойнику шириной до 80 мм по скуле и развалу высоких бортов по всей длине корпуса лодку не забрызгивает. Носовые образования сделаны относительно полными, чтобы обеспечить удовлетворительную всхожесть на волну.

Теоретический чертеж и общий вид мотолодки «Радуга»

увеличить, 2019х1803, 319 Кб

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7
  Высоты от ОЛ, мм
Скула С и Д 281 206 180 180 180 180
Палуба П 497 548 565 565 565 565
  Полуширота от ДП, мм
Днище К 82 110 110 110
Скула С 200 359 479 556 600 600 575
Скула Д 200 328 424 491 520 520 520
Борт Б 200 436 579 665 700 700 671
Палуба П 119 297 429 515 550 550 521
Редан Р-1 97 130 130 130

Установка реданов

Размер Шпангоуты
1 2 3 4 5 6 7
Отстояние редана Р-2 от линии киля, мм 60 173 173 173 173 173
Сечение редана Р-2 по шпангоутам, мм              
ширина 9 23 30 30 30 30
высота 6 12 14 14 14 14

Несколько мотолодок этого типа уже построено, а самая первая «Радуга» эксплуатируется в прибрежной полосе Ладожского озера и на Неве уже третью навигацию. На испытаниях ее с мотором «Москва-25» и разной нагрузкой — один, два и три человека на борту — скорости хода составили соответственно 51, 48 и 38 км/час.

Постройка мотолодок примерно таких же размеров уже не раз описывалась. Корпус собирается в положении вверх килем на предварительно изготовленных шпангоутных рамах. Дня контроля при сборке используется горизонтальная плоскость, соответствующая линии Б на теоретическом чертеже, поднятой от ОЛ на 450 мм.

Отметим, что 6-миллиметровая толщина горизонтального несущего участка днищевой обшивки в районе шп. 3 — транец при разбивке откладывается вниз от ОЛ (как и все толщины обшивки от теоретических линий). Теоретические полушироты этого участка (линия К) и фактические полушироты его выступающих краев, образующих первый редан (линия Р1), для удобства работы указаны и в таблице и на поперечных сечениях конструктивного чертежа. Второй редан накладывается на уже обшитый корпус; его ординаты и размеры приведены в таблице и на теоретическом чертеже.

Скуловой брызгоотбойник с горизонтальной рабочей гранью образуется заполнением пенопластом угла между выпущенным вниз краем листа бортовой обшивки и днищевой обшивкой.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга»ясна из приводимых чертежей. Следует только пояснить, что нижний конец форштевня 1 надо вывести на шп. 3 и закрепить к его боковым граням концы килей 2, а затем снизу — конец горизонтального листа 28.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга»

увеличить, 1696х1032, 380 КБ 1 — форштевень 20х40 (склеить из двух реек 10х40); 2 — киль в р-не шп.3 — транец, 20х30; 3 — стрингер 20х20; 4 — стрингер 10х30; 5 — карленгс 10х20; 6 — рейка 10х20; 7 — комингс, фанера 2х115; 8 — редан 14х30х3100 (заготовка); 9 — флортимберс 15х50; 10 — бимс, топтимберс 15х40; 11 — пенопластовый заполнитель (или из доски) δ=15; 12 — кница (бракета) с обеих сторон, фанера δ=2; 13 — болт М5; 14 — коротыш 15х20; 15 — стойка 15х20; 16 — рейка 15х20; 17 — пайол, фанера δ=6; 18 — зашивка транца с обеих сторон, фанера δ=4; 19 — обвязка транца 22х50; 20 — доска 22х150; 21 — заполнитель 22х70; 22 — рейка 20х20; 23 — наклонное дно ниши, фанера δ=4; 24 — горизонтальная часть ниши, фанера δ=4; 25 — брус (6 шп.) 15х50; 26 — рейка 15х30; 27 — обшивка и палуба, фанера δ=4; 28 — горизонтальный несущий участок днища, фанера δ=6.

Корпус собирается с применением эпоксидного клея, обшивается 4-миллиметровой фанерой и оклеивается слоем стеклоткани. Для обеспечения непотопляемости под палубой в районе от 1 до 3 шп. и по бортам между 6 и 7 шп. крепятся блоки марки ПСБС.

Сечения по шпангоутам увеличить, 1631х1957, 527 КБ 1 — форштевень 20х40 (склеить из двух реек 10х40); 2 — киль в р-не шп.3 — транец, 20х30; 3 — стрингер 20х20; 4 — стрингер 10х30; 5 — карленгс 10х20; 6 — рейка 10х20; 7 — комингс, фанера 2х115; 8 — редан 14х30х3100 (заготовка); 9 — флортимберс 15х50; 10 — бимс, топтимберс 15х40; 11 — пенопластовый заполнитель (или из доски) δ=15; 12 — кница (бракета) с обеих сторон, фанера δ=2; 13 — болт М5; 14 — коротыш 15х20; 15 — стойка 15х20; 16 — рейка 15х20; 17 — пайол, фанера δ=6; 18 — зашивка транца с обеих сторон, фанера δ=4; 19 — обвязка транца 22х50; 20 — доска 22х150; 21 — заполнитель 22х70; 22 — рейка 20х20; 23 — наклонное дно ниши, фанера δ=4; 24 — горизонтальная часть ниши, фанера δ=4; 25 — брус (6 шп.) 15х50; 26 — рейка 15х30; 27 — обшивка и палуба, фанера δ=4; 28 — горизонтальный несущий участок днища, фанера δ=6; 29 — заполнитель, пенопласт ПХВ-1; 30 — опора для кормового сиденья — угольник 30х25х3, АМг; 31 — подушка и спинка сиденья, поролон и текстовинит; 32 — зашивка сиденья, фанера δ=3; 33 — рейка 30х30; 34 — рейка 10х30; 35 — планка δ=2, АМг; 36 — планка 4х15х380, фанера; 37 — опора для носового сиденья, угольник 30х25х3, АМг; 38 — угольник-коротыш 30х30х3 из АМг L=25; 39 — угольник-коротыш 30х20х3 из АМг, L=60.

Оборудование лодки после установки палубы с небольшим козырьком и сборки подмоторной ниши сводится к монтажу дистанционного управления с постом управления на борту в кормовой части кокпита, установке пайола в районе шп. 3-5 и двух мягких сидений. Спинкой кормового двухместного дивана служит обтянутый поролоном и текстовинитом бимс на шп. 6, являющийся и носовой кромкой подмоторной ниши.

Сиденья и пайол увеличить, 1877х913, 185 КБ Обозначения — см. на чертеже сечений по шпангоутам.

Для хранения запасов горючего и снаряжения используется закрытое пространство в носу под палубой и в корме под нишей в районе шп. 6 — транец, а также полочки вдоль бортов.

Если предполагается использовать «Радугу» в качестве гоночной мотолодки класса SC-500, следует зашить палубу до шп. 4 и не делать рецесса — подмоторной ниши, ограничившись установкой по транцу шельфа шириной 100 мм. Для всемерного снижения веса сечения набора, толщину обшивки борта и палубы можно несколько уменьшить (в разумных пределах!).

Дистанционное управление мотором для прогулочного варианта можно изготовить по приводимым чертежам.

Дистанционное управление мотором увеличить, 1500х2891, 577 КБ 1 — пульт, АМг δ=2; 2 — стакан, АМг; 3 — вкладыш, текстолит; 4 — барабан, АМг; 5 — труба (вал), сталь; 6 — штурвал, АМг; 7 — обойма, δ=2, сталь; 8 — шкив, АМг; 9 — обойма δ=2, сталь; 10 — румпель, АМг; 11 — обойма δ=2, сталь; 12 — пруток Ø5, сталь; 13 — лист δ=2, Амг; 14 — полоса δ=5, текстолит; 15 — рейка, m=2,5 t=7,86 h=5,65, АМг; 16 — сектор, m=2,5 t=7,86 h=5,65, АМг; 17 — ручка газа δ=5, АМг; 18 — бобышка δ=15, АМг; 19 — бобышка, δ=10, АМг; 20 — рукоятка, текстолит, АМг; 21 — кожух δ=1, сталь АМг; 22 — палец Ø6, сталь; 23 — кольцо Ø8х1х10; 24 — Ø8х1х4; 25 — штифт, сталь; 26 — пиллерс (можно не ставить); 27 — фланец 2х18х30, АМг; 28 — труба Ø12х2, АМг; 29 — шток Ø7х2х115, АМг; 30 — штуцер, АМг; 31 — сердечник, пружинная проволока Ø1,8; 32 — гибкий металлический рукав; 33 — изолента (2 слоя); 34 — планка δ=5, АМг; 35 — зажим, АМг; 36 — наконечник, АМг; 37 — защелка, δ=1, сталь; 38 — поводок, сталь; 39 — палец, сталь.

Для прогулочного варианта разработано также и более сложное в изготовлении дистанционное управление с возвратно-поступательным движением сердечника привода, показанное на схеме общего вида лодки.

Пульт — бортовой кронштейн для расположенного горизонтально штурвала делается из легкого сплава АМг. Стакан монтируется на заклепках или винтах.

Управление газом монтируется на пульте винтами М4. Предварительно надо приклепать впотай текстолитовые полосы дет. 14 к дет. 13 и ручку газа к сектору.

Ю. А. Зимин, «Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга», 1972 год.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

vodnyimir.ru

Мотолодка «Радуга-34» — проект Ю. Зимина скоростной мореходной моторной лодки для спортивных плаваний

Основные данные мотолодки «Радуга-34»
Длина, мм 3400
Ширина, мм 1700
Высота борта, мм 700
Вес корпуса, кг 70
Мощность мотора, л. с. 20
Скорость под мотором 23-25 л. с., км/ч около 60

За последние годы в наших ленинградских спортивных клубах становятся все более популярными дальние спортивные плавания на легких моторных судах. Совершаются походы на Ладожское озеро, в Новгород и Выборг, позволяющие совершенствовать умение управлять быстроходным судном в довольно сложных условиях — на практически постоянной волне больших водоемов, на оживленных судоходных путях. Многие из наших спортсменов-водномоторников выполняют при этом требования спортивной классификации и получают разряды по ДСП.

Конструкторская группа городского спортивно-технического клуба водных видов спорта (ГСТК ВВС) уже несколько лет ведет работу по созданию специально для таких спортивных плаваний мотолодок, в которых большая скорость при использовании распространенных подвесных моторов сочеталась бы с достаточно высокой мореходностью. К таким судам и относятся лодки «Радуга» (см., например, Спортивно-прогулочная мотолодка «Радуга»).

Предлагаемая вниманию читателей новая спортивно-туристская трехместная мотолодка «Радуга-34» построена мастером спорта А. Щербининым и уже испытана всесторонне. На ее «счету» несколько нелегких спортивных походов, участие в парадах спортсменов и даже в заезде мотолодок класса SB на гонках Ленинградской регаты «Золотые весла», проводимых, как обычно, на неспокойной Большой Неве. Кроме того, «Радуга-34» использовалась для прогулок и служебных разъездов, обслуживания тренировок и буксировки воднолыжников.

Сборник «Катера и яхты» уже неоднократно публиковал материалы о прогулочно-спортивных лодках минимальных размерений. Не случайно такие конструкции, как «Москвичка» Г. Малиновского или экспериментальная лодка В. Вейнберга (см. № 45 сборника), пользуются несомненным успехом. Мотолодка «Радуга-34» также относится к классу мини-моторок, постройка, транспортировка, хранение и ремонт которых наиболее доступны для основной массы любителей водного туризма и спорта. Она на 0,35 м короче первой «Радуги», но в то же время на 0,30 м шире и 0,22 м выше ее.

Применена ставшая уже обычной килеватая форма обводов высокобортного мореходного корпуса с продольными реданами-брызгоотбойниками и развалом бортов по всей длине в сочетании с плоским кормовым участком днища — «лыжей». Такие обводы позволяют обеспечить при весьма неплохих скоростных качествах мягкий — без больших динамических перегрузок — ход на волнении, безопасность при крене на циркуляции, хорошую обитаемость (кокпит оборудован двумя спальными местами, закрывается тентом).

Теоретический чертеж и схема общего расположения мотолодки «Радуга-34»

увеличить, 2004х2685, 429 КБ

Таблица плазовых ординат мотолодки «Радуга-34»
Линия № шпангоута
1 2 3 4
  Высоты от ОЛ, мм
Борт — ЛБ 740 700 617 500
Кокпит 784 744 661 544
Редан Р-1 174 73 15 0
Редан Р-2 302 199 140 125
Редан Р-3 430 325 265 250
  Полушироты от ДП, мм
Борт — ЛБ 682 823 850 801
Кокпит 482 623 650 601
Редан Р-1 179 221 230 230
Редан Р-2 348 425 448 450
Редан Р-3 520 627 667 670
Размеры реданов в поперечных сечениях
Редан № шпангоута
1 2 3 4
Р-1 х у 13 9 15 9 15 9 15 9
Р-2 х у 40 29 40 26 40 24 40 23
Р-3 х у 38 25 40 30 40 30 40 30

При установке мотора «Вихрь» или «Нептун» с «гоночным» двухлопастным винтом (шаг 340-360 мм) на мотолодке с одним водителем можно достичь скорости около 60 км/час. Для сравнения упомянем, что скоростной норматив I разряда для класса Т-500 на дистанции 5 миль намного ниже — 42 км/час.

Конструкция и технология постройки корпуса аналогичны многократно описанным в сборнике. На листе фанеры, пользуясь таблицей плазовых ординат, надо построить очертания шп. 1, 2 и 3 и вычертить все элементы набора лодки. Переведя нужные линии на кальку, перенесите разметку (накалывая шилом) на материал — бруски и фанеру. Готовые детали собирайте прямо на фанерном плазе, смазывая кницы и торцы брусков (футоксов) шпангоутной рамки эпоксидной смолой. Разложив детали рамки, прихватите каждую двумя тонкими гвоздями к плазу. Поставьте на места кницы и «наживите» их гвоздями, затем, осторожно приподняв рамку стамеской, подложите кницы с другой ее стороны, пробейте гвозди насквозь, снимите и переверните рамку и сразу же загните концы гвоздей.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34»

увеличить, 2067х936, 237 КБ 1 — киль 20х40; 2 — стрингер 13х25; 3 — стрингер 10х30; 4 — стрингер 10х20; 5 — подлегарс (опорный брусок сидений) 10х30; 6 — сиденье кормовое, δ=4; 7 — подушка сиденья 40х50х450 (поролон в чехле из текстовинита); 8 — дно подмоторной ниши, δ=2; 9 — сухарь 15х20; 10 — комингс, δ=6; 11 — рейка 30x40; 12 — спинка кормового сиденья 10х100х450; 13 — дуга тента, труба Ø15-20; 14 — оргстекло δ=4-6; 15 — лобовой лист кокпита, δ=4; 16 — съемный щит, δ=4; 17 — бимс 30х15; 18 — сиденье носовое, δ=4; 19 — рейка 10х15; 20 — зашивка шп. 1½, δ=2; 21 — рейка шпангоута 15х45; 22 — заполнитель δ=15; 23 — брусок 4х40х150 (4 шт.); 24 — бимс 15х30; 25 — зашивка шп. 2, δ=2; 26 — кницы, δ=2; 27 — стойка 10х15; 28 — обшивка днища, δ=6; 29 — обшивка скулы δ=4; 30, 31 — обшивка бортов и палубы δ=3; 32 — обшивка транца, δ=4; 33 — рейка заполнителя, δ=20; 34 — доска 20х125; 35 — лист δ=4; 36 — обвязка транца по бортам, 20х30; 37 — днищевая ветвь 20х45; 38 — фанера, δ=4; 39 — заполнитель, δ=20; 40 — брусок 40х15х400;

41 — фанера δ=4; 42 — петля рояльная.

Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» — шпангоуты

увеличить, 2082х2906, 465 КБ обозначение позиций — см. «Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» выше.

После сборки всех трех шпангоутов вынесите на них линию ДП и контрольную ватерлинию (от ОЛ на расстоянии 500 мм). По этой контрольной линии прибейте шергень-планки шириной 50-70 мм.

Изготовлять транец нужно, пользуясь размерами рабочего чертежа, на котором уже учтен его наклон.

Корпус лодки собирается в положении вверх килем. На стапеле (две доски, поставленные на ребро) размечается положение шпангоутов и транца. Шпангоуты выставляются на свои места с проверкой по диаметральной плоскости отвесом, и по горизонту контрольной линии — шланговым уровнем. Закрепив выверенный поперечный набор, врезайте продольные связи — киль, стрингера и ребра жесткости. До установки обшивки необходимо поставить переборку на шп. 1 ½ и узел ниши — рецесса.

Листы фанеры надо предварительно раскроить и склеить «на ус», соединив в поясья на всю длину лодки. Затем готовые листы укладываются на тщательно смалкованный набор, изнутри детали набора обчерчиваются, после чего листы снимаются для обрезки припуска и сверловки отверстий Ø1-1,5 мм с шагом 50-70 мм для крепежа. Обшивка ставится на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями «в загиб» по продольному набору и шурупами по шпангоутам и транцу.

Днище, транец и борта необходимо снаружи тщательно ошкурить и зашпаклевать, а затем оклеить одним или двумя слоями стеклоткани АСТТ (б)-С2 на смоле. Предварительно обработанные реданы и брызгоотбойник выставляются на уже оклеенный корпус и в свою очередь сами оклеиваются полосками стеклоткани.

До зашивки палубы надо вклеить в снятый со стапеля и перевернутый килем вниз корпус сиденья и уложить пенопласт между шп. 1 и 1 ½, 2 и 3 на высоту флоров. Пенопласт и днище изнутри между шп. 3 и транцем следует оклеить стеклотканью. Изнутри корпуса транец по периметру лучше оклеить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80-100 мм.

Штурвал, барабан, шкивы можно изготовить по чертежам, опубликованным на этой странице. Пульт удобно расположить, как показано на чертеже общего вида. Оба штуртроса следует пустить по одному борту.

Для обеспечения непотопляемости обязательно надо уложить блоки пенопласта по бортам между шп. 2 и транцем; объем пенопласта должен быть не менее 0,15 м³.

Ю. А. Зимин, «Мотолодка для спортивных плаваний «Радуга-34», Кия 1974 г.

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

vodnyimir.ru

Гоночная мотолодка «Старт-3» — проект и постройка своими руками

«Старт-3» — очень легкая и маневренная чисто гоночная мотолодка, рассчитанная на выступления, в первую очередь, в юношеском классе SA-250 (при увеличении длины на 0,25 м ее можно использовать и в старших классах SB-350 и SC-500).

Основные данные мотолодки класса SA-250
Длина наибольшая, м 3,50
Ширина наибольшая, м 1,36
Высота борта, м 0,49
Минимальный вес, кг 35-37

Впервые построенная по этому проекту гоночная мотолодка вышла на трассу спортивных соревнований в 1972 г. И в первый же сезон выступавший на ней в классе SB-350 мастер спорта А. Щербинин стал чемпионом Ленинграда, а на следующий год снова выиграл этот титул. Лучшая скорость, показанная им в пятимильной гонке, составила 63,8 км/ч, а максимальная на прямой — 73 км/ч.

Первенствовала «Старт-3» и на главных гонках — в соревнованиях на Первенство СССР (чемпионами страны среди юношей стали в 1972 году — Е. Волков, показавший скорость 50,15 км/ч, в следующем году Ю. Алиев — 49,28 км/ч) и на Всесоюзных соревнованиях на приз «Катеров и яхт» (в Каунасе в 1973 г. победил Ю. Алиев, показавший скорость 43,58 км/ч, в Новгороде в 1974 г. — В. Смирнов со скоростью 46,72 км/ч).

Рис. 1. Устройство гоночной мотолодки

Особенностью ее обводов являются округлые очертания шпангоутов при сохранении почти плоского глиссирующего участка днища между первыми реданами. При такой форме поперечных сечений корпус лодки при любом водоизмещении имеет наименьшую смоченную поверхность. Отсутствие слома на скулах позволяет упростить и облегчить конструкцию корпуса, в частности — избавиться от сложного узла соединения днища и бортов, отказаться от установки мощного скулового стрингера и скуловых книц по шпангоутам. Становится возможным применение цельных, выклеиваемых из реек (ламинированных) шпангоутов, имеющих большую прочность, чем обычные футоксовые. «Работающая обшивка» в сочетании с пятью такими шпангоутами, часто поставленными продольными ребрами жесткости малого сечения и мощными реданами, установленными снаружи, обеспечивает достаточную прочность корпуса при весе всей конструкции 35-37 кг.

Рис. 2. Теоретический чертеж мотолодки

увеличить, 2020х1532, 247 КБ (в скобках — шпация для варианта лодки SB и SC длиной 3750 мм).

Как обычно, работы по постройке лодки своими руками начинаются с того, что, пользуясь таблицей плазовых ординат, на листе фанеры надо вычертить шпангоуты мотолодки в натуральную величину. Если лодка предназначается для выступлений в классе SC-500, советую сразу же несколько увеличить килеватость днища. Для этого при разбивке линию киля следует опустить на шпангоутах 1-6, как указано в таблице ординат. Новые точки линии киля соединяются с точками «Редан-1», положение которых не изменяется.

Таблица плазовых ординат

Линия Шпангоуты
1 2 3 4 5 6
Высоты от ОЛ
Киль — К 155 47 (22) 6 (—23) 0 (—29) 0 (—29) 0 (—29)
Редан — 1 70 27 14 14 14
Редан — 2 181 104 54 35 35 35
Редан — 3 226 152 97 73 73 73
Редан — 4 354 255 189 166 166 166
Борт — ЛБ 410 410 410 410 410 410
Палуба в ДП 452 475 491
Полушироты от ДП
Борт — ЛБ 364 542 643 680 680 680
Редан — 1 131 216 233 233 233
Редан — 2 84 237 314 330 330 330
Редан — 3 175 329 406 422 422 422
Редан — 4 321 449 517 540 540 540
Размеры реданов
Р-1 Ширина Высота — — 12 3 20 4 30 4 30 4 30 4
Р-2 Ширина Высота 13 4 24 8 28 9 36 10 36 10 36 10
Р-3 Ширина Высота 10 6 19 12 24 13 30 14 30 14 30 14
Р-4 Ширина Высота 13 16 22 27 28 34 30 35 30 35 30 35
Примечание. Таблица разработана для лодки класса SA-250; шпация при этом составляет 560 мм (между шп. 0 и 1 — 700 мм). При постройке лодки в классах SB-350 и SC-500 шпация увеличивается до 600 мм (между шп. 0 и 1 — 750 мм), а высоты линии киля берутся указанные в скобках.

По плазовой разбивке снимаются выкройки для изготовления цулаг — лекальных шаблонов, на которых будут выклеиваться шпангоуты. Потребуются четыре цулаги, так как шп. 4, 5 и 6 имеют одинаковые очертания.

Рис. 3. Конструктивный мидель-шпангоут лодки

1 — бимс 15x30, склеен из шести реек 5x15; 2 — подпалубное ребро жесткости 10x20; 3 — привальный брус, заготовка 20х20 4 — ребро жесткости, 15х30; 5 — ребро жесткости, 15х20; 6 — киль, 15x40; 7 — шпангоут 15х45, склеен из 9 реек 5x15;

8 — кницы, δ=2 фанера; ставить с обеих сторон.

Каждый шпангоут набирается из 9 последовательно укладываемых на цулагу реек 5х15, так что готовый «пакет» имеет сечение 45х15. Обвязка транца (шп. 6) набирается из 9 реек 5х20. Применяется эпоксидный клей с запрессовкой струбцинами; использовать при этом гвозди, шурупы и т. п. нельзя. Три бимса выклеиваются таким же образом, после чего производится сборка рамок по плазу с подгонкой скосов углового соединения и установкой фанерных бимсовых книц. Необходимо обратить особое внимание на точность разметки пазов для последующей установки продольных ребер жесткости: они должны оказаться под продольными реданами, укладываемыми на готовый корпус.

Рис. 4. Конструктивный чертеж транца (см. в корму)

1 — подмоторная доска, δ=20; 2 — зашивка транца, фанера δ=3; 3 — шельф, фанера δ=3 и обделка из реек 15х15 со скругленными углами; 4 — фанерная зашивка δ=3; 5 — стойка в ДП из доски δ=15; 6 — обвязка, склеивается из 9 реек 5х20;

7 — обшивка, фанера δ=2.

Корпус собирается вверх килем с использованием для контроля горизонтальной линии ЛБ и ДП.

Для обшивки корпуса, включая палубу в носу, применяется авиационная фанера толщиной 2 мм. Корпус между шп. 3½ и транцем не имеет двоякой кривизны, поэтому лист обшивки легко укладывается на набор. При установке листов в нос от миделя приходится прорезать фанеру по килю и продольным ребрам жесткости.

По всем соединениям кромки фанеры обрабатываются «на ус», после чего смазываются эпоксидным клеем и проклёпываются с набором. Если стыки или пазы обшивки оказываются между набором, то на время отверждения клея с обеих сторон ставятся полоски фанеры на бумажных прокладках с запрессовкой гвоздями. Затем и гвозди и полоски фанеры удаляются.

Обшитый фанерой корпус необходимо тщательно зачистить, после чего днище до уровня четвертого редана оклеивается одним слоем стеклоткани АСТТ (б) на эпоксидной смоле.

Для установки реданов на обшивке производится разметка. Намечаются теоретические линии шпангоутов, а затем с плазовой разбивки снимаются на гибкую рейку поперечные растяжки — расстояния по обводу шпангоута от ДП до линий реданов; укладывая затем эту рейку на корпус по линии соответствующего шпангоута, нетрудно вынести на обшивку и риски теоретических линий реданов. Подогнанные к корпусу реданы ставятся на эпоксидный клей и проклёпываются вместе с продольными ребрами жесткости внутри корпуса.

Редан 1 изготовляется из полоски пятислойной фанеры сечением 4х30; реданы 2 и 3 — выстрагиваются из реек, а редан 4 (брызгоотбойник) — из плотного пенопласта. Проще всего редан 4 сделать из предварительно склеенного на всю длину лодки (замки «на ус») бруска 40х40, распиленного затем вдоль по диагонали.

Изнутри корпуса угол по периметру транца рекомендуется оклеить полосой стеклоткани шириной около 120 мм. Такие же полосы следует проложить по килю и продольным ребрам жесткости.

Пенопластовый буртик по периметру кокпита ставится только при постройке мотолодки для выступлений в классе SB-350 и SC-500.

Ю. А. Зимин, «Катера и яхты», 1975 г.

в раздел «Проекты судов для любительской постройки»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

vodnyimir.ru


Смотрите также