Новости
13

янв

Кошка Матроска из Владивостока не будет символом Владивостока

Многие наверняка помнят историю произошедшую за несколько дней до

подробнее

22

дек

Промысловая обстановка хорошая заявил Андрей Горничных в режиме видеоконференции

Начальник Управления организации рыболовства Федерального агентства

подробнее

22

сен

Жители села Амга Примоского края до сих не получили никакой помощи после стихии

Как сообщает сайт «Новости Владивостока», север Приморского края, в

подробнее

17

сен

Дальневосточная рыба абсолютно безопасна, заявляют ученые

Зараженные воды, которые могли принести морские течения от «Фукусимы»

подробнее

17

сен

"Пиранья" поможет рыбоохране Бурятии

В ходе нового сезона охоты за браконьерами в Бурятии изъяты и

подробнее

Баллоны для катамарана своими руками


Самодельные надувные баллоны для катамарана из ткани пвх

Отдых может быть не только интересным, но и полезным, одним из видов активного времяпрепровождения является водные виды спорта, например, надувные катамараны – баллоны для катамарана, как и само устройство, пользуется спросом. Их ценят за непревзойденную легкость конструкции, небольшой вес и высокую для этого сегмента грузоподъемность.

Самостоятельное изготовление катамарана – нюансы

Многие любители необычного отдыха выбирают не просто катамараны, а сделанные самостоятельно, поскольку в них воплощаются не только технические задумки, но и индивидуальность обладателя агрегата. Надувные баллоны для катамаранов изготовляются в двух основных вариациях:

  • с отдельными частями;
  • цельнокроеный.

Для производства баллонов используется специализированная прорезиненная ткань. Она имеет повышенные физико-химические свойства, устойчива к внешним воздействиям, не пропускает воду внутрь. Если выбран первый способ, то по заранее подготовленной выкройке шьется негерметичный верхний чехол – обтекатель. Его особенность – наличие  пришитых карманов для крепления стрингеров. Внутрь чехла имеется кормовое отверстие, через которое вкладывается надувная камера. Особенностью является наличие проклейки, которая может не совпадать по форме с основой, но должна превышать по объему верхний чехол.

Баллоны для катамарана своими руками создать не сложно, они оказываются стойкими к механическим воздействиям на свой корпус, но важно помнить, что в этом  случае специализированная ткань  расходуется в больших количествах. Если выбран второй способ изготовления баллонов, то баллоны по форме заострены в носовой части, поэтому баллоны наиболее устойчивы к различным нагрузкам, которые могут вызвать подворачивание носов баллонов во время эксплуатации.

Баллоны для катамарана из пвх могут быть однокамерными и двухкамерными. Технология изготовления обоих баллонов одинакова, но однокамерные более экономичны по расходу ткани. Двухкамерные же надежнее и безопаснее в эксплуатации, хотя и требуют больших затрат как ткани, так и времени.  На изготовление баллонов для катамарана идет ткань с прочной кордовой основой, с двумя слоями резинового покрытия.

Из подготовленной заранее ткани вырезают, если используется второй способ изготовления баллонов для катамарана, два куска длиной больше длины самого баллона. Одна заготовка должна иметь ширину, равную половине периметра баллона, а вторая быть больше не менее чем на 60 мм. Таким образом, самодельные баллоны для катамарана получаются качественными и надежными в эксплуатации.

В обязательном порядке все швы и стыки проклеиваются специальным клеем для резины и пвх. После этого баллоны необходимо вывернуть. После этого на место склейки наносится защитная лента, которая должна немного выступать за края шва для большей надежности. Заключительный момент – использование талька для того чтобы лента не утратила липучести во время эксплуатации и продолжала защищать швы. После этого баллоны можно вывернуть наружу. Внешнюю сторону швов обрабатывают по той же технологии, что и внутреннюю.

Для заделки кормовых отверстий изготовляется струбцин — кусок трубы, в которой прорезана щель. Для лучшей герметичности перед заделкой корму в месте перегиба следует промазать пластилином.

Готовый баллон необходимо накачать, собрать каркас, перенести на него очертания стрингеров, который, в свою очередь, должен надежно обхватывать получившийся баллон. При изготовлении двухкамерного баллона между верхним и нижним слоями вклеивается по всей длине перемычка, изготовленная  из тонкой ткани, не пропускающей воздух. Камеры имеют каждая свой отдельный ниппель, который используется для дальнейшего поддува.

Готовые баллоны для катамарана проверяется на герметичность, делается это путем надувания каждой камеры. Обнаруженные в ходе этого процесса проблемы, дефекты или утечки воздуха оперативно устраняются. Важно следить за тем, чтобы в каждой камере давление было одинаковым и постоянным, иначе баллоны нельзя допускать к использованию, поскольку им требуется срочный ремонт.

ballony.com.ua

Баллоны (поплавки) для катамарана своими руками: Выкройка

В сети достаточно много выкроек для изготовления баллонов (поплавков) катамарана своими руками. Однако какие именно из них действительно использовались при конструировании судна в реальности. Даем подробное описание.

 

Для изготовления баллонов своими руками потребуется ПВХ ткань (в основном 850 гр/кв.м). Раскрой производится вдоль рулона, потмоу как если кроить ее поперек, то неизбежно получатся кривые швы, хотя в целях экономии ткани такой вариант может быть применен.

Номер 1. Поплавки для катамарана получаются длиной 4 метра и диаметром 45 см. Не забывайте распечатать эту картинку с учетом рассчета формул длины окружности. 

Получается вот такие баллоны своими руками для Вашего катамарана. Для двоих туристов самое то! Конечно понадобится фурнитура для крепления рамы.

 

Вторая. Эта выкройка определенной формы для поплавков катамарана. Длина 4.5 метра, диаметр 0.35 м. Был получены баллоны для катамарана из которых получилось хорошее универсальное судно. Сдвигаем и получаем узкую посудину, шириной как у байдарки и достаточно скоростную, раздвигаем и получаем катамаран для порожистых участков. Две части выкройки - первая это низ баллонов, вторая - это дека баллонов.

Вот такой катамаран получился ,с учетом того, что в кормовой части баллонов вклеены хвостовики для лучшего курсирования. На топляках они не ломаются!

Не хотите заморачиваться? В нашем магазине очень много туристических катамаранов - выбирайте!

splavitsa.com

Надувной катамаран из ПВХ: Своими руками

Что же нужно для изготовления надувного катамарана из ПВХ своими руками? Для такого судна нужно два основных элемента: это рама и емкости с воздухом.

 

Рама. В походных условиях рама катамарана может быть изготовлена из деревянных жердей, так экономится вес и объем снаряжения. В остальных случаях она изготавливается из дюралевого сплава. В промышленном производстве используют авиационный алюминий марки Д16Т - это довольно дорогой материал, его трудно достать, тем более в малом объеме. Мало того трубы должны быть диаметром 35-40 мм с толщиной стенки  1.5 мм.

В качестве альтернативы подойдет более дешевый сплав АД31Т1, однако раму такую лучше использовать для катамаранов, которые будут использоваться на простых реках.

Баллоны. Изготовление баллонов сложный процесс, поскольку требует определенного опыта. Потребуется выкройка, сама ткань ПВХ, клей, присадка для клея и инструменты (фен, валик, специальный шпатель). Могу сразу Вас заверить, что первые баллоны, они как и блины - комом :) Поэтому лучше заказать изготовление, либо купить заводские. Если Вы все таки решились на самостоятельное изготовление, то наши рекомендации такие:

1. Ткань ПВХ любая, но только лодочная. Плотность от 750 гр/кв.м. Очень хорошая ткань производства Mirasol, из нее готовят баллоны байдарок Хатанга.2. Клей. Лучше по параметрам цена-качество, это клей 900 И. На банке есть подробная инструкция по применению. Понадобится 1 литровая банка с запасом3. Присадка. Десмодур (китайский аналог дешевле). Нужна для добавления в клей, придает термопластичность, Ваши баллоны не развалятся при температуре 70 градусов, но на солнце надутыми не оставляйте.

4. Выкройки. Ниже можете взять выкройку и распечатать на широкоформатном принтере. По этому макету был изготовлен катамаран на примере выше, длиной 4 метра, диаметром баллонов 45 см.

5. Клапана выского давления - покупать можно на рынке, где продают ПВХ лодки.6. Нужны также инструменты, такие как фен, кисточка, ролик для приглаживания ткани и шпатель (такжде может быть куплен на рынке, где продают лодки или ремонтируют их).

7. Стропа, люверсы и фурнитура

В нашем интернет-магазине можно приобрести баллоны иил катамаран целиком.

splavitsa.com

Баллоны для катамарана своими руками

В последние годы среди туристов-парусников приобрели популярность надувные катамараны и тримараны, поплавки которых изготавливаются из прорезиненной ткани. Они обладают несомненными достоинствами — малым весом, достаточной грузоподъемностью, простотой сборки и разборки и возможностью достижения высоких ходовых качеств.

Самодеятельные строители таких судов применяют два основных типа надувных баллонов. По выкройке шьется негерметичный верхний чехол — обтекатель, с пришитыми карманами для крепления стрингеров. Внутрь чехла через кормовое отверстие вкладывается надувная камера, выклеенная без строгого соблюдения формы, но несколько превышающая по объему верхний чехол. Баллон оказывается довольно стойким к механическим воздействиям, но расход дефицитной прорезиненной ткани увеличивается вдвое. Кроме того, имеются и некоторые сложности в эксплуатации таких поплавков.

По второму методу, которому и посвящена настоящая статья, выклеивается цельный веретенообразный баллон с приклеенными к нему карманами или петлями для стрингеров. Такие баллоны имеют острую ватерлинию в носовой части и коническую носовую оконечность, наиболее устойчивую к различным гидродинамическим нагрузкам, могущим вызвать подворачивание носов баллонов на ходу.

Баллоны могут быть однокамерными и двухкамерными (с вклеенной продольной «перемычкой безопасности»). Технология изготовления обоих видов баллонов идентична, но однокамерные более экономичны по расходу ткани и трудозатратам. Двухкамерные баллоны, кроме того, несколько тяжелее, однако надежнее и безопаснее в эксплуатации.

Для изготовления баллонов используется ткань с прочной кордовой основой (лучше всего капроновой) и не менее чем с двумя слоями резинового покрытия. Вес такой ткани находится в пределах 500—1000 г/м2, причем более легкая ткань применяется для малых судов с парусностью около 7 м2. Если имеющаяся ткань слишком тонкая, то ее необходимо дублировать, то есть склеить в два слоя заранее выкроенные одинаковые полотнища. Иногда на подготовленные продольные куски ткани, несколько более длинные. чем баллон, наклеиваются короткие поперечные куски того же материала, перекрывающие друг друга на 15—20 мм. Эта операция легко выполнима в домашних условиях, но на баллоне могут со временем проявиться заметные перетяжки по зонам перекрывания листов, делающие баллон похожим на тело гусеницы.

По второму методу склеиваются два одинаковых полотнища. Эта процедура сложнее, но баллон получается идеальной формы.

Дублирование полотнищ и склейка всех швов производится обычным резиновым клеем по описанной ниже технологии. Сначала тщательно удаляют тальк и обезжиривают поверхности, затем дважды промазывают обе склеиваемые поверхности с промежуточной просушкой до исчезновения прилипания, прижимают обе детали друг к другу и окончательно жестко прикатывают твердым цилиндрическим предметом. При дублировании важно не допустить образования воздушных пузырей, морщин и избежать неправильного наложения склеиваемых полотнищ. Лучше всего на один из готовых кусков, дважды промазанный клеем и высушенный, наложить без складок такой же по размеру лист полиэтиленовой или лавсановой пленки, а затем скатать его пленкой наружу на кусок трубы. Полученный рулон, напоминающий самоклеющиеся обои, легко приклеить ко второму куску ткани. При этом сначала наживляют самый краешек склейки, а потом продвигают трубу с рулоном вперед и одновременно высвобождают предохранительную пленку. В случае образования морщин или пузырей нужно тут же отмывать склейку ваткой с бензином, наматывая рулон обратно, и дождаться повторного высыхания клея. Воздух из совсем маленьких пузырей можно удалить, осторожно проткнув один слой ткани медицинской иглой, затем ткань нужно прикатать.

Наносить клей при дублировании можно поролоновым валиком. Клей при этом наливается в тазик и в него помещается дощечка для удаления излишков клея. Все остальные работы производятся кистью. Густота клея должна быть такова, чтобы не возникало излишних трудностей с его нанесением.

Из подготовленной ткани вырезают два куска длиной немного больше длины баллона. Опытным путем установлено, что наиболее удобная длина катамаранов парусностью 7—15 м2 составляет 5,0—5,8 м. При меньшей длине судно будет чрезмерно зарываться носами, при большей — конструкция катамарана окажется слишком тяжелой. Оптимальный диаметр баллона D=40÷45 см.

Одна заготовка должна иметь ширину не менее половины периметра баллона (3,14 D), а вторая иметь припуск не менее 60 мм на швы. При этом у материала, из которого делаются заготовки, надо еще до дублирования отрезать от кромки полосу шириной 10—15 мм и полоски шириной 30 мм для последующей проклейки швов (всего на один баллон их потребуется 4). Полоски можно не резать по всей длине, а немного надрезав в начале, резким движением разорвать ткань по основе, если это позволяет прочность корда.

На более узкой заготовке нужно отбить мелованной ниткой и прочертить фломастером осевую линию. На оси наметить точки носового и кормового окончаний, учитывая припуск на укорачивание баллона на 100—150 мм после его надувания.

От носовой точки А отложить по оси последовательно расстояния и построить перпендикуляры, как показано на рис. 1. То же сделать от кормовой точки Б и отложить на перпендикулярах ширину заготовки. Затем с помощью гибкой рейки нужно соединить точки на перпендикулярах плавной кривой. Точки В на носовой и кормовой кривых соединяют между собой прямыми линиями, параллельными оси (цилиндрическая часть баллона).

По полученным очертаниям вырезают ножницами верхнее лекало, накладывают его на широкую заготовку нижнего лекала и обчерчивают фломастером контур. Затем вдоль этого контура проводят внешнюю линию (кроме кормового обреза), отстоящую от внутренней на 30 мм. Это припуск на перекрытие клеевого шва. По внешней линии вырезают ножницами нижнее лекало.

Далее можно приступить к склеиванию обеих заготовок. Для этого верхнее лекало накладывают на нижнее так. чтобы припуск нижнего равномерно выступал по всему периметру, кроме транца. Осторожно, чтобы не сдвинуть лекала, плоской кистью слегка промазывают клеем верхнее лекало по периметру, просовывая кисть между лекалами, затем ладонью прижимают кромки. Эта операция устраняет передвижку лекал во время дальнейших операций. Если используют готовые материалы с диагональным дублированием (например газгольдерную ткань), лекала следует положить так, чтобы внешние стороны нижнего и верхнего лекал были разными (лицевой и изнанкой), в противном случае готовые баллоны будут иметь тенденцию к скручиванию.

Промывают бензином и двукратно промазывают клеем носовую часть (на рис. 2 заштриховано). Поворачивают носовой припуск нижнего лекала вокруг оси А-А и приклеивают его к верхнему лекалу.

Подобным образом проклеивают оба боковых шва. Перед этим уголки в носу надо немного подрезать, чтобы они не наложились друг на друга. Эта последняя операция требует особой тщательности, так как надо ухитриться избежать непроклеенных морщин, стремящихся образоваться при загибе довольно жесткого материала по параболической кривой. Для этого надо сначала поставить припуск по всей длине боковых швов вертикально, «приживив» его к торцу материала верхнего лекала (рис. 3, а).

Затем, загибая припуски, надо буквально миллиметр за миллиметром пройти всю длину швов, постепенно приклеивая припуски к верхнему лекалу (рис. 3, б, в, г). При этом надо немедленно разглаживать возникающие складки. Правда, на готовом шве могут остаться морщины, вызванные кривизной линий и набегом материала, но если швы хорошо проклеены и воздушные свищи при надувании баллона не возникают, то эти морщины допустимы. Тем более, что под давлением они расправляются.

После заклейки швов баллоны выворачиваются наизнанку и расправляются для проклейки швов заготовленными лентами изнутри.

Не обязательно стремиться вывернуть баллон до конца, самую носовую оконечность можно оставить непроклеенной на расстоянии 10—15 см от носа. Лента тугой и плотной спиралью, виток к витку, наворачивается внутренней стороной наружу, на отрезок легкой дюралевой трубы большого диаметра, а самые кончики ее прихватываются резинками или клеем. В таком виде ленту легко промывать и намазывать клеем.

Лента укладывается на подготовленную к склейке зону шва так, чтобы она в равной мере перекрывала линию шва в обе стороны. После обычной прикатки следует жестко провести ногтем вдоль уступа шва, чтобы лента плотно облегла этот уступ.

Проклеив швы, следует припудрить их тальком для устранения липучести и вывернуть баллоны обратно в нормальное положение.

Точно таким же образом проклеивают внешние швы. В этом случае ленту следует класть с самого носа, но кончать, не доводя до кормового обреза на 7—10 см, иначе при заделке кормового окончания баллона швы окажутся чрезмерно толстыми.

Примерно в середине верхней половины баллона нужно прорезать отверстие и вклеить резиновую ниппельную трубку (можно использовать клапаны из продающихся в магазинах ремонтных наборов для надувных лодок). Этот узел усиливают дополнительным широким кольцом-накладкой.

Для заделки кормовых отверстий придется изготовить струбцину. Она представляет собой кусок дюралевой трубы 40X2,5 мм, в которой прорезана продольная щель шириной около 5 мм с тщательно закругленными кромками. В эту щель, как в ликпаз, вводится свернутая вдвое, а затем обернутая вокруг трубки диаметром 6 мм кормовая часть баллона, как показано на рис. 4. Затем она затягивается до достижения герметичности баллона винтами М5, посаженными через каждые 30 мм. Для лучшей герметичности перед заделкой корму в месте перегиба следует промазать изнутри тонким слоем пластилина. При другом варианте можно промыть кормовое окончание изнутри и промазать его резиновым клеем. Получается соединение, не пропускающее воздуха, но в то же время легко разъединяемое в том случае, если для ремонта потребуется попасть внутрь баллона. Герметичность заделки легко проверить, опустив кормовую часть баллона в таз с водой.

Готовый баллон нужно накачать до рабочего состояния, собрать ферму-каркас и, установив ее на баллон, перенести на него очертания стрингеров. Стрингера должны глубоко обхватывать баллон — располагаться на высоте 2/3 диаметра баллона. Их крепят к баллону при помощи карманов соответствующего размера, пришитых к прямоугольным кускам прорезиненной ткани (рис. 5). Вместо карманов можно пришить короткие капроновые петли, которые впоследствии привязывают в обхват стрингеров короткими штертиками. При этом способе баллон легко отвязывать и снимать с судна, не разбирая элементов конструкции. На баллон достаточно 10—12 таких петель. Приклеив карманы или петли в намеченные места, выпускают воздух из баллона и прикатывают склейку.

Существует очень простой способ разгрузки коротких карманов стрингеров или петель от давления веса груженого корпуса. Для этого достаточно при сборке катамарана соединить стрингера в 4—5 местах лентами-рессорами, которые примут всю нагрузку на себя и воспрепятствуют «проваливанию» стрингеров и «выжиманию» баллона (особенно — не полностью надутого) вверх между стрингерами (рис. 6). Иногда применяют сквозные карманы — по всей длине стрингера (рис. 7).

Последняя операция — нанесение на баллон предохранительного серебристого покрытия. Для этого готовится смесь, состоящая из разбавленного бензином резинового клея (в 2—3 раза жиже обычного) и алюминиевой пудры (1 столовая ложка на 1 литр). Смесь наносится кистью на надутый баллон, причем не следует водить кистью дважды по сырым местам, исправляя дефекты. Для хорошей ровной окраски обычно приходится промазывать баллон трижды. После высыхания последнего слоя баллон припудривается тальком.

При изготовлении двухкамерного баллона между верхним и нижним лекалами вклеивается по всей длине перемычка из тонкой воздухонепроницаемой ткани, равная по размерам верхнему лекалу. Эта перемычка делит полость баллона на две камеры, герметически изолированные друг от друга. Камеры имеют каждая свой отдельный ниппель для поддува, расположенные выше и ниже перемычки (рис. 8).

Лишняя ткань заготовки перемычки аккуратно по всему периметру верхнего лекала обрезается лезвием бритвы. Затем полученный пакет укладывается на нижнее лекало и склеиваются боковые швы так же, как на однокамерном баллоне.

После проклейки защитной лентой внешней стороны швов баллон выворачивается наизнанку через одну из камер и тщательно проклеивается защитной лентой по всему периметру, кроме открытой кормовой части. Носовая оконечность выворачивается наизнанку полностью.

После этого нужно вернуть баллон в нормальное положение, затем вывернуть его наизнанку через вторую камеру и проклеить стык перемычки и лекала. Эти проклейки одновременно усиливают основной шов изнутри и герметизируют обе камеры (рис. 8). Их нужно сделать с особой тщательностью.

В средней части готового баллона выше и ниже перемычки, не повредив ее, вырезаются отверстия для надувания. Точно на эти отверстия накладываются ниппельные патрубки или вставляются клапаны от надувных лодок (см. рис. 8).

Перед установкой струбцины кормовая часть обязательно промазывается клеем в один слой внутри каждой камеры и склеивается в пакет с тщательной прокаткой.

Готовый баллон проверяется на герметичность путем поочередного надувания каждой камеры отдельно, до рабочего давления. Обнаруженные дефекты и течи устраняются.

В заключение отметим, что при эксплуатации следует добиваться равномерности давления в обеих камерах баллона.

www.barque.ru

Конструкция баллонов

Поплавки — важнейшая часть судна. От них зависит устойчивость, грузоподъёмность, ходовые качества. Существует 2 основных вида баллонов — однослойные и двухслойные.

Как следует из наименований, речь идёт о количестве слоёв материала, образующего каждый поплавок — герметичная ёмкость без внутреннего баллона либо двухслойная конструкция, где верхняя силовая оболочка защищает надувную камеру.

Оба вида имеют плюсы и минусы, и к сожалению, окружены рядом мифов, навеянных производителями.

Однослойные баллоны

Легче, компактнее, быстро собираются. Изготовленные из качественного лодочного ПВХ-материала, не менее надежны, чем двухслойный поплавок. Склейка при производстве усиливает места соединений, а в случае вынужденного ремонта, спецзаплатка справляется со своей задачей «на ура». Ремонтировать моно конструкцию в полевых условиях проще.

Моно баллоны так же разделены на внутренние секции, и повреждение одной из них не утопит судно. Хорошими характеристиками для однослойных гондол считаются немецкие ткани VALMEX Boat Mainstream 1000 г/м2 и Powerstream 1200 г/м2, HEYTex Boat H5559 1200 г/м2.

Valmex 1200 грамм

Недостаток однослойной модели один — правильный материал для его изготовления выходит дороже, чем для двухслойных поплавков, это не рентабельно для производства «на поток».

Двухслойные

Герметичный надувной слой расположен внутри силовой оболочки. Такие поплавки тяжелее в сухом весе, а после сплава прибавляется вес воды во внутреннем межслойном пространстве. Их гораздо сложнее высушить и правильно собрать — сборка может занять несколько часов. Они занимают больше места при хранении. Пробоин боятся не меньше моно.

Внутренняя ёмкость сшита из лёгкого материала средней прочности. Она отчасти повторяет форму основного баллона, чтобы избежать лишних складок, но длиннее него. Благодаря этому камера не накачивается воздухом до упора, а отсутствие давления снижает нагрузку на швы. Лучшие ткани: финская Viniplan 6331 boat 550 г/м2, VALMEX Boat Life raft 7326 500 г/м2.

Ремкомплект MEHLER PLASTEL® boat TE 70

Для ремонта хорошо себя зарекомендовала ПВХ PLASTEL boat TE 90 и TE 70: отлично клеятся, прочность на разрыв полоски 5 см 2800/2800N. С клеем сложнее, на производстве пользуются двухкомпонентными. Один из компромиссных вариантов французский BOSTIK.

Форма гондол

Гондолы первых катамаранов имели простую сигарообразную форму. Шить их нетрудно, а при желании увеличить объём можно сделать изменения в выкройке без сложных расчётов.

На судно с такими баллонами удобно крепить палубу и приспособления для мотора или паруса, поэтому «сосисочные» катамараны – лучший выбор с точки зрения туристов, не ищущих экстрима.

Верблюд Биг Фокс от Рафтмастера

Спортивные двухместные модели шьются в стиле «верблюд». Такое название они получили из-за наплывов-«горбов» на корме и носу. При этом средняя часть, где находятся гребцы и багаж, получается пониженной. Центр тяжести судна тоже смещается вниз, что делает его более устойчивым и управляемым. Кроме того, горбы частично защищают спортсменов от ударов встречных валов.

Количество секций

Внутреннюю ёмкость нередко снабжают перегородками, разделяющими её на несколько независимых секций. Это увеличивает вес катамарана и при сборке придётся каждую секцию накачивать отдельно. Но, даже если судно получит пробоину, в баллоне всё равно останется изрядный запас воздуха, и гребцы успеют самостоятельно зачалить судно к берегу.

Объём

Важная характеристика, от которой зависит грузоподъёмность судна и его способность преодолевать препятствия. Огромный поплавок запросто проходит умеренно сложные бочки, а при грамотной работе экипажа – опасные пенные котлы. Его не опрокидывают жёсткие валы, словом, в любых подобных ситуациях такой катамаран отличается высокой устойчивостью.

Максимальный груз для Урекса Турист-1: 350 кг, для Берег К6: 1700 кг.

Чем больше объём баллонов, тем ниже способность судна к маневрированию, поэтому на слаломных участках тоннажный кат будет чувствовать себя неуверенно.

Дополнительные особенности

  • Отверстия для надувных емкостей могут иметь разные варианты исполнения. Например, самозакрывающийся клапан (модели от «Рафтмастера»), молния («Басег»), рояльные петли («Сварог»).
  • Крепления продолин. У некоторых судов рама на шнуровке, для чего по бокам баллонов есть специальные гребни с люверсами, через которые пропускается верёвка. У такого крепления имеется недостаток – верёвку можно запросто перебить, к примеру, ударившись о камень. Из-за этого многие производители предлагают другой способ: коридор вдоль баллона. Однако вариант нередко подходит только для «родной» рамы, поэтому заменить повреждённую трубу, к примеру, деревянной штакетиной будет проблематично. С этой целью производители иногда совмещают оба крепления: коридор и гребни.
  • Карманы, ручки. Для удобства катамаранщиков на баллонах могут быть отдельные карманы для спасконца, насоса или ремнабора, а также специальные ручки, за которые можно поднимать судно или хвататься, оказавшись в воде.
  • Индивидуальный пошив. Производители предлагают готовые серийные модели, но многие по просьбе заказчика готовы внести изменения в имеющиеся конструкции. Так, при отсутствии внутренних перегородок в надувной ёмкости можно попросить их вклеить, или выбрать более плотный материал для днища. Кому-то хочется увеличить наплывы, проклеить швы, добавить ручки. Подобные улучшения позволят получить плавсредство «под себя».

Рама

Не менее важная деталь, от которой зависит прочность готовой конструкции. Рама катамарана должна быть лёгкой, надёжной и крепкой, чтобы не сломаться при ударах, а это качество достигается разными способами. Начну с правильного материала для рамы.

Материал

Дюралюминий применяют чаще других сплавов. Особенно часто рекомендуют трубы Д16Т, обеспечивающие лучшее соотношение прочности и веса. Изредка встречаются титановые рамы, но они достаточно хрупкие и являются исключением из правил.

Дерево. При экстремально сложной заброске с длительной пешкой многие туристы предпочитают делать каркас на месте стапеля. Разумеется, это возможно лишь в тех районах, где удастся найти подходящие молодые деревья.

Манипуляции с деревом потребуют больше времени, чем сборка «родной» рамы, но позволят существенно сэкономить вес транспортируемого снаряжения. Готовая деревянная конструкция получается прочной и не очень тяжёлой, поэтому на катамаране можно спокойно проходить любые препятствия, которые по силам экипажу. Дерево часто выручает и тех, у кого случилась поломка, ведь на реке других вариантов починить раму попросту нет.

Форма и длина

  • Обычная рама – это скреплённые между собой прямые отрезки трубы. Продолины крепятся по бокам гондол и соединяются поперечинами. У некоторых «верблюдов» имеется ещё и специальная выжимная труба, проходящая под сидушкой и выравнивающая площадку под коленями гребца. Её концы зажимаются под поперечинами.
  • Изогнутые трубы. Существуют модели катамаранов с изогнутыми трубами, например, тритоновский «Аргут». Подобное исполнение каркаса позволяет сформировать баллон и повысить жёсткость конструкции, но имеет ряд недостатков. Один из них – невозможность починить раму в условиях похода.
  • Длинные продолины имеют два варианта исполнения: прямые трубы и гнутые. Они увеличивают жёсткость баллона, благодаря чему катамаран лучше держит курс и режет валы. Однако при нырянии в бочку с крутого слива жёсткие носы глубоко зарываются, и вода может вытолкнуть катамаран на носовую свечку. В свою очередь, жёсткая корма, попав под слив, передаёт усилие на всю раму, что опять же может закончится кормовой свечой.
  • Короткие продолины бывают только прямыми. Оконечности носа и кормы у таких катамаранов мягкие, поэтому в бочке носы «всплывают», спасая судно от свечи и переворота, а корму под сливом притапливает и выталкивает. Вот только расплатой за устойчивость в бочках будет меньшая управляемость.

Способы сборки каркаса

Жесткое болтовое соединение. Поперечины и продолины скреплены болтами, поэтому рама получается жёсткой. Катамаран становится максимально послушным и реагирует на все действия участников экипажа, однако такой каркас неустойчив к деформирующим нагрузкам.

Другие недостатки подобного соединения: болты могут погнуться, усложняя тем самым сборку и разборку, а иногда теряются, поэтому в ремнабор для катамарана с жёстким каркасом лучше на всякий случай положить несколько скруток.

Болт и скрутка

Гибкое соединение на скрутках. Раму на скрутках легче собрать: в качестве соединительных элементов здесь используются жгуты с дюралевым воротком, фиксирующимся манжетой. Другой вариант – обычные полоски резины, нарезанные из старых автомобильных камер. Видел даже бамбуковую раму, скрученную одним лишь скотчем.

Каркас на скрутках получается мягким, прощает значительные деформации, нейтрализует энергию удара, но судно на действия гребцов отзывается с небольшим запозданием.

Цельные и разборные поперечины

Продолины длинные, поэтому разделены на две половины. Это не влияет на прочность рамы, так как значительного напряжения в местах соединения не возникает. Зато с поперечинами, испытывающими разные виды нагрузок, не всё так просто.

Цельная труба надёжней разборной, но мощная вода может сломать что угодно, поэтому нет смысла лишать себя удобства.

Разборные поперечины. Причина их появления связана с удобством и правилами перевозки багажа, которые делаются всё строже. Многие туристы решились на разборную конструкцию – свёрток с вёслами и каркасом становится короче и легко помещается на третью полку. Такая мера усложняет сборку и есть риск срезать болты на торчащих из воды обливняках.

В целом, конструкция приживается, и на водных маршрутах всё чаще можно встретить плавсредства с разборными поперечинами. Некоторые туристы додумались сдвинуть место соединения от центра ближе к баллону, где нагрузка на каркас меньше.

Сидушки

Количество сидушек в идеале равно числу гребцов и кратно двум, так как экипаж распределяется поровну по обоим баллонам. Но возможны и варианты: на «латвийской» двойке сиденья находятся между гондолами.

При матрасном сплаве допустимо размещение пассажиров на рюкзаках. На сложных маршрутах посадка гребца должна обеспечивать безопасность и удобство, поэтому сидушки заранее пришиты к внешней обшивке, либо жёстко закрепляются на месте.

Затекание ног в коленной посадке — нерешенная проблема сплавов на катамаранах. На плёсовых участках удастся передохнуть, распрямив ноги, но даже сойти с ката на берег порой бывает сложно.

Понятие удобства для каждого катамаранщика индивидуально, но не подлежит сомнению лишь одно – сиденье должно быть достаточно высоким, чтобы снизить нагрузку на колени.

На спортивных катамаранах встречается две разновидности сидений: «пулемёты» и более привычные надувные:

  • «Пулемёты» получили столь неожиданное название из-за опоры, напоминающей пулемётную сошку. Конструкция довольно удобная, не сдуется в неподходящий момент, но широкого распространения не получила и воспринимается как экзотика.
  • Надувные сидушки, или банки, более популярны. Они проще в сборке, удобны и имеют всего один недостаток – если случайно вылетит заглушка, сиденье сдуется. Однако такое бывает редко, а во всём остальном приспособление показало себя с лучшей стороны.

Коленные упоры – обязательная часть сидушек, они удерживают гребца на месте, не давая выпасть и позволяя без затруднений работать веслом. Свободным концом они крепятся за продолины и регулируются в зависимости от нужд и габаритов конкретного человека.

У катамаранов «Белрафт» предусмотрено даже по две лямки с каждой стороны, однако по-настоящему оценить подобное удобство сумеют разве что люди с ростом выше среднего.

Фиксирующие ремни способны удерживать ногу в разных местах: кому-то удобней, чтобы они располагались максимально близко к корпусу, но есть и те, кому больше нравится опора на середину бедра. Такие моменты индивидуальны и каждый спортсмен регулирует лямки под себя, благо производители катамаранов дают такую возможность.

Дополнительная деталь на упорах – пряжка-самосброс, как у моделей «Рафтмастера». Она нужна, чтобы освободиться при перевороте, если за ремни зацепилась защита или другие элементы снаряжения.

Дополнительные детали

Палуба или тент встречаются на большинстве плёсовых и тяжеловесных моделей, видел даже палатки на палубах. Необходимы так же водоотталкивающие сумки для багажа.

Не помешает возможность установки паруса и съемного транца для мотора. Словом, совершенству нет предела, и до тех пор, пока существуют катамараны, их конструкции будут модернизироваться.

Создать универсальное судно, подходящее для всех видов сплава, вряд ли получится, но существующие модели имеют все шансы стать лучше.

pro-extrim.com

Третий вариант

Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке. Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях — плашкой с основной метрической резьбой (М10).

Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками. Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.

Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

rollerbord.life

Катамаран своими руками из пластиковых труб

ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

Самодельный катамаран из пластиковых труб

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.

Почему катамаран?

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Из чего состоит катамаран?

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Расчет размеров судна

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Размеры судна рассчитываютсяя для каждого индивидуального случая

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность.  Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.

Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.

Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.

Катамаран на веслах

Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.

Порядок изготовления

Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.

Одноместный катамаран

Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим пластиковые заглушки. Это будет задняя часть катамарана.

Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.

При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде.

Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.

Изготовление сиденья для одноместного катамарана

Для соединения поплавков в один «целый» катамаран можно использовать все, что угодно. Подойдут пластиковые трубы небольшого диаметра, деревянные бруски, металлические уголки и прочее.

  1. Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
  2. Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
  3. Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
  4. На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.

Одноместный катамаран из пластиковых труб своими руками (видео)

Туристический плот

Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.

  1. Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
  2. Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
  3. На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
  4. На раме делают настил из досок.

Так может выглядеть туристический плот

Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.

К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.

trubypro.ru

Как склеить надувной баллон для катамарана

В последние годы среди туристов-парусников приобрели популярность надувные катамараны и тримараны, поплавки которых изготавливаются из прорезиненной ткани. Они обладают несомненными достоинствами — малым весом, достаточной грузоподъемностью, простотой сборки и разборки и возможностью достижения высоких ходовых качеств. Самодеятельные строители таких судов применяют два основных типа надувных баллонов. По выкройке шьется негерметичный верхний чехол — обтекатель, с пришитыми карманами для крепления стрингеров. Внутрь чехла через кормовое отверстие вкладывается надувная камера, выклеенная без строгого соблюдения формы, но несколько превышающая по объему верхний чехол. Баллон оказывается довольно стойким к механическим воздействиям, но расход дефицитной прорезиненной ткани увеличивается вдвое. Кроме того, имеются и некоторые сложности в эксплуатации таких поплавков. По второму методу, которому и посвящена настоящая статья, выклеивается цельный веретенообразный баллон с приклеенными к нему карманами или петлями для стрингеров. Такие баллоны имеют острую ватерлинию в носовой части и коническую носовую оконечность, наиболее устойчивую к различным гидродинамическим нагрузкам, могущим вызвать подворачивание носов баллонов на ходу. Баллоны могут быть однокамерными и двухкамерными (с вклеенной продольной «перемычкой безопасности»). Технология изготовления обоих видов баллонов идентична, но однокамерные более экономичны по расходу ткани и трудозатратам. Двухкамерные баллоны, кроме того, несколько тяжелее, однако надежнее и безопаснее в эксплуатации.

Для изготовления баллонов используется ткань с прочной кордовой основой (лучше всего капроновой) и не менее чем с двумя слоями резинового покрытия. Вес такой ткани находится в пределах 500—1000 г/м2, причем более легкая ткань применяется для малых судов с парусностью около 7 м2. Если имеющаяся ткань слишком тонкая, то ее необходимо дублировать, то есть склеить в два слоя заранее выкроенные одинаковые полотнища. Иногда на подготовленные продольные куски ткани, несколько более длинные. чем баллон, наклеиваются короткие поперечные куски того же материала, перекрывающие друг друга на 15—20 мм. Эта операция легко выполнима в домашних условиях, но на баллоне могут со временем проявиться заметные перетяжки по зонам перекрывания листов, делающие баллон похожим на тело гусеницы.

По второму методу склеиваются два одинаковых полотнища. Эта процедура сложнее, но баллон получается идеальной формы. Дублирование полотнищ и склейка всех швов производится обычным резиновым клеем по описанной ниже технологии. Сначала тщательно удаляют тальк и обезжиривают поверхности, затем дважды промазывают обе склеиваемые поверхности с промежуточной просушкой до исчезновения прилипания, прижимают обе детали друг к другу и окончательно жестко прикатывают твердым цилиндрическим предметом. При дублировании важно не допустить образования воздушных пузырей, морщин и избежать неправильного наложения склеиваемых полотнищ. Лучше всего на один из готовых кусков, дважды промазанный клеем и высушенный, наложить без складок такой же по размеру лист полиэтиленовой или лавсановой пленки, а затем скатать его пленкой наружу на кусок трубы. Полученный рулон, напоминающий самоклеющиеся обои, легко приклеить ко второму куску ткани. При этом сначала наживляют самый краешек склейки, а потом продвигают трубу с рулоном вперед и одновременно высвобождают предохранительную пленку. В случае образования морщин или пузырей нужно тут же отмывать склейку ваткой с бензином, наматывая рулон обратно, и дождаться повторного высыхания клея. Воздух из совсем маленьких пузырей можно удалить, осторожно проткнув один слой ткани медицинской иглой, затем ткань нужно прикатать. Наносить клей при дублировании можно поролоновым валиком. Клей при этом наливается в тазик и в него помещается дощечка для удаления излишков клея. Все остальные работы производятся кистью. Густота клея должна быть такова, чтобы не возникало излишних трудностей с его нанесением.

Из подготовленной ткани вырезают два куска длиной немного больше длины баллона. Опытным путем установлено, что наиболее удобная длина катамаранов парусностью 7—15 м2 составляет 5,0—5,8 м. При меньшей длине судно будет чрезмерно зарываться носами, при большей — конструкция катамарана окажется слишком тяжелой. Оптимальный диаметр баллона D=40÷45 см.

Одна заготовка должна иметь ширину не менее половины периметра баллона (3,14 D), а вторая иметь припуск не менее 60 мм на швы. При этом у материала, из которого делаются заготовки, надо еще до дублирования отрезать от кромки полосу шириной 10—15 мм и полоски шириной 30 мм для последующей проклейки швов (всего на один баллон их потребуется 4). Полоски можно не резать по всей длине, а немного надрезав в начале, резким движением разорвать ткань по основе, если это позволяет прочность корда. На более узкой заготовке нужно отбить мелованной ниткой и прочертить фломастером осевую линию. На оси наметить точки носового и кормового окончаний, учитывая припуск на укорачивание баллона на 100—150 мм после его надувания. Информация об изображенииРис. 1. Выкройка верхнего лекала для баллона От носовой точки А отложить по оси последовательно расстояния и построить перпендикуляры, как показано на рис. 1. То же сделать от кормовой точки Б и отложить на перпендикулярах ширину заготовки. Затем с помощью гибкой рейки нужно соединить точки на перпендикулярах плавной кривой. Точки В на носовой и кормовой кривых соединяют между собой прямыми линиями, параллельными оси (цилиндрическая часть баллона). По полученным очертаниям вырезают ножницами верхнее лекало, накладывают его на широкую заготовку нижнего лекала и обчерчивают фломастером контур. Затем вдоль этого контура проводят внешнюю линию (кроме кормового обреза), отстоящую от внутренней на 30 мм. Это припуск на перекрытие клеевого шва. По внешней линии вырезают ножницами нижнее лекало. Информация об изображенииРис. 2. Заделка носовой части Далее можно приступить к склеиванию обеих заготовок. Для этого верхнее лекало накладывают на нижнее так. чтобы припуск нижнего равномерно выступал по всему периметру, кроме транца. Осторожно, чтобы не сдвинуть лекала, плоской кистью слегка промазывают клеем верхнее лекало по периметру, просовывая кисть между лекалами, затем ладонью прижимают кромки. Эта операция устраняет передвижку лекал во время дальнейших операций. Если используют готовые материалы с диагональным дублированием (например газгольдерную ткань), лекала следует положить так, чтобы внешние стороны нижнего и верхнего лекал были разными (лицевой и изнанкой), в противном случае готовые баллоны будут иметь тенденцию к скручиванию. Промывают бензином и двукратно промазывают клеем носовую часть (на рис. 2 заштриховано). Поворачивают носовой припуск нижнего лекала вокруг оси А-А и приклеивают его к верхнему лекалу. Подобным образом проклеивают оба боковых шва. Перед этим уголки в носу надо немного подрезать, чтобы они не наложились друг на друга. Эта последняя операция требует особой тщательности, так как надо ухитриться избежать непроклеенных морщин, стремящихся образоваться при загибе довольно жесткого материала по параболической кривой. Для этого надо сначала поставить припуск по всей длине боковых швов вертикально, «приживив» его к торцу материала верхнего лекала (рис. 3, а). Затем, загибая припуски, надо буквально миллиметр за миллиметром пройти всю длину швов, постепенно приклеивая припуски к верхнему лекалу (рис. 3, б, в, г). При этом надо немедленно разглаживать возникающие складки. Правда, на готовом шве могут остаться морщины, вызванные кривизной линий и набегом материала, но если швы хорошо проклеены и воздушные свищи при надувании баллона не возникают, то эти морщины допустимы. Тем более, что под давлением они расправляются. После заклейки швов баллоны выворачиваются наизнанку и расправляются для проклейки швов заготовленными лентами изнутри. Не обязательно стремиться вывернуть баллон до конца, самую носовую оконечность можно оставить непроклеенной на расстоянии 10—15 см от носа. Лента тугой и плотной спиралью, виток к витку, наворачивается внутренней стороной наружу, на отрезок легкой дюралевой трубы большого диаметра, а самые кончики ее прихватываются резинками или клеем. В таком виде ленту легко промывать и намазывать клеем. Лента укладывается на подготовленную к склейке зону шва так, чтобы она в равной мере перекрывала линию шва в обе стороны. После обычной прикатки следует жестко провести ногтем вдоль уступа шва, чтобы лента плотно облегла этот уступ. Проклеив швы, следует припудрить их тальком для устранения липучести и вывернуть баллоны обратно в нормальное положение. Точно таким же образом проклеивают внешние швы. В этом случае ленту следует класть с самого носа, но кончать, не доводя до кормового обреза на 7—10 см, иначе при заделке кормового окончания баллона швы окажутся чрезмерно толстыми. Информация об изображенииРис. 4. Заделка кормовой части баллона Примерно в середине верхней половины баллона нужно прорезать отверстие и вклеить резиновую ниппельную трубку (можно использовать клапаны из продающихся в магазинах ремонтных наборов для надувных лодок). Этот узел усиливают дополнительным широким кольцом-накладкой. Для заделки кормовых отверстий придется изготовить струбцину. Она представляет собой кусок дюралевой трубы 40X2,5 мм, в которой прорезана продольная щель шириной около 5 мм с тщательно закругленными кромками. В эту щель, как в ликпаз, вводится свернутая вдвое, а затем обернутая вокруг трубки диаметром 6 мм кормовая часть баллона, как показано на рис. 4. Затем она затягивается до достижения герметичности баллона винтами М5, посаженными через каждые 30 мм. Для лучшей герметичности перед заделкой корму в месте перегиба следует промазать изнутри тонким слоем пластилина. При другом варианте можно промыть кормовое окончание изнутри и промазать его резиновым клеем. Получается соединение, не пропускающее воздуха, но в то же время легко разъединяемое в том случае, если для ремонта потребуется попасть внутрь баллона. Герметичность заделки легко проверить, опустив кормовую часть баллона в таз с водой. Готовый баллон нужно накачать до рабочего состояния, собрать ферму-каркас и, установив ее на баллон, перенести на него очертания стрингеров. Стрингера должны глубоко обхватывать баллон — располагаться на высоте 2/3 диаметра баллона. Их крепят к баллону при помощи карманов соответствующего размера, пришитых к прямоугольным кускам прорезиненной ткани (рис. 5). Вместо карманов можно пришить короткие капроновые петли, которые впоследствии привязывают в обхват стрингеров короткими штертиками. При этом способе баллон легко отвязывать и снимать с судна, не разбирая элементов конструкции. На баллон достаточно 10—12 таких петель. Приклеив карманы или петли в намеченные места, выпускают воздух из баллона и прикатывают склейку. Существует очень простой способ разгрузки коротких карманов стрингеров или петель от давления веса груженого корпуса. Для этого достаточно при сборке катамарана соединить стрингера в 4—5 местах лентами-рессорами, которые примут всю нагрузку на себя и воспрепятствуют «проваливанию» стрингеров и «выжиманию» баллона (особенно — не полностью надутого) вверх между стрингерами (рис. 6). Иногда применяют сквозные карманы — по всей длине стрингера (рис. 7). Последняя операция — нанесение на баллон предохранительного серебристого покрытия. Для этого готовится смесь, состоящая из разбавленного бензином резинового клея (в 2—3 раза жиже обычного) и алюминиевой пудры (1 столовая ложка на 1 литр). Смесь наносится кистью на надутый баллон, причем не следует водить кистью дважды по сырым местам, исправляя дефекты. Для хорошей ровной окраски обычно приходится промазывать баллон трижды. После высыхания последнего слоя баллон припудривается тальком. При изготовлении двухкамерного баллона между верхним и нижним лекалами вклеивается по всей длине перемычка из тонкой воздухонепроницаемой ткани, равная по размерам верхнему лекалу. Эта перемычка делит полость баллона на две камеры, герметически изолированные друг от друга. Камеры имеют каждая свой отдельный ниппель для поддува, расположенные выше и ниже перемычки (рис. 8). Лишняя ткань заготовки перемычки аккуратно по всему периметру верхнего лекала обрезается лезвием бритвы. Затем полученный пакет укладывается на нижнее лекало и склеиваются боковые швы так же, как на однокамерном баллоне. После проклейки защитной лентой внешней стороны швов баллон выворачивается наизнанку через одну из камер и тщательно проклеивается защитной лентой по всему периметру, кроме открытой кормовой части. Носовая оконечность выворачивается наизнанку полностью. После этого нужно вернуть баллон в нормальное положение, затем вывернуть его наизнанку через вторую камеру и проклеить стык перемычки и лекала. Эти проклейки одновременно усиливают основной шов изнутри и герметизируют обе камеры (рис. 8). Их нужно сделать с особой тщательностью. В средней части готового баллона выше и ниже перемычки, не повредив ее, вырезаются отверстия для надувания. Точно на эти отверстия накладываются ниппельные патрубки или вставляются клапаны от надувных лодок (см. рис. 8). Перед установкой струбцины кормовая часть обязательно промазывается клеем в один слой внутри каждой камеры и склеивается в пакет с тщательной прокаткой. Готовый баллон проверяется на герметичность путем поочередного надувания каждой камеры отдельно, до рабочего давления. Обнаруженные дефекты и течи устраняются.

В заключение отметим, что при эксплуатации следует добиваться равномерности давления в обеих камерах баллона.

Понравилась ли вам эта статья?

www.barque.ru


Смотрите также